Разнообразие философской мысли и логические основания ее классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Философия является одной из древнейших областей знаний, которыми занималось человечество на протяжении всего своего развития. Это объясняется тем, что вопросы о первоначалах бытия, о путях социального развития, о смысле жизни и предназначении человека были и остаются основополагающими для любого сообщества людей. В этом плане философия первична по отношению к естественным и гуманитарным наукам, поскольку именно она стремится найти всеобщие принципы, законы и закономерности, проявляющиеся во всех областях жизни природы и общества.

Оглавление

Принципы классификации и типы философии 3
Разнообразие философской мысли и логические основания ее классификации 4
Проблемы соотношения духа и материи в философии 6
Методологические подходы к постижению мира 8
Средства мировоззренческого постижения мира 9
Идея Бога в философии 11
Количество глубинных основ мира 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 99.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

 

     

Принципы  классификации и  типы философии 

      Философия является одной из древнейших областей знаний, которыми занималось человечество на протяжении всего своего развития. Это объясняется тем, что вопросы о первоначалах бытия, о путях социального развития, о смысле жизни и предназначении человека были и остаются основополагающими для любого сообщества людей. В этом плане философия первична по отношению к естественным и гуманитарным наукам, поскольку именно она стремится найти всеобщие принципы, законы и закономерности, проявляющиеся во всех областях жизни природы и общества.

      По  проблемам мировоззрения философия  предлагает нам самые разнообразные ответы, поскольку разнообразным является мир, в котором мы живем, разнообразным является и положение каждого из нас в этом мире. Наряду с этим каждая отдельная философия (философское произведение, учение отдельного философа или всей философской школы) не может ни объять все проблемы мировоззрения, ни дать по какой-то одной мировоззренческой проблеме исчерпывающий ответ или, как говорят сами философы, "предложить нам Абсолютную Истину". Конечно, философия стремится к исчерпывающему ответу в последней инстанции. Если бы она не стремилась к этому, то кому и зачем нужна была бы такая философия? Но в действительности, каждая философия (произведение, школа) обычно затрагивает только определенную (или определенные) проблемы и к решению ее подходить с определенных позиций, с определенным методом исследования и таким образом приобретает свои неповторимые или характерные черты конкретности.

 

Разнообразие философской  мысли и логические основания ее классификации 

        Философское мировоззрение - это  теоретический тип мировоззрения со всеми принадлежащими ему особенностями. Но кроме всего этого каждое философское произведение - это проявление индивидуального и неповторимого мировоззрения того или иного философа, а поэтому несет на себе отражение неповторимой личности философа. И сколько есть оригинальных философских произведений, столько есть оригинальных и неповторимых философских мировоззрений. А поэтому знакомиться с философией можно путем изучения философских произведений.

      Фридрих Энгельс как-то даже говорил, что научиться философствовать можно единственным способом - чтением философских книг. С этим утверждением можно, с одной стороны, согласится, а с другой, отрицать его правомерность. Без чтения философских произведений, действительно, нельзя стать философом, но и одного чтения философских произведений совершенно недостаточно для того, чтобы самому писать философские произведения или стать философом. К тому же, всей жизни одного человека не хватит только для того, чтобы с пониманием перечитать - не говоря уже об изучении! - все сочинения наиболее выдающих философов.

      Как и в каждой науке, изучение философских  произведений началось со сбора материала  и его упорядочения: отбор по определенным признакам и распределение по группам, – то есть его классификация. Проделанная работа дала возможность определить общее и отличное в разных философских произведениях и таким образом сопоставить их несопоставимое – неповторимость мировоззренческого содержания каждого философского произведения. Все это дало возможность глубже и конкретнее изучить саму философию, определить сущность решения философией мировоззренческих проблем.

      Мировоззренческие взгляды философов, философских  произведений и философских школ принято классифицировать по таким  признакам:

  • По содержанию решения философией мировоззренческих проблем. Здесь имеется в виду, что именно говорит философ или его школа по поводу тех или иных мировоззренческих проблем; что нового по сравнению со своими предшественниками вносит в философию данный философ, а в чем он повторяет других или чем противопоставляет себя другим.
  • Какова оценка философом соотношения духа и материи? По этому признаку философскую мысль можно поделить на идеализм, материализм и дуализм.
  • По методологии исследования мировоззренческих проблем. Может быть метафизической или диалектической.
  • По той роли, которую отводит философия разуму и чувствам в постижении мировоззренческих проблем. В соответствии с этим показателем различают два вида философии: философский рационализм и философский сенсуализм.
  • По месту и содержанию Идеи Бога в философии. По этому признаку различают такие философские школы: Теизм, Деизм, Пантеизм, Атеизм.
  • По количеству доминирующих факторов (начал, первопричин) в мире философия разделяется на Монизм, Дуализм и Плюрализм.
  • И, наконец, по национальной специфике и историческом времени функционирования философской мысли.

      По  перечисленным признакам можно охватить, оценить и описать почти все философское наследство и направления философской мысли. Существуют и другие признаки классификации философской мысли.

      Одну  и ту же философию можно характеризовать  по разным признакам. Двух или более  философов по одним показателям  можно зачислять к одному и  тому же типу, а по другим - к разным и даже враждебных друг другу.

 

Проблемы  соотношения духа и материи в философии 

      Изучая  мир в целом в его мировоззренческом  восприятии, философия давно установила, что все существующее в мире можно  разделить на два качественно  отличных друг от друга вида – Материя  и Дух. Выявив эти две группы явлений, философы издавна пытаются определить специфику каждого из них; установить характер взаимосвязи и взаимодействия между ними; свести их друг к другу или решительно размежевать их. В истории философии трудно найти философа, философскую школу или хотя бы одно философское произведение, которые бы тем или иным образом не касались этой проблемы или слепо не исходили из уже готового решения проблемы соотношения Духа и Материи.

      Марксистская  философия считает проблему соотношения  Духа и Материи (Марксисты в данном случае употребляют выражение: "Соотношение Бытия и Сознания", что несколько некорректно) главным и чуть ли не единственным серьезным вопросом философского обсуждения.

      Философские школы, которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а  Дух (Сознание) – производным и зависимым от Материи назывались философскими школами материализма. Материализм есть философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, французских материалистов XVIII столетия, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки.

      В общих чертах в рамках материалистической философии можно встретить разные формы материализма. Вульгарный материализм  не усматривает в мире ничего другого, кроме материи. Для него даже мысль  материальна. Немецкий материалист XIX столетия Бюхнер утверждал, что мозг выделяет мысль точно так, как почки – мочу. Метафизический материализм признает материю извечно неизменной основой действительности, а отсюда, по его мнению, в мире (в самой материи) нет никаких внутренних противоречий, нет никакого развития, никаких качественных изменений. Изменения, которые мы, очевидно, наблюдаем, по философии метафизических материалистов, – это только временные связи между собой тех или иных элементов материи. А поскольку количество элементов исчерпаемо, то и варианты комбинаций этих элементов также исчерпаемы, из-за чего в мире происходит не развитие, а повторения через определенный промежуток времени одного и того же. А вид комбинаций материальных частиц обусловлен не внутренними, а внешними причинами – случай, закон тяготения, положение в пространстве и тому подобное. Марксизм в противоположность вульгарному материализму называет себя материализмом научным, а в противоположность материализму метафизическому называет себя материализмом диалектическим.

      В обыденном мировоззренческом видении  материалистами называют тех, кто всегда, или в данном конкретном случае, при решении той или иной жизненной  проблемы на первое место ставит материальные интересы (материальные факторы), а  факторами и последствиями духовными пренебрегает.

      Философия, которая провозглашает Дух (Сознание) первичным, а материю - вторичной называется Идеализмом.

      Философские школы, которые признают существование Духа, как такого, который ни от чего не зависит; как Закон, который существует сам по себе и управляет процессами мира, раскрывает себя в мире; как какие-то Идеи, которые стоят над миром, но дают миру жизнь и направление развития, – называют школами Объективного идеализма. Наиболее типичным представителем объективного идеализма был Платон и Гегель.

      Философские школы, которые признают существование субъективного духа, то есть существование совокупности тех явлений, которые мы называем продуктом нашего сознания (чувства, побуждения, представления, понятия) и которые по оценками таких философов, "создают" мир и все, что в нем, – называют Субъективными идеалистами. Наиболее типичным представителей этой философской школы является большинство представителей ортодоксальной индийской философии, а также Давид Юм, Джордж Беркли, Фихте, частично - Эммануил Кант. 

 

Методологические  подходы к постижению мира 

      Гегель, а за ним и марксизм, в исследование истории развития философской мысли  внесли деление философской мысли  на Метафизическую и Диалектическую.

      Первая  из них, Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые и вечные основы. Все изменчивое, непостоянное она считает второстепенным, несущественным и неистинным бытием. Для этой философии характерны поиски и раскрытие содержания конечных основ всего сущего. Она пытается схватить мир в его сталости, в "остановленном виде". Ей присуща косность мысли и попытка "упростить" действительность, свести ее к схемам, редукционировать сложные процессы действительности. Для метафизического философствования характерна косность мысли, преклонение перед авторитетами прошлого. Доказательство истинности своих суждений здесь часто "подтверждается" цитатами из авторитетных сочинений прошлого. Метафизики настороженно относятся к новым научным открытиям, стараются втиснуть их в старые схемы. Для изложения сущности мировоззрения метафизикам достаточно формальной логики. Гегель считал, что типичным примером воплощения метафизики была философия Христина Вольфа. Марксизм, в его крайнем выражении, считает, что все философии, кроме марксизма, являются философиями метафизическими. Метафизика сейчас находит широкое применение в богословии и так называемой "религиозной философии".

      Диалектика  пытается описать мир в его  изменчивости, движении, развитии. Причину  развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины XIX столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном. 

 

Средства мировоззренческого постижения мира 

      Добывая и предлагая истину по мировоззренческим проблемам, философия при этом пользуется – и нам предлагает пользоваться – разными средствами постижения мира. Учитывая это обстоятельство, исследователи относят отдельных философов, философские школы к следующим типам:

  • Рационализм (от латинского слова "ratio" – понимаю; разум) – это такая философия, которая решает мировоззренческие проблемы только при помощи разума, путем рационального, логического мышления, умовывода. Классическим примером рационалистической философии являются картезианство (школа последователей Декарта), гегельянство, философия Аристотеля, Спинозы, Лейбница, французских материалистов XVIII столетия, современного позитивизма, марксизма. Философия вообще рационалистическая даже в том случае, если она официально отрицает и третирует разум, выступает против рационализма. Без теоретического, рационального мышления нет никакой философии. Вспомним, что философия, по определению, - это теоретический тип мировоззрения. А теоретического мышления не бывает без употребления рациональных способностей человека. Если какая-нибудь анти рациональная философия выступает против рационализма, то она свою анти рациональность сначала должна рационально обосновать, и только после этого сможет перейти к изложению сути своего анти рационального мировоззрения.
  • Сенсуализм (от латинского слова "sensus" – чувства, восприятия) провозглашает чувства главным или даже единственным источником получения знаний. Типичным представителем сенсуализма был английский философ Джон Локк. Сенсуализм может входить составной частью в разные философские школы идеализма и материализма, диалектики и метафизики. В то же время на почве гиперболизации роли чувств в познании может произрастать как субъективный идеализм, так и вульгарный материализм.
  • Интуитивизм (от латинского слова "intuery" – присматриваться, "видеть насквозь") считает, что мировоззренческие истины человек может открыть и усвоить не при помощи разума или чувств, а путем алогичной догадки, невыразимого "прозрения", вдохновения, "откровения свыше". Типичным представителем интуитивизма был бельгийский философ Анри Бергсон. Интуицию как дополнительный, или – третий путь познания признавали Декарт, Спиноза, Локк и другие философы, ученые, художники.
  • Иррационализм – отбрасывание, отрицание положительного значения "рацио", разума; философия, которая считает невозможным постичь и изложить мировоззренческую истину в рациональной форме, осуждает здравый смысл, восхваляет бессмыслие. Видным представителем иррационализма был датский философ Серен Кьеркегор. Значительное место иррационализму отводится в философии Ницше, экзистенциализме XX столетия, современном постмодернизме.

Информация о работе Разнообразие философской мысли и логические основания ее классификации