Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:39, реферат
Человек не мог бы существовать в мире, активно и успешно не приспосабливаясь к нему. Человек, как и любая целостная система, ориентирован на сохранение. Но, чтобы адаптироваться (приспособиться) к окружающей реальности, человек должен вступить в познавательные отношения с миром, т.е. получить информацию и использовать ее в соответствии со своими целями и потребностями. Получение и использование информации о мире и о месте человека в нем и составляет суть познания.
Введение.
Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблемы познаваемости мира в философии.
Структура познавательного процесса: уровни и формы познания.
Проблема истины в философии и ее интерпретации. Особенности научной истины.
Заключение.
Неклассической теории познания, складывающейся в последние десятилетия XX в., присущ посткритицизм. Он означает не отказ от философского критицизма, а утверждение, что познание не может начаться с нуля и предполагает вписанность познающего индивида в одну из традиций. Любая теория включает в себя идею непрерывного самоотрицания, здорового скептицизма (оправдание критицизма) и одновременно – сохранение положительного (в преобразованном виде), преемственность. Поэтому всякая критика предполагает принятие чего-то, доверие к чему-то, что не критикуемо в данное время и в данном контексте. В процессе развития знания может выясниться, что какие-то познавательные традиции, якобы вытесненные, обнаруживают новый смысл в новом контексте. Например, идеи теории самоорганизующихся систем, разработанные в синергетике, выявляют современный эвристический смысл некоторых идей древневосточной философии.
Агностицизм (греч. а – отрицание, gnosis – знание, недоступный познанию) – философское учение, отрицающее (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.
Агностицизм имеет реальные корни в самом процессе познания. Это: а) трудности сопоставления предмета познания (чаще всего существующего материально) и идеального знания; б) «разброс» представлений разных людей о действительности, субъективные «накладки» на характер знаний, отсюда – относительность результатов познания.
Агностицизм опирается на определенные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений; 2) если даже объективный мир существует, то, поскольку все человеческие образы субъективны, мы не можем знать, каков мир на самом деле; 3) мир бесконечен в своих свойствах и слишком сложен для человеческого понимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки. Агностики метафизически отрывают мир, существующий независимо от сознания, от субъективного образа этого мира.
Подвергая критике посылки агностицизма, Ф. Энгельс отметил, что самое решительное его опровержение заключается в практике. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, заставляем служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец. Так, химические вещества, образующиеся в телах животных и растений, оставались «вещами в себе», пока органическая химия не стала приготовлять их одно за другим, тем самым «вещь в себе» превращалась в «вещь для нас» (до Энгельса Фихте и Гегель отрицали наличие непереходимой грани между «вещами в себе» и явлениями, тем, что человек познает).
Помимо гносеологических, имеются социальные корни агностицизма. Как правило, он оживляется в переломные эпохи развития общества, когда рушатся ранее господствовавшие отношения и соответствующие им идеалы.
Живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые трудности и сложности, присущие процессу познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это – неисчерпаемость, неопределимость границ познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и мышлении человека.
По
мнению В.Н. Калмыкова, «однозначного ответа
на вопрос: «познаваем ли мир и человек
в мире?» нет, так как сущее есть единство
относительно завершенных, стабильных,
устойчивых состояний вещей и одновременно
изменчивых. Первое дает основание для
утвердительного, а второе для отрицательного
ответа на поставленный вопрос. Некоторые
направления современной философии призывают
отказаться вообще от понятия реальности
и рассматривать только различные модификации
сознания и языка в их соотносительности»
[1, С. 261].
2. Структура познавательного процесса: уровни и формы познания.
Познание является формой духовной деятельности, направленной на адаптацию человека к объективной реальности, постижения ее сущности и смысла, т.е. познание – это форма духовной деятельности. Но что такое деятельность? Деятельность – это целенаправленное преобразование человеком внешней действительности и самого себя. Главная задача деятельности – уравновесить природный мир миром человеческим.
Рассматривая структуру деятельности, можно выделить следующие ее составные элементы:
1. Субъект деятельности. Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель действия.
Субъектом познания является носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знания. Адекватное воспроизведение познаваемой действительности, – это воспроизведение действительности в ее собственных характеристиках, без деформаций, привносимых несовершенством человеческих познавательных способностей. В роли субъекта познания выступает индивид (отдельный человек), социальная группа (коллектив лаборатории, НИИ), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей), а также человечество (совокупность ныне живущих людей и живших ранее поколений, чьи знания используются в настоящее время).
2. Объект деятельности. Объект (от лат. objectum – предмет) – все, на что направлены познавательные и практические действия субъекта.
Объект познания – это любой фрагмент природной, социальной и духовной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта и что противостоит человеку как непознанное и непонятное.
В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания, где под предметом понимаются конкретные характеристики объекта, закономерности, на которые направлено познание. Скажем, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них изучает человека под своим углом зрения: предмет психологии – законы психики, душевный мир человека, предмет медицины – недуги и способы их лечения.
В качестве объектов познания может выступать природный мир, изучаемый естественными науками, и социальный мир (история, общество, духовный мир человека), являющийся объектом исследования социально-гуманитарных дисциплин.
Объект познания – это страдательная сторона в субъект-объектных отношениях. К нему прилагаются навыки, умения, знания субъекта. Но объект в силу своей специфики может влиять на средства, методы и программы, которые применяются субъектом для его изучения. В социально-историческом познании объектом изучения может быть и сам субъект, так как в социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом.
«Субъект и объект взаимосвязаны, не существуют друг без друга; субъект может превращаться в объект познания, т.е. между ними нельзя четко провести границу; объект не является чем-то пассивным, он в состоянии влиять на процесс познания; в свою очередь, субъект тоже не пассивно воспринимает информацию, но принимает активную роль в конструировании объекта, наделение его смыслом» [4, С. 192].
3. Цель познания – знания, умения, навыки, которые субъект предполагает получить в результате предпринимаемых действий. Постановка цели проистекает из какой-либо потребности, из осознания необходимости в чем-либо. Спектр человеческих потребностей широк. Выделяют потребности естественного характера (голод, жажда, холод), выступающие основанием для развития человеческого труда как такового, и потребности духовные (стремление к красоте, истине, власти).
4. Употребляемые средства включают в себя, с одной стороны, методы деятельности – нормы, принципы оперирования с объектом, а с другой стороны, инструменты деятельности, увеличивающие природные силы человека, выступающие продолжением его органов чувств. Правильный метод – залог успеха познания. Но как метод, так и инструменты, должны соответствовать характерным особенностям объекта.
5. Продукт деятельности или результат – реализованная цель. Результат способствует реальному удовлетворению потребностей, зависит от поставленных целей и применяемых средств, дает оценку их адекватности (соответствию) друг другу, а также позволяет выработать новые цели и средства.
На современном этапе развития науки в понятие объекта познания включается не только сам изучаемый объект, но и средства и операции познавательной деятельности, а также ценности и цели познающего субъекта.
Однако познание – это не только форма духовной деятельности. Познание неразрывно связано и с материально-практической деятельностью, практикой.
Практика – это активная, чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
Важнейшие виды практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие – преобразование общественного бытия, изучение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т.п.); научный, лабораторно-технический эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Познание
есть разновидность духовного
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум, находящиеся в тесном единстве друг с другом.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – «направление в гносеологии, согласно которому чувственные восприятия являются основой и главной формой достоверного познания» [5, С. 439].
Сенсуалисты считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения признавались единственным источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Фейербах и др.
С сенсуализмом тесно взаимосвязан эмпиризм. Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания и утверждающее, что все знание основывается на опыте.
Разум рассматривается в эмпиризме только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания.
В истории философии эмпиризм представлен учениями Д. Юма, Д. Беркли, Э. Маха, Р. Авенариуса, Ф. Бэкона, Э. Кондильяка и др.
Рационализм (от лат. ratio – разум, мышление) – философское направление, признающее разум основой познания и человеческих действий.
Рационалисты, опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта, а могут быть почерпнуты из самого мышления. Такие взгляды развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель и др.
В действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон – чувственного и рационального. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.
«Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. С позиций материалистической науки механизм познания включает воспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы – проводники и отделы мозга» [1, С. 269].
Исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще – ощущение. В ощущениях каждый из органов чувств специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах и т. д.). Единичное ощущение чаще всего выступает как часть сложного комплекса ощущений (например, вместе с ощущением звука возникают ощущения о громкости или тихости, высоте звука, его гармоничности или дисгармоничности и т. д.). Сложное ощущение, переступая порог сознания, становится частью восприятия и частью образа (представления). Содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Многие современные философы полагают, что познание не начинается с ощущений, ибо оно опосредовано многообразными предпосылками: практикой, предшествующим «запасом мыслей», языком.