Художественно пространство и время

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:52, доклад

Краткое описание

Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир. Естественными формами существовании этого мира являются время и пространство.
Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.

Файлы: 1 файл

Художественное пространство и время.docx

— 14.97 Кб (Скачать)
 

Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир. Естественными формами существовании этого мира являются время и пространство.

Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах. 

Основные  признаки простраства в литературном произведении: 

1. Не  имеет непосредственной чувственной  достоверности, материальной плотности,  наглядности.

2. Воспринимается  читателем ассоциативно. 

Основные  признаки времени в литературном произведении: 

1. Большая  конкретность, непосредственная достоверность.

2. Стремление  писателя к сближению художественного  и реального времени.

3. Представления  о движении и неподвижности.

5. Соотнесенность  прошлого, настоящего и будущего. 
 

Время и пространство в литературе условны. Однако литература по сравнению с другими видами искусства   наиболее свободно общается со временем и пространством. «Невещественность образов» дает литературе возможность мгновенно переходить из одного пространства в другое что требует определенной мотивировки. В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах. Повествователю достаточно сказать: « а тем временем происходило то-то». Таким приемом перенесения из одного пространства в другое пользовалась литература. Так же важным свойством литературных времени и пространства является их дискретность, т.е прерывность. Применительно ко времени это особо важно, поскольку литература оказывается способной не воспроизводить весь поток времени, но выбирать из него наиболее существенные фрагменты, обозначая пропуски.  Такая временная дискретность служила мощным средством динамизации.  Фрагментарность пространства отчасти связана со свойствами художественного времени, отчасти же имеет самостоятельный характер. Дискретность пространства  проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается наиболее значимыми для автора деталями. Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. Условность максимальна в лирике, так как она ближе к экспрессивным искусствам. Здесь может отсутствовать пространство. В тоже время лирика может воспроизводить предметный мир а его пространственных реалиях. При преобладании в лирике грамматического настоящего для нее характерно взаимодействие настоящего и прошлого(элегия), прошлого, настоящего и будущего. Сама категория времени может быть лейтмотивом стихотворения. В драме условность времени и пространства установлена в основном на театр. То есть все действия, речи, внутренняя речь актеров замкнуты во времени и пространстве.  На фоне драмы эпос имеет более широкие возможности. Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения происходят благодаря повествователю. Повествователь может сжимать или растягивать время. 

 По  особенностям художественной условности  время и пространство в литературе  можно разделить на абстрактное и конкретное. Абстрактным называют пространство, которое можно воспринимать как всеобщее. Конкретное не просто привязывает изображенный мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. Между конкретным и абстрактным пространствами нет непроходимой границы. Абстрактное пространство черпает детали из реальной действительности. Понятия абстрактного и конкретного пространств могут служить ориентирами для типологии. С типом пространства обычно связаны и соответствующие свойства времени. Форма конкретизации худ. времени выступают чаще всего привязка действия к историческим реалиям и обозначение циклического времени6 время года, суток.  В большинстве случаев худ время короче реального. В этом проявляется закон «поэтической экономии». Однако существует и важное исключение, связанное с изображением психологических процессов и субъективного времени персонажа или лирического героя. Переживания и мысли протекают быстрее, чем движется речевой поток, составляющий основу литературной образности.  В литературе возникают сложные соотношения между реальным и худ. временем. Реальное время вообще может быть равно нулю, например в описаниях. Такое время является бессобытийным. Но и время событийное неоднородно. В одном случае литература фиксирует события и действия, существенно меняющие человека. Это сюжетное или фабульное время. В другом случае литература рисует картину устойчивого бытия, повторяющегося изо дня в день. Такой тип времени называется хроникально-бытовым. Соотношение времени бессобытийного, событийного и хроникально-бытового создает темповую организацию худ. времени произведения. Важное значение для анализа имеет завершенность и незавершенность. Так же стоит сказать о типах организации художественного времени: летописного, авантюрного, биографического и т.п. часто характер худ. времени и пространства имеет культурологический смысл и отражает представления об этих категориях, которые сложились в бытовой культуре. Так с древних времен в литературе отражались две концепции времени: циклическая и линейная.  Первая была более ранняя, она опиралась на циклические процессы в природе. 

 

Информация о работе Художественно пространство и время