Проблема смысла человеческой жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов – объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности – воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

Оглавление

Введение 3
1) Смысл жизни и ее ценность 4
2) Судьба и поиски смысла жизни 8
3) Пессимистические взгляды на смысл жизни 12
4) Заключение 13
5) Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная работа Смысл чел жизни.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Мартин Хайдеггер  описывал нигилизм как состояние  в котором «…нет никакого бытия  как такового…[источник не указан 840 дней]», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение. 

Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует  смысл существования без познаваемой  истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание[источник не указан 840 дней]. Нигилизм, доведенный до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.

[править]

Позитивистские  взгляды

Основная статья: Позитивизм

 

Людвиг Витгенштейн 

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным. 

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь  смысл (важность), но сама жизнь не имеет  никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом. 

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

[править]

Прагматический  подход

Основная статья: Прагматизм

 

Уильям Джеймс 

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт. 

На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в  конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

[править]

Точка зрения трансгуманизма

Основная статья: Трансгуманизм 

Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек  должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного (Homo sapiens).[источник не указан 840 дней]

[править]

Социальная психология 

Виктор Франкл, К. Г. Юнг, А. Адлер

[править]

Религиозные подходы  и теории Эта статья должна быть полностью переписана.

На странице обсуждения могут быть пояснения.  

Основная статья: Религия 

Большинство религий  охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.[источник не указан 840 дней]

 

Иероним Босх, «Вознесение  праведников» 

Часто предполагается, что религия — это ответ  на человеческую потребность перестать  ощущать состояние растерянности  или страх смерти (и сопутствующее  желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней. 

Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» (цитата из древнегреческого поэта Эпименида. Именно эти слова цитирует апостол Павел проповедуя Афинянам — см. Деян. 17:28). Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления. Решение уверовать в такую власть называется «Шаг веры» (англ. leap of faith) и, в очень большой степени, эта вера определит смысл жизни.

[править]

Христианство Эта статья должна быть полностью переписана.

На странице обсуждения могут быть пояснения.  
 

Онтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и  осмысляется только в непрерывной  связи с Творцом. Однако не всё  в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Такие поступки называются грехами. Грех — это не только зло, а ещё и бессмыслица. Самооправдание греха — это самообман, лесть себе и в то же время попытка укрыться в свой «виртуальный мир» от реальности. Обратный процесс — возвращение к реальности и осмысление бессмысленной жизни, возможен только при невидимом личном присутствии Творца, и называется покаянием. Способность к покаянию (переосмыслению своей жизни) связана с телесностью человека, её нет у Ангелов и бесов. Тело получил лишь Иисус Христос для выполнения миссии освобождения человека от власти греха и смерти, и так же ада, как вечного наказания за грех. «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.» (Евр. 10:5-7) 

Христа апостол  Евангелист Иоанн называет Словом (λόγος), Христос — это воплотившийся  Смысл всего мира, «Премудрость Божия». Именно Он наполнил смыслом этот мир  в момент Сотворения Мира, и, что самое важное, восстановил уже было утраченный смысл каждой человеческой жизни через Своё воскресение из мёртвых. Только в свете воскресения Христова человеческая жизнь обретает свою непреходящую ценность. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие.

[править]

Православное  христианство Эта статья должна быть полностью переписана.

На странице обсуждения могут быть пояснения.  

 

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 

Смысл жизни  — это сам Иисус Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). 

Серафим Саровский  в 1831 году во время беседы с Николаем Александровичем Мотовиловым говорил: 

«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения её. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего.» 

Обряды, посты, милосердие, молитвы и даже церковные таинства с точки зрения православия являются лишь средствами, а не самоцелью. «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». (Серафим Саровский).

[править]

Гностические  христианские секты 

Гностики отрицали телесность Христа. Они пренебрегали всем телесным, считая его злом по определению. Смысл жизни в разных сектах гностиков мог формулироваться по-разному (или не формулироваться совсем), но в большинстве своём они видели смысл в том, чтобы осколок «высшей реальности» — душу — вызволить из «темницы» этого мира. Разобраться во многих из их религиозно-философских представлений сложно в связи с запутанностью их теогонии излишними эманациями, а учения — «тайными знаниями».[5]

[править]

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм 

Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства. 

Смысл жизни  любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах — когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг — он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу. 

Смысл жизни  человека — в способствовании  установлению царства Всевышнего над  миром, раскрытии его света для  всех народов мира.

[править]

Ислам

Основная статья: Ислам 

Ислам подразумевает  особое отношение между человеком  и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись»[6]. 

Как указывает  Аль-Мансури, «Согласно основополагающим догматам ислама, „Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду и потому мусульманин обязан,должен стремиться прежде всего к Таухиду (т.е. к абсолютному полному Единобожию) он должен всегда помнить что всевышний Аллах Субхану А'Таала видит,слышит,знает всё,обо всех его делах и явных,и сокрытых от людского взора,Всевышний Аллах Субхану А'Таала знает все его намерения до того как он что-нибудь совершит,все твои мысли известны Всевышнему Аллаху Субхану А'Таала.Он должен посвять всю свою очень короткую, мимолётную жизнь только лишь к "Лику Своего Творца" Всевышнего Аллаха Субхану А'Таала.Мусульманин должен посвятить все свои мысли,слова,поступки только лишь к тому что бы Всевышний Аллах Субхану А'Таала был им доволен.“[7]»[8].

[править]

Индуизм

Основная статья: Индуизм 

В Индуизме существует 6 философских школ. «Ньяя», «Вайшешика», «Санкхья», «Йога», «Миманса» и «Веданта». 

Школы Ньяи и  Вайшешики по сути представляют собой  «материализм», не признавая существование  реинкарнации, кармы, души и пр. понятий, утверждая, что смысла человеческой жизни не существует, поэтому единственный логичный подход к жизни — наслаждение. 

Школы Санкхьи, Йоги и Мимансы признают «реинкарнацию», «карму» и деление вселенной  на 14 планетных уровней, считая, что  цель человеческой жизни в том, чтобы  с помощью знания, йогических упражнений или благочестивой деятельности соответственно вознестись на более высокие планетные уровни, сравнимые с «Раем» и избежать низких планетных уровней, сравнимых с «Адом». Однако формы жизни на тех планетах так же не являются вечными, и потому по истечении срока, душа по учению данных философий возвращается назад, на Землю. Так душа вращается в круговороте «cансары» вечно. Смысла жизни как таковой по этим философиям так же не существует. 

Информация о работе Проблема смысла человеческой жизни