Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 08:24, контрольная работа
Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов – объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности – воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.
Введение 3
1) Смысл жизни и ее ценность 4
2) Судьба и поиски смысла жизни 8
3) Пессимистические взгляды на смысл жизни 12
4) Заключение 13
5) Список литературы 15
Веданта делится
на две школы — «адвайта-веданта»
и «вайшнавизм». Обе признают то
же, что и предыдущие три школы, однако
в поисках «Абсолютной истины» расширяют
свое учение.
Адвайта-веданта
во многом схожа с «Буддизмом». Данная
школа утверждает, что поскольку
все в мире является временным, то
весь окружающий нас мир есть иллюзия.
На самом деле существует лишь Единый
«Брахман» или Единый «Дух», все мы Едины,
однако частичка этого Духа может впасть
в «иллюзию» и начать видеть мир разделенным
на множество объектов. Соответственно
цель человеческой жизни — осознать единство
всего мироздания путем прекращения какой-либо
деятельности, выход из круга сансары
и слияние с Единым «Брахманом». Соответственно,
смысл жизни как таковой так же отсутствует.
С точки зрения Вайшнавизма смысл человеческой жизни заключается в осознании себя как частички духовной природы, созданной «Кришной» или в русском эквиваленте — «Богом», а так же к развитию в себе «бхакти» или любви. Вайшнавизм является единственной в мире древней религией, описывающей «духовный мир», внешность и деяния Бога в нем, а так же взаимоотношения Бога с душами. Cоответственно, смысл жизни как таковой заключается во вступлении во взаимоотношения с Богом, что открывает душе дорогу из колеса повторяющейся реинкарнации в вечный духовный мир.
[править]
Буддизм
Основная статья:
Буддизм
Согласно учению
Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством
жизни каждого человека является страдание
(дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит
в прекращении страдания.
Источником страдания
являются человеческие желания. Прекратить
страдание считается возможным
только по достижении особого принципиально
невыразимого состояния — просветления
(нирваны — состояния полного отсутствия
жажды, а значит и страданий[9]).
С точки зрения
буддизма южной традиции (Тхеравада),
смысл жизни состоит в изучении
собственного сознания, повышении степени
осознанности, достижении естественного
состояния ума и, в конечном итоге, в полном
прекращении бытия в обычном понимании
этого слова (то есть достижении нирваны).
Буддизм северной
традиции (Махаяна) полагает свою мотивацию
более возвышенной по сравнению с прочими
традициями. Обеты Махаяны обязуют практикующего
не уходить в нирвану, пока все существа
не достигнут просветления. Также именно
в Махаяне наличествует представление
о том, что просветления можно достичь
не только за счёт практики, но и путём
праведной жизни в миру.
Некоторые школы
тибетского буддизма определяют себя
как самостоятельное
[править]
Конфуцианство
Основная статья:
Конфуцианство
По Конфуцию,
главной целью человеческого
существования является созидание
идеального, совершенного общества —
«Поднебесной империи», что позволяет
достигнуть гармонии между людьми и Небом.
Этой цели подчинено всё остальное. Человек
рассматривается как часть единого общества,
обладающая своими конкретными обязанностями,
часть единого механизма, в котором интересы
общества являются приоритетными. Исполнить
своё предназначение человек может лишь
через самосовершенствование.
Человеческая природа в своей сущности непорочна, но у каждого человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность). Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает прежде всего умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей. Крайне важно поддержание внутрисемейных связей, следование многочисленным ритуалам и традициям, образование и культура.[10]
[править]
Даосизм
Основная статья:
Даосизм
Основатель Даосизма
Лао-цзы, в отличие от Конфуция, призывал
не вмешиваться в процесс жизни,
не заниматься её обустройством, улучшением,
исправлением. По Лао-цзы, всё сущее
должно быть предоставлено самому себе,
а человек должен придерживаться принципа
«недеяния» (у вэй无为). Вселенная порождена
великим Дао, всеобщим Законом и Абсолютом,
выражающим универсальное единство мира
и являющимся источником гармонии и равновесия,
поэтому всё в мире должно оставаться
таким, как оно есть в своём естественном
состоянии.
Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, — любовь, умеренность и смирение.[10]
[править]
Язычество
В язычестве под смыслом жизни подразумевается стремление человека к процветанию его Рода. Все люди — потомки богов. Таким образом, из частного процветания одного человека строится смысл существования семьи, страны и, наконец — всего мира.
[править]
Литература
Анатомия кризисов. / А. Д. Арманд, Д. И. Люри, В. В. Жерихин и др. — М.: Наука, 1999. — C. 84, 104.
Смысл жизни // Словарь Группы лакановского психоанализа. Санкт-Петербург, 2008
Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. 1981. № 6.
Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. Минск, 1988. — 125 с.
Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975.
Кузнецова С. В. Проблема «смысла жизни» в историософских построениях Е. Н. Трубецкого // Философские исследования. 1996. — № 2. — С. 160—171.
Лем С. Сумма технологии. М., СПб.: Terra Fantastica, 2002. — С. 36—73.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — С. 249—250.
Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. М., 1986.
Райков В. Л. Общая теория сознания (иерархия сознания и задачи человеческого существования). М.: Синергия, 2000. — С. 142.
Смысл жизни в русской философии, конец XIX — начало XX в. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995. — С. 12, 218
Соловьёв В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. — С. 29—30, 189—193, 195—196.
Стечкин О. Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971.
Трубецкой Е. Н. Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914 (Djvu, Gif)
Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Москва, 1918
Франк С. Л. Смысл жизни. Берлин, 1925
Шрейдер Ю. А. / Смысл. // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — С. 576—577.
Ялом, Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. Часть IV. Бессмысленность. М.: Класс, 1999
Frankl V. E. Man’s search for meaning; an introduction to logotherapy. Boston: Beacon Press, 1962. Франкл В. / Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 118—126.
[править]
См. также
Мотивация
Научная картина мира
Всё о жизни (книга)
Смысл жизни по Монти Пайтону (фильм)
Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого
Фёдоров, Николай Фёдорович
[править]
Примечания
↑ 1 2 3 4 Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс: 1989
↑ История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002
↑ Сартр Ж.-П. Цитаты и афоризмы
↑ Сартр Ж. П. Бытие и ничто. Цит. по Вальверде К. Философская антропология. — М., 2000. С.342
↑ Манихейские Кефалайа
↑ Коран, 51:56. Перевод смыслов Крачковского
↑ И. Аль-Мансури.
Мусульманские праздники и
↑ И. Аль-Мансури. Мусульманские праздники и обряды. — «Леном», 1998 — С. 14.
↑ ДН 22: Махасатипаттхана сутта (Основы памятования)
↑ 1 2 Мельников И. Г. Проблема смысла жизни и её решение в православии и религиозных системах Китая и Индии
Вопрос о смысле
жизни на всех этапах развития философии
был в центре внимания и был тесно переплетен
с системой другими этическими вопросами
– о жизни и смерти, добре и зле, совести
и вере, свободе воли и предопределенности.
В философии
древней Греции наблюдаются различные
решения данного вопроса. Сократ
смысл жизни видел в счастье, достижение
которого связано с добродетельной жизнью,
трепетным отношением к законам, принятым
государством, знанием нравственных понятий;
Платон — в заботах о душе; Аристотель
и его последователи — в доблестной жизни,
стремлении стать ответственным гражданином
государства; Эпикур и киренаики — в избежании
неприятностей, достижении покоя и блаженства;
Диоген Синопский — во внутренней свободе,
презрении к богатству; Стоики — в является
жизни, согласной с человеческой природой
и покорности судьбе; Пифагор в научном
знании совершенного числа души; Метродор
в крепости тела и в твердой надежде, что
на него можно положиться и т.д.
До XVII века европейская
философская мысль базировалась
на теологической базе, заложенной
Блаженным Августином и Фомой Аквинским.
В Учении Августина конечную цель человеческих
устремлений составляет блаженство. Оно
заключается в познании Бога. Отсюда смысл
человеческой жизни «во Христе» в единении
с Богом в «царстве Божьем».
XVII-XVIII век
кроме расцвета науки принес ослабление
влияния церкви и христианской этики.
Постепенно как и в античной философии,
вновь появиляется разнообразие в воззрениях
на смысл жизни в различных философских
системах. Кант видел смысл жизни в следовании
принципам нравственного долга, Фейербах
— в стремлении к счастью на основе всеобщей
любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс
— в борьбе за коммунистические идеалы,
Ницше — в «воле к власти», английский
философ XIX века Милль — в достижении выгоды,
пользы, успеха.
Идеалистические
и особенно христианские религиозные
учения, позволяют сделать достаточно
логичные построения для нахождения смысла
человеческого существования. В работах
русских философов начала XX века Бердяева,
Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос
о вере в бога становится главным условиям
наличия смысла жизни. В то же время в материалистической
философии, где человеческая жизнь конечна
и за ее порогом ничего нет, само существование
условия для решения этого вопроса становится
затруднительным и в полный рост встают
сложно разрешимые этические проблемы.
Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.
Проблема смысла
жизни человека
Рассматривая
вопрос, уместно выявить, как эта
проблема рассматривалась в различные
эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались
уменьшить значение самоценности человеческой
жизни путем призывов к самоотречению
и жертвенности во имя будущих
поколений. Но человек должен быть счастлив
не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не
за счет других и не в ущерб другим. Суть
проблемы сжато выражается в форме вопроса:
"Для чего жить?". Есть, пишет французский
философ А.Камю, только одни фундаментальный
вопрос философии. Это вопрос о том, стоит
или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить.
Все остальное - имеет ли мир три измерения,
руководствуется ли разум девятью или
двенадцатью категориями - второстепенно.
Среди многих подходов к решению этой
сложной проблемы можно выделить несколько.