Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:39, реферат
Человек не мог бы существовать в мире, активно и успешно не приспосабливаясь к нему. Человек, как и любая целостная система, ориентирован на сохранение. Но, чтобы адаптироваться (приспособиться) к окружающей реальности, человек должен вступить в познавательные отношения с миром, т.е. получить информацию и использовать ее в соответствии со своими целями и потребностями. Получение и использование информации о мире и о месте человека в нем и составляет суть познания.
Введение.
Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблемы познаваемости мира в философии.
Структура познавательного процесса: уровни и формы познания.
Проблема истины в философии и ее интерпретации. Особенности научной истины.
Заключение.
Восприятие (вторая форма чувственного познания) – отражение свойств предмета, взятых как целое (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). В восприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от других вещей. Восприятие вещи исходит не только из данных ощущений, но и из познавательного опыта человека. Восприятия образуются благодаря анализирующей и синтезирующей деятельности полушарий головного мозга.
Работа механизмов восприятия позволяет в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предмет непосредственно не дан нам, т. е. функционирует представление. Это наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно. Память – способность человека воспроизводить ранее полученную информацию, сохранять восприятия и представления после момента переживания. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи.
Образ, объективный по содержанию, субъективен по форме и зависит от субъекта двояко: от особенностей физиологической основы сознания субъекта; от прошлого познавательного опыта и социокультурных ориентации субъекта.
С
позиций диалектического
Представление – высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характеристику восприятия, как целостность образа познаваемого предмета, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а «по памяти». Представление подымает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую, более высокую ступень, освобождая его от энергоемких и требующих больших затрат времени непосредственных контактов с познаваемыми предметами. Каждый нормальный человек способен представить себе (воспроизвести в представлении) минувшие события, запомнившиеся предметы, контактировавших с ним людей и т.д. Однако на этом пути неизбежны и существенные информационные потери, обусловленные спецификой процессов запоминания и забывания, значительными различиями в объеме оперативной и долгосрочной памяти у отдельных людей.
Воображение – форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, «опережающим отражением» человека. Однако предметом воображения могут быть и реальные вещи, процессы, явления, отдельные параметры которых можно в познавательных целях представить в таком виде, в каком в действительности они никогда не существовали и не могут существовать. Например, вполне оправданно и естественно представлять детали создаваемых механических устройств в виде идеальных геометрических фигур, хотя в действительности здесь полное совпадение невозможно. Воображение строит такие важные в научном познании представления, как идеальный газ, идеальная паровая машина и другие; в техническом творчестве – представление о дороге, возникающей там, где ее касаются колеса автомобиля; в экономической науке - представления об обмене товаров строго по их стоимости и т.д.
Накопление
и обобщение чувственных данных
происходит в мышлении человека. Оно
позволяет не только созерцать предметы
внешнего мира, их свойства, признаки,
но и вскрывать связь
Выделяются два основных уровня мышления – рассудок и разум. В рассудке оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких стандарта и схемы, что позволяет четко строить мысли, систематизировать факты. Здесь взаимосвязи вещей рассматриваются как нечто устойчивое. Рассудок опирается на формальную логику. При помощи рассудка человек ориентируется в окружающей среде на основе элементарных знаний о явлениях внешнего мира. Мышление невозможно без рассудка, однако его абсолютизация ведет к метафизике. В рассудке, писал Гегель, также наличествует диалектика (скорее, ее отдельные черты). Ведь рассудок «схватывает» устойчивость, определенность объекта. Последняя, наряду с изменчивостью, характеризует объект в целом.
«Разум – уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Через разум мышление способно постичь сущность вещей, их законы. Логика разума – диалектика. Переход рассудка в разум означает выход за пределы сложившейся готовой системы знания, ее диалектизацию. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации знания» [1, С. 271].
Основные
формы рационального (
Понятия отражают существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия выражаются в языке в виде отдельных слов («молекула», «человек») или в словосочетаниях, обозначающих классы объектов («элементарные частицы», «общественные отношения»). Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» отмечал, что, например, понятия числа и фигуры возникли в голове не из чистого мышления, а заимствованы из внешнего мира. Понятия аккумулируют итоги многовекового практического опыта человечества, они объективны по содержанию и источнику. Впрочем, ряд философов, отдавая дань эмпиризму, отказывают в объективности абстрактным понятиям, например таким, как «народ», «эксплуатация», так как эти понятия, в отличие от житейских («дом», «дерево»), не могут быть наглядно представлены. Понятиям присуща определенность, отражающая относительную устойчивость, и гибкость, выражающая подвижность, изменчивость мира и его фрагментов.
Расчленение и соотношение всеобщего, особенного и единичного достигается в суждении, фиксирующем свойства и признаки предмета, например: «трава зеленая», «метафизика отрицает противоречие как источник развития». Помимо простых (неразложимых) суждений существуют сложные, которые составляются из простых посредством различных логических связок («и», «если... то» и др.).
Отдельное суждение не может полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима система суждений, представленная умозаключением. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других. Например, вывод о том, что Земля имеет форму шара, в древности был сделан с помощью следующих умозаключений: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска (посылка); Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска (обосновывающее знание); следовательно, она круглая (заключение). Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов и оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушений законов и принципов логики.
Объективная основа единства чувственной и рациональной сторон познания находится в самих вещах и процессах мира, которые выступают одновременно как явление и сущность, отдельное и общее. Единство чувственной и логической ступеней познания вытекает также из единства первой и второй сигнальных систем в деятельности мозга.
Взаимодополнение
чувственного и рационального в
познании не исключает, а предполагает
различия между ними. Теоретическое
познание и его результаты относительно
независимы от данных эмпирических исследований,
хотя оно обычно основывается на них. Несводимость
познавательного содержания мышления
к эмпирическим данным обнаруживается,
прежде всего, в категориях, которыми оперирует
только мышление. Ведь категории – формы
всеобщности, которые не могут быть почерпнуты
из чувственных данных. Категория практики
– ключевая в объяснении процесса познания.
3. Проблема истины в философии и ее интерпретации. Особенности научной истины.
Общая ориентация познавательной деятельности человека на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний неизбежно приводит к вопросу: как определить степень этой адекватности, степень соответствия знаний человека тому, что познается? Постановка такого вопроса стимулируется не только философским интересом. В адекватном воспроизведении реальности человек заинтересован практически. Это надежная основа высокоэффективных технологий, принципов оптимальной общественной организации, духовной целостности социальных групп и человеческого сообщества, продуктивности творческих процессов в науке и других сферах.
Еще философами древности было установлено, что содержание человеческих знаний определяется не только характером объекта познания, но и особенностями познающего субъекта (уровнем его культурного и интеллектуального развития, компетентностью в конкретных вопросах, психическим состоянием и др.).
Наиболее простой прием, с помощью которого сепарировалось содержание знаний, свободное от субъективных наслоений и искажений, было предложенное философами Древней Греции разделение «мнения» и «знания». Но поскольку подобные явления вскоре обнаружились и в самом знании, то встал новый вопрос: можно ли выделить в наших знаниях содержание, не зависящее от человека и вообще от людей (от человечества), т.е. знание, воспроизводящее познаваемые объекты без ограничений и искажений, причиной которых являются, во-первых, недостаточность природных познавательных способностей человека (конечные объем его памяти и скорость психических процессов, отсутствие естественных механизмов восприятия многих природных явлений и процессов и др.), во-вторых, несовершенство его познавательных средств и методов (средств наблюдения, экспериментирования, обработки данных и т.д.).
Поиск ответов на эти вопросы был связан с разработкой понятия истины, ее критериев и видов.
«Истина – это содержание знаний человека, представляющее собой адекватное воспроизведение реальности, т.е. такой, какой она существует сама по себе, независимо от человека и его сознания» [3, С. 270].
В соответствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чувственный и логический критерии истинности знаний. Чувственный критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подтверждено само существование изучаемого объекта (процесса, явления), его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития. Логический критерий связан прежде всего с требованием непротиворечивости. В строгом понимании непротиворечивость – это свойство предложений какой-либо теории, в соответствии с которым из них нельзя с помощью логических средств данной теории вывести два предложения, одно из которых является отрицанием другого. В более широком смысле слова требование непротиворечивости означает недопущение прямо противоположных утверждений об одном и том же предмете в одном и том же отношении и в одно и то же время.
Критерием истинности человеческих знаний является также практика, которая не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах которого степень истинности знаний проявляется достаточно определенно. Так, если бы не были истинными представления физики об электромагнитных явлениях, процессах теплообмена, превращении одних видов энергии в другие, доминирующей части современной техносферы просто не существовало бы. Примерами относительности практики как критерия истинности знаний и даже ее явной несостоятельности являются допускаемые грубые ошибки в области медицины, гигиены, воспитания. Известно также, что навигационные средства, основанные на представлении о вращении Солнца вокруг Земли, успешно выполняли свои практические функции и просуществовали еще довольно долго после открытия Коперника – Галилея. Данный пример свидетельствует о том, что в человеческих знаниях может заключаться содержание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Такое содержание знаний называют заблуждением. Не следует его путать с ложью как содержанием знания, несоответствие которого реальности доказано.
В содержании знания, соответствующего познаваемой реальности, выделяют три вида истины: