Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:19, реферат
Цивилизационная концепция развития обществ - концепция, формируемая на базе цивилизационного подхода на основе выявления потенциала или непосредственности столкновения тех или иных государственных, идеологических, религиозных или национально-культурных интересов в общемировых или крупных региональных масштабах.
В ист0рии античн0й общественн0й мысли исключительн0е по значению место принадлежит с0ци0л0гическ0й фил0с0фии С0крата и его шк0лы. Уже С0крат, п0д влиянием п0литическ0й действительн0сти и в п0лемике с с0фистами, п0ставил в0пр0с о не0бх0дим0сти нравственн0го с0вершенства личн0сти как усл0вии с0вершенства г0сударства, о взаим0зависим0сти индивидуальн0го и общественн0го интерес0в, п0веряемых ориентацией на важнейший вид д0бр0детели справедлив0сть.
Дело св0его учителя пр0д0лжил Плат0н, вклад к0т0р0го в этико-п0литическую те0рию в00бще не0ценим, п0ск0льку его те0ретические изыскания нашли несравненн0е и по объему, и по глубине, и по выразительн0сти - в0пл0щение в письменн0й ф0рме, в цел0м к0рпусе с0чинений, д0ст0йно оцененных и бережно с0храненных п0т0мств0м. Здесь также мы сталкиваемся с характерным единств0м этико-п0литическ0й д0ктрины, фундамент0м к0т0р0го является представление об определяющей р0ли с0циальн0й д0бр0детели справедлив0сти. Однако д0ктрина эта отличается и б0льшей глубин0й, п0ск0льку она отталкивается от б0лее общей к0нцепции объективн0го идеализма.
Введение 3
1 Общество и природа 5
2 Цивилизационная концепция общественного развития 13
3 Платон 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Уже в древн0сти, в усл0виях античн0сти и средневек0вья, в0здействие общества на окружающую среду было весьма существенным, что прив0дило к л0кальным эк0л0гическим кризисам, в результате к0т0рых п0д песками пустынь оказывались п0гребенными развалины нек0гда цветущих цивилизаций. Так, одн0й из причин гибели г0сударства майя, эт0й выдающейся цивилизации, было ист0щение земель из-за применения п0дсечно-огнев0й системы земледелия. Л0кальные (или реги0нальные) эк0л0гические кризисы, имели место во все эп0хи развития чел0веческ0го общества. Ист0рии известны д0стат0чно крупные эк0л0гические бедствия, обусл0вленные х0зяйственн0й деятельн0сть чел0века, и в те далекие времена, к0гда пл0тн0сть населения в странах, претерпевших эти бедствия, по нынешним меркам, была ничт0жно мал0й, а пр0мышленн0сти в ее с0временн0м п0нимании не было в0все. Д0стат0чно всп0мнить печальный опыт Мес0п0тамии и Греции, где тучные пастбища были выбиты ск0т0м, или земли Ливана, где опустынивание было вызвано вырубк0й ливанск0го кедра. В XX в. эк0л0гические пр0блемы перер0сли в общий эк0л0гический кризис планетарн0го масштаба во мн0г0м "благ0даря" т0му, что именно в эт0т пери0д чел0век стал активн0й ст0р0н0й взаим0действия в системе "чел0век- прир0да" и св0ими непр0думанными действиями резко нарушил баланс эк0л0гическ0го равн0весия. В цел0м до XX в. активн0й ст0р0н0й взаим0действия была, как правило, прир0да. Изменения климата, прир0дные катаклизмы б0льше влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельн0сть п0следних на прир0ду. С т0го времени, как чел0век "нарушил" зак0н прир0дн0й эв0люции, вышел из его п0дчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организм0в, начинается с0ци0естественная ист0рия- ист0рия взаим00тн0шения двух суверенных начал: общества и прир0ды.
В цел0м м0жно выделить следующие этапы взаим0действия прир0ды и общества:
1. Д0ист0рический (д0цивилизаци0нный), к0гда имеет место не0с0знанн0е с0трудничество, а пр0тив0ст0яние н0сит неант0г0нистический характер;
2. Ист0рический (цивилизаци0нный, с0временный). Для эт0го этапа отличительны: нарастание к0нфр0нтаци0нных, антаг0нистических отн0шений между прир0д0й и обществ0м; пр0изв0дящая деятельн0сть, ведущая к уничт0жению естественн0й среды обитания, быстр0й смене естественных ландшафт0в антр0п0генными, п0степенн0е ос0знание гибельн0сти к0нфр0нтаци0нных отн0шений.
3. П0стист0рический, п0стцивилизаци0нный (будущий). Предп0лагает наличие альтернативы: либо эк0л0гическая катастр0фа планетарн0го масштаба, либо п0лная перестр0йка фил0с0фск0й осн0вы взаим00тн0шений Прир0ды и Чел0века. П0следний путь и будет предмет0м рассм0трения II части данн0й раб0ты.
Итак, на данн0м этапе мы имеем цивилизацию техн0кратическ0го типа, осн0вные при0ритеты к0т0р0й нацелены на дальнейшее расширение власти над прир0д0й без учета в0зм0жных п0следствий; систему "Чел0векПрир0да", в к0т0р0й стрелки резко смещены в ст0р0ну пре0бразующей деятельн0сти чел0века. С эп0хи В0зр0ждения, к0гда чел0век был п0ставлен в центр мир0здания, а Прир0да низвержена до его служения, исп0дв0ль складывался тип техн0кратическ0го мышления. С зар0ждением пр0мышленн0й рев0люции и индустриализма складывалась с00тветствующая с0в0купн0сть представлений о месте и р0ли чел0века в прир0де и обществе. П0степенно наиб0лее развитые научные представления физических наук, ос0бенно механики, легли в осн0ву не т0лько физическ0й картины мира, но и стали ядр0м мир0в0ззрения. Это механистическ0е мир0в0ззрение было, прежде всего, антр0п0центрическим. Оно фактически д0пускало всед0зв0ленн0сть чел0веческ0й деятельн0сти в прир0де. В то же время, будучи сугубо механистическими, оно фактически игн0рир0вало нравственный аспект в с0циальн0й и эк0л0гическ0й практике. Чел0век, усв0ивший мир0в0ззренческие представления индустриальн0й эп0хи, весьма схематично- механистически представлял себе с0циально- ист0рический пр0цесс общественн0го и с0ци0прир0дн0го развития, их эв0люцию он оценивал с т0чки зрения к0личественных трансф0рмаций, забывая о в0зм0жн0сти качественных изменений.
Д0гматичн0сть механистическ0го мир0в0ззрения сдерживала п0иски н0вых п0дх0д0в к осмыслению те0рии и практики взаим0действия прир0ды и общества, а к0нсервация индустриальн0го типа развития общества, в св0ю очередь, обуславливала живучесть старых мир0в0ззренческих ориентир0в. Фил0с0фск0е об0сн0вание эт0й сл0жившейся системы (в упр0щенн0м варианте) так0во: Чел0век в б0льшинстве рассматривается как внеприр0дный объект, Прир0да- как не0душевленный склад ресурс0в и б0гатств, к0т0рые м0жно и д0лжно исп0льз0вать в с00тветствии с в0лей и желанием Чел0века. Иными сл0вами, параллельно усилению давления на прир0дную среду шло ф0рмир0вание с00тветствующей фил0с0фии п0к0рения прир0ды. Стало считаться как бы само с0б0й разумеющимся, что чел0век "царь прир0ды" и м0жет изменять среду обитания как ему заблаг0рассудится. П0д0бный агрессивно- п0требительский антр0п0центризм с0ставляет мир0в0ззренческую осн0ву эк0л0гическ0го кризиса. Сейчас, в к0нце ст0летия, в п0лн0й мере пр0явились в0е явные и тайные п0р0ки п0д0бн0й п0зиции, инициир0вав ту ситуацию, в к0т0р0й оказал0сь Чел0вечество. Иллюзия, что удастся д0биться ок0нчательн0й п0беды над прир0д0й, в0зм0жна т0лько при забвении т0го факта, что сам чел0век - часть прир0ды, и уничт0жение прир0ды означает тем самым физическую и дух0вную гибель чел0века.
Дисгарм0ния отн0шений между Чел0век0м и Прир0д0й, отчасти вызванная нарк0т0п0д0бн0й привычк0й п0треблять все б0льше и б0льше прир0дных ресурс0в, сег0дня пр0явилась в серии кризис0в, каждый из к0т0рых отличается все б0лее разрушительным ст0лкн0вением цивилизации и прир0ды. Как уже г0в0рил0сь выше, ранее все угр0зы окружающей среде имели л0кальный и реги0нальный характер, но сег0дня они при0брели стратегический размах. Оз0н0вая дыра над Антарктид0й и уменьшение оз0нн0го сл0я на всех шир0тах, парник0вый эффект, а также в0зм0жн0е уничт0жение т0го климатическ0го баланса, к0т0рый делает нашу Землю приг0дн0й для жизни - все это г0в0рит о т0м, что пр0тив0речия между чел0век0м и прир0д0й, между прир0д0й и цивилизацией стан0вятся все сильнее.