Проблема смысла человеческой жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов – объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности – воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

Оглавление

Введение 3
1) Смысл жизни и ее ценность 4
2) Судьба и поиски смысла жизни 8
3) Пессимистические взгляды на смысл жизни 12
4) Заключение 13
5) Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная работа Смысл чел жизни.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     В дальнейшем с развитием науки и техники, с космизацией человечества, выходом его в будущем в бесконечные просторы Вселенной  вероятно изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия.

 

     5 Список литературы 

        1. Виктор  Франкл. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990 г.
        2. Введение в философию: Учебник для вузов. Фролов И.Т. и др. – М..: Политиздат, 1989.
        3. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. / Составитель А.Е. Мачехин. Изд.2-е, перераб. И доп. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
        4. Основы философии: Учебное пособие для вузов /Рук. колл. и отв. ред. Е.В.Попов.– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
        5. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Мир философии. - М., 1991. - Ч.2.
        6. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://ru.wikipedia.org, свободный. Загл. с экрана – Яз. рус.
        7. Психологический словарь  [Электронный ресурс] – Режим доступа http://psi.webzone.ru/st/052300.html, свободный. Загл. с экрана – Яз. рус.
        8. Тайное о нас  [Электронный ресурс] – Режим доступа http://tainoe.o-nas.info/index.php/books/67-freid02/405-freid0201, свободный. Загл. с экрана – Яз. рус.
        9. Философские проблемы человека [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.socfil.narod.ru/glava_8_6.htm, свободный. Загл. с экрана – Яз. рус.
        10. Слова "человек", "индивид", "личность" глазами психотерапевта [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://home.perm.ru/dmitry/archiv/p049.htm  свободный. Загл. с экрана – Яз. рус.

 

 

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни  и соответствия достигнутых результатов  первоначальным намерениям, как понимание  человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят  жизненные ценности?»

«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

«Зачем (для чего) жить?». 

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем  философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается  преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни. 

Представления о смысле жизни складываются в  процессе деятельности людей и зависят  от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В  благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл. 

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (cм. также суицид). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), так как психология оперирует понятиями «цель», «человек» и «жизнь».Содержание [убрать]

1 Философское  видение проблемы

1.1 Древняя Греция  и Рим

1.2 Иррационализм

1.3 Экзистенциализм

1.4 Современный  гуманизм

1.5 Нигилистские  взгляды

1.6 Позитивистские  взгляды

1.7 Прагматический  подход

1.8 Точка зрения  трансгуманизма

2 Социальная  психология

3 Религиозные  подходы и теории 

3.1 Христианство 

3.1.1 Православное  христианство

3.2 Гностические  христианские секты

3.3 Иудаизм

3.4 Ислам

3.5 Индуизм

3.6 Буддизм

3.7 Конфуцианство

3.8 Даосизм

3.9 Язычество

4 Литература

5 См. также

6 Примечания 

[править]

Философское видение  проблемы

 

Интерпретацию ответа на вопрос о смысле жизни  в исполнении Поля Гогена можно увидеть  на его картине, Откуда мы пришли? Кто  мы? Куда мы идем?, оконченной в 1898 году. 

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. 

Социальное положение  индивидов, групп, классов, их потребности  и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. 

Подвергая теоретическому анализу представления массового  сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. 

Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

[править]

Древняя Греция и Рим

Основная статья: Античная философия 

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист  Аристотель, например, полагал, что  целью всех человеческих поступков  является счастье (eudaimonia), которое состоит  в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму[1]. 

Эпикур и его  последователи провозглашали целью  человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как  чувственное наслаждение, но и как  избавление от физической боли, душевного  беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира[1]. 

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений[1]. 

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений  должна быть нравственность, невозможная  без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит  в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам[1].

[править]

Иррационализм

 

Артур Шопенгауэр 

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил  жизнь человека как проявление некой  мировой воли: людям кажется, что  они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая  воля. Воля слепого случая (благоприятного или неблагоприятного). Будучи бессознательной (поскольку в сознательности она не нуждается, она абсолютно свободна и не стеснена сознательностью) мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию (когда сталкивается с неблагоприятным случаем), а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность возможного прихода бедствий (неблагоприятного случая), а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание (от несовпадения желаемого с действительным), причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой[2]. 

В поисках смысла (как инструмента для понимания  процесса, которым человек управляет), человек и создает различные  религии и философии, чтобы сделать  жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, и придумывание занятий.

[править]

Экзистенциализм

Основная статья: Экзистенциализм 

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены  работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жана-Поля Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»). 

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю  Кьеркегор утверждал, что жизнь  полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. 

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в  контексте любых других концепций  или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают. 

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует  себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»[3]. 

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр  писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и  остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без  причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»[4].

[править]

Современный гуманизм

Основная статья: Гуманизм 

Доктрина гуманизма  сформулирована в «Гуманистическом манифесте» (Humanist Manifesto) и в «Декларации  светского гуманизма» (A Secular Humanist Declaration).

[править]

Нигилистские  взгляды

Основная статья: Нигилизм

 

Фридрих Ницше 

Фридрих Ницше  характеризовал нигилизм как опорожнение  мира и особенно человеческого существования  от смысла, цели, постижимой истины или  существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего. 

Информация о работе Проблема смысла человеческой жизни