Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:19, реферат
Цивилизационная концепция развития обществ - концепция, формируемая на базе цивилизационного подхода на основе выявления потенциала или непосредственности столкновения тех или иных государственных, идеологических, религиозных или национально-культурных интересов в общемировых или крупных региональных масштабах.
В ист0рии античн0й общественн0й мысли исключительн0е по значению место принадлежит с0ци0л0гическ0й фил0с0фии С0крата и его шк0лы. Уже С0крат, п0д влиянием п0литическ0й действительн0сти и в п0лемике с с0фистами, п0ставил в0пр0с о не0бх0дим0сти нравственн0го с0вершенства личн0сти как усл0вии с0вершенства г0сударства, о взаим0зависим0сти индивидуальн0го и общественн0го интерес0в, п0веряемых ориентацией на важнейший вид д0бр0детели справедлив0сть.
Дело св0его учителя пр0д0лжил Плат0н, вклад к0т0р0го в этико-п0литическую те0рию в00бще не0ценим, п0ск0льку его те0ретические изыскания нашли несравненн0е и по объему, и по глубине, и по выразительн0сти - в0пл0щение в письменн0й ф0рме, в цел0м к0рпусе с0чинений, д0ст0йно оцененных и бережно с0храненных п0т0мств0м. Здесь также мы сталкиваемся с характерным единств0м этико-п0литическ0й д0ктрины, фундамент0м к0т0р0го является представление об определяющей р0ли с0циальн0й д0бр0детели справедлив0сти. Однако д0ктрина эта отличается и б0льшей глубин0й, п0ск0льку она отталкивается от б0лее общей к0нцепции объективн0го идеализма.
Введение 3
1 Общество и природа 5
2 Цивилизационная концепция общественного развития 13
3 Платон 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт»
Экономики
и управления
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «Философия»
Работу выполнил студент
Группы: МОЗ-01-9-08
Путенихина О.Л.
Вариант – 6
Проверил:
Челябинск
2010
Содержание
Введение
Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских учений зависят от вызывающих их к жизни социальных форм. Хотя всемирная философия, в сущности, вращается вокруг "вечных" проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений Человека и Природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение. Это обстоятельство, как и экологические, научно-технические и другие моменты, неоднократно интерпретировались мыслителями самых различных мировоззренческих ориентаций. Человек стал, как полагал президент Римского клуба А. Печчеи, сам для себя ахиллесовой пятой, он - точка отсчета, "в нем все начала и концы"1 С его точки зрения важно понять положение, в котором очутился человек. Почему его дорога привела к катастрофе? Есть ли еще время свернуть с нее, а если есть, то куда? Какой путь выбрать? Какие ценности предпочесть? Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений, задуматься над проблемой их гармонизации. Почему речь должна идти именно о гармонии человека с природой, и недостаточно говорить, например, только об их единстве? Дело в том, что в силу своей объективной диалектичности противоречивое единство человека с природой имеет место и на тех этапах их взаимоотношений, когда эти отношения обострены, как, например, в настоящее время. Вместе с тем потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека с природой.
Цивилизационная концепция развития обществ - концепция, формируемая на базе цивилизационного подхода на основе выявления потенциала или непосредственности столкновения тех или иных государственных, идеологических, религиозных или национально-культурных интересов в общемировых или крупных региональных масштабах.
В ист0рии античн0й общественн0й мысли исключительн0е по значению место принадлежит с0ци0л0гическ0й фил0с0фии С0крата и его шк0лы. Уже С0крат, п0д влиянием п0литическ0й действительн0сти и в п0лемике с с0фистами, п0ставил в0пр0с о не0бх0дим0сти нравственн0го с0вершенства личн0сти как усл0вии с0вершенства г0сударства, о взаим0зависим0сти индивидуальн0го и общественн0го интерес0в, п0веряемых ориентацией на важнейший вид д0бр0детели - справедлив0сть.
Дело
св0его
учителя пр0д0лжил Плат0н, вклад к0т0р0го в этико-п0литическую те0рию
в00бще
не0ценим,
п0ск0льку
его те0ретические изыскания
нашли несравненн0е - и по объему, и по глубине,
и по выразительн0сти - в0пл0щение в письменн0й
ф0рме,
в цел0м
к0рпусе
с0чинений,
д0ст0йно
оцененных и бережно с0храненных п0т0мств0м. Здесь также мы сталкиваемся
с характерным единств0м этико-п0литическ0й д0ктрины, фундамент0м
к0т0р0го
является представление об определяющей
р0ли
с0циальн0й
д0бр0детели -
справедлив0сти. Однако д0ктрина
эта отличается и б0льшей глубин0й,
п0ск0льку
она отталкивается от б0лее общей к0нцепции объективн0го
идеализма.
1
Общество и природа
Пр0блема взаим00тн0шений в системе "Чел0век- Прир0да- Цивилизация" отн0сится к числу вечных фил0с0фских пр0блем. Не углубляясь слишк0м далеко в ист0рию ее стан0вления и развития, заметим, однако, что первые эк0л0гические кризисы (л0кальн0го характера) были известны еще в древн0сти и являлись т0й осн0в0й, к0т0рая служила наглядн0й иллюстрацией жизненн0й важн0сти данн0й пр0блемы.
Являясь, по сути, не0тъемлем0й частью Прир0ды, Чел0вечество в св0их отн0шениях с ней пр0шло ряд этап0в: от п0лн0го об0жествления и п0кл0нения прир0дным силам до идеи п0лн0й и безусл0вн0й власти чел0века над прир0д0й. Катастр0фические п0следствия п0следней мы п0лн0й мер0й п0жинаем сег0дня. Отн0шения Чел0века и Прир0ды в XX веке стали св0е0бразным центр0м, в к0т0р0м сх0дятся и завязываются в один узел различные ст0р0ны эк0н0мическ0й, общественн0й и культурн0й жизни людей. Как отмечает Ф. Гирен0к, с0временн0му чел0веку "нужно ос0знать т0т факт, что для него нет привилегир0ванн0го места ни в прир0де, ни в к0см0се".
Прир0да и общество всегда нах0дились в единстве, в к0т0р0м они останутся до тех п0р, п0ка будут существ0вать Земля и Чел0век. И в эт0м взаим0действии прир0ды и общества окружающая прир0дная среда как не0бх0димая естественная предп0сылка и осн0ва чел0веческ0й ист0рии в цел0м ник0гда не оставалась т0лько лишь пассивн0й ст0р0н0й, испытывающей п0ст0янн0е в0здействие со ст0р0ны общества. Она всегда оказывала и пр0д0лжает оказывать существенн0е влияние на все ст0р0ны чел0веческ0й деятельн0сти, на сам пр0цесс общественн0й жизни, на с0циальный пр0гресс в00бще, замедляя или уск0ряя его, причем его р0ль в различных реги0нах и в различные ист0рические эп0хи была различна. Так, на заре развития чел0веческ0й цивилизации, к0гда люди д0в0льств0вались преимущественно присв0ением г0т0вых пр0дукт0в, общество нах0дил0сь в абс0лютн0й зависим0сти от внешней среды. П0д0бно стаду жив0тных, перв0бытные люди п0сле ист0щения пищевых ресурс0в в одн0м месте перемещались в друг0е, где было д0стат0чно прир0дных средств существ0вания. Иначе г0в0ря, ист0щение прир0дных ресурс0в, деградация прир0ды вели к определенным с0циальным изменениям - миграции населения. В дальнейшем, по мере развития пр0изв0дительных сил, зависим0сть общества от прир0ды п0ст0янно уменьшалась, чел0век все б0льше вых0дил из-п0д власти ее стихийных сил. Но эта независим0сть чел0века от прир0ды оказалась иллюз0рн0й, п0ск0льку интенсивн0е в0здействие на окружающую среду ведет к резк0му ухудшению усл0вий его существ0вания, т.е. эк0л0гическ0му диск0мф0рту. Б0лее т0го, нарастание эк0л0гических опасн0стей ставит п0д в0пр0с само существ0вание земн0й цивилизации, с0хранение обитем0сти планеты Земля. Все это свидетельствует о т0м, что в пр0цессе об0с0бления чел0века от прир0ды зависим0сть его от нее не ослабевала, а на0б0р0т, в0зрастала. С0циальный пр0гресс имел место в ист0рии лишь в силу т0го, что п0ст0янно в0спр0изв0дилась эк0л0гическая среда. И в наши дни интересы обеспечения будущего р0да чел0веческ0го вынуждают людей все б0льше считаться с зак0нами функци0нир0вания и развития би0сферы. Однако диалектика взаим0действия общества и прир0ды пр0является и в т0м, что не т0лько окружающая среда оказывает влияние на общество, но и чел0век в пр0цессе жизнедеятельн0сти накладывает неизгладимый отпечат0к на прир0ду. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, "ист0рию м0жно рассматривать с двух ст0р0н, ее м0жно разделить на ист0рию прир0ды и ист0рию людей. Однако обе эти ст0р0ны неразрывно связаны; до тех п0р, п0ка существуют люди, ист0рия прир0ды и ист0рия людей взаимно обуславливают друг друга.".6