Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:13, реферат
Диалог культур в современном мире предполагает взаимодействие Запада и Востока как соцоикультурных образований. Прежде всего следует обратить внимание на то, что понятие «Запад» и «Восток» неоднозначны. Культура Запада и Востока - это многообразие локальных культурных образований.
Проблема самобытности и диалога культур: Восток, Россия, Запад.
Диалог культур в современном мире предполагает
взаимодействие Запада и Востока как соцоикультурных
образований. Прежде всего следует обратить
внимание на то, что понятие «Запад» и
«Восток» неоднозначны. Культура Запада
и Востока - это многообразие локальных
культурных образований.
Специфика восточных культур заключается,
как правило, в том, что они ориентированы
на устоявшийся образ жизни, коллективизм,
сложившуюся социальную структуру, традиционные
ценности и нормы поведения. Для большинства
из них характерна нравственно-волевая
установка на созерцательность.
В свою очередь западные культуры более
динамичны и ориентированы на новизну.
Им свойствен индивидуализм, утверждение
достоинства человеческой личности. Они
более рационалистичны и характеризуются
формально-правовой ориентацией.
В этой связи возникает вопрос о месте
России в диалоге культур. В русской историософии
сформировались разные подходы к этой
проблеме.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский,
К.С. Аксаков) отстаивали идею самобытности,
целостности русской культуры. Они считали,
что русская культура противостоит западной
культуре как раздвоенной: рассудочной
и формально-правовой. Культурный фундамент
России - православное христианство и
община, они составляют основу духовной
культуры. Православие повлияло на эмоциональную
и интеллектуальную жизнь общества. Русскую
культуру отличает духовная целостность,
разумность, соборность, отсутствие классовых
антагонизмов, общинное землевладение.
Западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич,
А.И. Герцен) считали, что русская культура
- это культура, отставшая от западной
культуры. Задача России заключается в
том, что она должна следовать за культурой
Запада и пройти тот путь, который Запад
уже прошёл. Западники полагали, что русская
история есть история преодоления отсталости
России от Запада.
Евразийцы (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий,
Г.В. Вернадский) рассматривали Россию
как Евразию, которой присущ восточный
дух и западная свобода. Они считали, что
культура народа определяется средой
его обитания, географическими условиями
- «месторазвитием народа». В этом они
усматривали истоки самобытности различных
народов, в том числе своеобразие русского
национального сознания. Особое влияние
на российское самосознание оказал восточный
(тюркско-татарский) фактор, без которого
нельзя понять ход русской истории. Между
тем, включая истоки Запада и Востока,
русская культура является абсолютно
самостоятельной. Защищая идею геополитической
и культурной общности евразийского континента,
они полагали, что Россия способна без
утраты своей самобытности и традиционной
культуры принять вызовы информационно-технической
цивилизации.
Достаточно продуктивным является подход,
согласно которому русская культура принадлежит
европейской культуре как часть единой
европейской культуры, но при этом обладает
качественным своеобразием. В частности,
Д.С. Лихачёв полагал, что русская и европейская
культуры составляют единую европейскую
культуру, истоки которой составляет христианство.
Её особенностью является то, что она направлена
на личность, даёт свободу для творческого
самовыражения, способна воспринимать
другие культуры. Своеобразие русской
культуры заключается в том, что она более
художественно-эмоциональна, направлена
на исследование нравственных проблем.
В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные – рост, цвет глаз, строение тела, и социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. С индивидом их объединяет то, что их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Прежде всего индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. И хотя они, по большому счету, не очень сильно отличаются от тех, которые присущи другим людям, представителям одной и той же социальной группы, тем не менее для индивидуальности характерно кое-что свое, отличное от других. Например, один человек воспринимает полученное известие о происшедшем в обществе спокойно, другой – с усмешкой, а третий – со скепсисом.
Следующая более высокая степень характеристики социальных свойств человека является его превращение в личность. Правомерно сказать так: каждая личность – человек, но не каждый человек является личностью. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. Надо прямо сказать, что в понимании сущности личности больше вопросов, чем ответов, но удивляться этому не следует. Основная причина в том, что, по большому счету, этой проблемой начали по серьезному заниматься только в XX веке – срок, как видим, совсем небольшой для досконального прояснения этой проблемы. Одно можно сказать с уверенностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Личность является предметом изучения многих наук – таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе, а порой, и в мире событий.
Какие же факторы влияют на формирование личности и чем конкретно личность отличается от простых людей? Однозначно на первую часть вопроса ответить нелегко. Безусловно, таких факторов множество, но в настоящее время наука еще не может убедительно объяснить те из них, которые определяют восхождение человека к личности. Однако с полной уверенностью можно отметить, что определяющая, но не единственная, роль в ее формировании принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Роль воспитания заключается в том, какие моральные и общественные ценности усвоил ребенок в детские и юношеские годы, подвигли ли они его в будущем на служение отечеству. Образование дает человеку разнообразную информацию и что самое важное развивает у него мышление, способность к оценке и анализу происходящих событий в различных сферах земной жизни. Окружающая социальная среда – это тот мир, профессиональный или сословный, в котором вращается человек, это мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, которые самым непосредственным образом влияют на формирование личности. Но самое главное влияние на формирование личности оказывают родители. Именно они предстают перед ребенком как его “первый мир”, соприкасаясь с которым он начинает подражать, отвергать или же переделывать его. Так что личные достоинства родителей, их участие в воспитании ребенка, их отношение к обществу и себе подобным – важнейший фактор в формировании личности ребенка, которое впоследствии перерастает в качества взрослого человека.
Поскольку личность действует не в пустом пространстве, а в коллективе, а если шире, то в обществе, он в известной степени зависит от них. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути. Поэтому общественный строй, уровень экономического и социального развития значат очень много. Если говорить об этом более конкретно, то это означает те возможности, которые общество предоставляет каждому человеку для получения образования, право на труд и свободу для реализации своих умственных и физических способностей. И если сейчас мысленно охватить современный мир, то нетрудно обнаружить, что на слуху и на глазах мировой общественности преимущественно мелькают политическая, экономическая, культурная элита главным образом из индустриально развитых стран.
Велика роль личности в историческом процессе. Известно, что историю делают люди и никто другой. Но среди людей есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Известно и то, что в кризисные или переломные моменты истории далеко не все личности, в том числе из числа очень известных, оказывались на Уровне поставленных жизнью проблем. Можно привести немало примеров, подтверждающих влияние переломных или критических этапов в развитии общества на формирование личностей. Так, Александр Невский стал национальным героем России главным образом потому, что в суровую годину испытаний сумел разгромить тевтонских рыцарей в 1242 г . на Чудском озере, проявив при этом высокое полководческое искусство и незаурядную храбрость, и спасти родную землю от чужеземного нашествия. Выдающейся личностью в историю России вошел русский царь Александр II, осуществивший, вопреки мощному противодействию со стороны дворянско-помещичьих кругов, в 1861 году отмену крепостного права. Вклад Александра II в отечественную историю заключается в том, что он, как, может быть, никто до него, понял необходимость этого акта для дальнейшего развития страны.
Исходя из сказанного, можно с полным основанием утверждать, что значение личности, ее след в истории в значительной степени сохранялся в немалой степени благодаря тому, в какой степени ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Действительно, если обратиться к истории человечества, то в памяти сохранились имена тех ученых, мыслителей, политических деятелей, писателей, живописцев, которые своей деятельностью способствовали развитию и укреплению позиций человека в мире. Получается, что только те исторические события сохранились в человеческой памяти и оказали влияние на дальнейшее развитие, которые отвечали объективным задачам и условиям своего времени. Тщательный, а если говорить современным слогом, научный учет этих условий, способность оценить существующие возможности и выбрать правильное решение – вот те слагаемые, которые придавали личности историческую значимость. Вместе с тем никакая личность не может изменить исторический ход развития. Если в обществе не созрели необходимые условия для кардинальных перемен, то создать их искусственно невозможно. Правда, в истории были случаи, когда на какое-то время, годы или десятилетия, некоторые исторические личности пытались изменить общественный строй или народные нравы, но это у них, в конечном счете, не получалось. Само собой разумеется, что выдающаяся личность, в конечном счете, благодаря своим качествам ускоряет или замедляет происходящие события, проявляет свой стиль и подходы, но решающая роль все же принадлежит объективным условиям.
Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.
Индивид – это представитель рода человеческого, обозначение единичного в отличие от совокупности, множества.
Индивидуальность – уникальная неповторимость человека, его своеобразие и особенность.
Личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и делающих его субъектом (творцом) труда, познания, общения. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность. Вполне возможно, что каждый человек по рождению, от природы потенциально имеет личностные качества. Но в процессе социализации эти качества могут быть реализованы, а может быть и нет.
Информация о работе Проблема самобытности и диалога культур: Восток, Россия, Запад