Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:52, доклад
Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир. Естественными формами существовании этого мира являются время и пространство.
Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.
Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир. Естественными формами существовании этого мира являются время и пространство.
Художественное
пространство и время (хронотоп) - пространство
и время, изображенные писателем в художественном
произведении; действительность в ее пространственно-временных
координатах.
Основные
признаки простраства в литературном
произведении:
1. Не
имеет непосредственной
2. Воспринимается
читателем ассоциативно.
Основные
признаки времени в литературном
произведении:
1. Большая
конкретность, непосредственная
2. Стремление
писателя к сближению
3. Представления о движении и неподвижности.
5. Соотнесенность
прошлого, настоящего и будущего.
Время
и пространство в литературе условны.
Однако литература по сравнению с другими
видами искусства наиболее свободно
общается со временем и пространством.
«Невещественность образов» дает литературе
возможность мгновенно переходить из
одного пространства в другое что требует
определенной мотивировки. В частности,
могут изображаться события, происходящие
одновременно в разных местах. Повествователю
достаточно сказать: « а тем временем происходило
то-то». Таким приемом перенесения из одного
пространства в другое пользовалась литература.
Так же важным свойством литературных
времени и пространства является их дискретность,
т.е прерывность. Применительно ко времени
это особо важно, поскольку литература
оказывается способной не воспроизводить
весь поток времени, но выбирать из него
наиболее существенные фрагменты, обозначая
пропуски. Такая временная дискретность
служила мощным средством динамизации.
Фрагментарность пространства отчасти
связана со свойствами художественного
времени, отчасти же имеет самостоятельный
характер. Дискретность пространства
проявляется прежде всего в том, что оно
обычно не описывается подробно, а лишь
обозначается наиболее значимыми для
автора деталями. Характер условности
времени и пространства в сильнейшей степени
зависит от рода литературы. Условность
максимальна в лирике, так как она ближе
к экспрессивным искусствам. Здесь может
отсутствовать пространство. В тоже время
лирика может воспроизводить предметный
мир а его пространственных реалиях. При
преобладании в лирике грамматического
настоящего для нее характерно взаимодействие
настоящего и прошлого(элегия), прошлого,
настоящего и будущего. Сама категория
времени может быть лейтмотивом стихотворения.
В драме условность времени и пространства
установлена в основном на театр. То есть
все действия, речи, внутренняя речь актеров
замкнуты во времени и пространстве.
На фоне драмы эпос имеет более широкие
возможности. Переходы из одного времени
в другое, пространственные перемещения
происходят благодаря повествователю.
Повествователь может сжимать или растягивать
время.
По
особенностям художественной