Разнообразие философской мысли и логические основания ее классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Философия является одной из древнейших областей знаний, которыми занималось человечество на протяжении всего своего развития. Это объясняется тем, что вопросы о первоначалах бытия, о путях социального развития, о смысле жизни и предназначении человека были и остаются основополагающими для любого сообщества людей. В этом плане философия первична по отношению к естественным и гуманитарным наукам, поскольку именно она стремится найти всеобщие принципы, законы и закономерности, проявляющиеся во всех областях жизни природы и общества.

Оглавление

Принципы классификации и типы философии 3
Разнообразие философской мысли и логические основания ее классификации 4
Проблемы соотношения духа и материи в философии 6
Методологические подходы к постижению мира 8
Средства мировоззренческого постижения мира 9
Идея Бога в философии 11
Количество глубинных основ мира 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

 

Идея Бога в философии 

      Поскольку религиозное мировоззрение, сердцевиной  которого является вера в Бога, было и остается наиболее распространенным мировоззрением, то отношение до идеи Бога было и остается важным показателем в деле классификации философии, философских школ и направлений. По этому показателю содержание философской мысли может быть распределено по следующим типам: Деизм, Пантеизм, Теизм, Атеизм. Все эти философские подходы решения идеи Бога по-разному определяют соотношение этого Бога с реальным миром (Природой, Вселенной).

      Деизм (от латинского слова "Deus" – Бог) разделят Бога и мир непроходимой и непреодолимой пропастью. Бог трансцендентен (от латинского слова "transcendentis" – переступающий, выходящий за пределы) миру. Деизм считает Бога надмировым; допускает, что в какой-то момент Бог сотворил мир: создал материю из ничего и вложил в материю законы, по которым она существует, по которым протекают все естественные процессы. Создав мир и подчинив его законам, Бог больше не вмешивается в процессы этого мира, поскольку его вмешательство свидетельствовало бы о том, что Бог сам себя исправляет, а это унижало бы достоинство самого Бога. Создав мир, Бог совершенно отмежевался от него. Познать существо Бога невозможно, поскольку Бог находится вне мира и ничем себя в этом мире не обнаруживает. Это с одной стороны, а с другой Бог – качественно отличен от мира и никак не может быть описан (втиснут в) параметрами этого мира. Деизм говорит, что из рассмотрения мира мы можем только заключить, что есть Творец этого мира (материи и ее законов) и что Бог никоим образом не вмешивается в дела мира, и никакие личностные взаимоотношения с Ним невозможны. Он, просто, – творец и законодатель мира; Он – высшая внемировая сила.

      Пантеизм (от греческих слов: "pan" – все и "theos" – бог; дословно – "всебожие") считает, что Бог имманентен (от латинского слова "immanentis" – свойственный присущий, неразрывно связан) миру. Бог слит с Природой или разлит в ней. Содержание пантеистических взглядов хорошо выражено словами Спинозы: "Deus sive Natura" – Бог или Природа. Бог – это сама природа. Никаким отдельным от природы существованием или отличными от природы признаками Бог, согласно пантеизму, не обладает. Бог не обладает качествами личности, он не слышит наших молитв, не отвечает на наши обращения к нему. Изучая, подчиняясь и почитая природу, мы изучаем, подчиняемся и почитаем Бога.

      Деизм и пантеизм, на словах признавая Бога, привлекая идею Бога для решения некоторых мировоззренческих проблем (например, возникновение мира, происхождение закономерностей в мире и подобных "запредельных проблем), выступали против веры в Бога, как в личностное существо, с которым человеку можно общаться, получать от Всевышнего какую-то помощь, ожидать чуда и тому подобное. Представители деизма и пантеизма отрицательно относились ко всем существующим религиям, критиковали их вероучения и практику. Современники считали деистов и пантеистов скрытыми, замаскированными атеистами. Частично - это так. Но по своему содержанию деизм и пантеизм можно одновременно считать и непоследовательным, не до конца атеизмом и в тоже время непоследовательным и не до конца мировоззрением религиозным. Разрабатываемые деистами и пантеистами идеи Бога и его взаимодействие с природой могут быть использованы – использовались и сейчас используются – как для защиты атеизма, так и для защиты религии, и в тоже время, как против религии, так и против атеизма. Это видно хотя бы на примере такого философско-религиозного мировоззрения, каким является теизм.

      Теизм – на словах пытается соединить в себе черты деизма и пантеизма, поскольку считает, что Бог одновременно и имманентен природе и в тоже время трансцендентен по отношении к ней. Причем имманентность и трансцендентность Бога теизм истолковывает по своем специфическому разумению.

      Теизм утверждает, что трансцендентность  Бога заключается в том, что Он – выше созданной им природы, недоступен своим тварям (творениям), не постижим разумом человека. В этом случае они свои взгляды подкрепляют не только философскими идеями деистов, но и ссылками, например, на Библию, которая утверждает, что "Бог во свете живет неприступном, Его же никто из человеков не видел и видеть не может" (1-ое Тимофею, 6:16; Иоанна, 1:18; 1-ое Иоанна 4:12). А имманентность Бога теизм понимает в том смысле, что Бог не удален от человека, но находится рядом с ним; что человек Богом "живет, движется и существует" (Деяния, 17:28). В этом плане "имманентный" Бог всегда слышит наши обращения к нему, всегда готов прийти к нам на помощь.

      Теизм очень близок к богословию, но не тождественен с ним. Богословие (теология) всегда конфессионально. Его задача - дать теоретическое оправдание религиозным идеям, догматам, концепциям и практике, культу своего вероисповедания. Нет богословия вообще, а есть богословие православное, католическое, баптистское, иеговистское, шиитское, ваххабистское, хасидистское, ламаистское и так далее. В этом плане богословие в изобилии пользуется теизмом, но всегда как бы конкретизирует его взгляды применительно к своему вероисповеданию.

      Атеизм (от греческих слов "а" – без, не; и "theos" – Бог) – безбожие, отрицание существования Бога. Существуют различные оттенки атеизма: от веры в то, что Бога нет – религиозный человек верит, что Бог есть, а такой атеист верит, что Бога нет, до сомнения в существовании Бога – может быть есть, а может быть и нет, до твердого отрицания существования чего бы то ни было сверхъестественного – твердые, последовательные атеисты.

      Деисты, пантеисты и разного рода атеисты  в настоящее время ведут свою собственную пропаганду, но также  объединяются между собой в международные  и региональные организации и  ведут борьбу против религии, религиозного фундаментализма, примитивных религиозных верований. Различного рода мистико-религиозные новые, молодые организации типа теософского общества, иллюминатов, масонов, Нью-Эйдж (Новая эпоха), Белого братства, мунизма, синрике, – каждое по-своему используют и опираются на теистическое философское наследство.

 

Количество глубинных  основ мира 

      Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед  проблемой: один, два или много  существует глубинных основ, начал, первопричин, исходных принципов самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как Монизм, Дуализм, Плюрализм.

      Монизм (от греческого слова "монос" –  один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой, первопричиной видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух, идею, чувства. Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII столетия, Фейербаха, марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьев, современного неотомизма, теизма.

      Дуализм (от латинского слова "duo" – два) – это мировоззрение, которое  видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал, факторов, борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир, Дух и Материя, Добро и Зло, Белое и Черное, Бог и Диавол, Свет и Тьма, Ин и Ян, Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов. Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме ("Труд и Капитал") и у многих других философов.

      Плюрализм (от латинского слова "pluralis" – множественный, много) – признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово "Плюрализм" применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже - противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.

 

Список использованной литературы

  1. Авторский курс лекций «Философия» Сурововой О.С. Столичный гуманитарный институт;
  2. Неслучайная статья. Дулуман Е.: Принципы классификации и типы философии;
  3. Философия. Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М., 2007 г.

Информация о работе Разнообразие философской мысли и логические основания ее классификации