Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:39, реферат
Человек не мог бы существовать в мире, активно и успешно не приспосабливаясь к нему. Человек, как и любая целостная система, ориентирован на сохранение. Но, чтобы адаптироваться (приспособиться) к окружающей реальности, человек должен вступить в познавательные отношения с миром, т.е. получить информацию и использовать ее в соответствии со своими целями и потребностями. Получение и использование информации о мире и о месте человека в нем и составляет суть познания.
Введение.
Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблемы познаваемости мира в философии.
Структура познавательного процесса: уровни и формы познания.
Проблема истины в философии и ее интерпретации. Особенности научной истины.
Заключение.
Тема «Проблема познаваемости мира и многообразие форм познания.
Гносеологический
оптимизм, скептицизм, агностицизм»
План.
Введение.
Заключение.
Введение.
Человек не мог бы существовать в мире, активно и успешно не приспосабливаясь к нему. Человек, как и любая целостная система, ориентирован на сохранение. Но, чтобы адаптироваться (приспособиться) к окружающей реальности, человек должен вступить в познавательные отношения с миром, т.е. получить информацию и использовать ее в соответствии со своими целями и потребностями. Получение и использование информации о мире и о месте человека в нем и составляет суть познания.
Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры.
Проблемы познания на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин.
Во всей мировой истории развития философской мысли никогда и никто не обходил один из фундаментальных разделов в системе философии, каковым является теория познания. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия.
Тема
данной контрольной работы – «Проблема
познаваемости мира и многообразие форм
познания. Гносеологический оптимизм,
скептицизм, агностицизм». Цель работы
– рассмотреть сущность проблемы познаваемости
мира и изучить особенности форм познания.
Задачи работы – рассмотреть познавательное
отношение человека к миру и его формы,
дать характеристику проблемы познаваемости
мира в философии, охарактеризовать структуру
познавательного процесса, проанализировать
проблему истины в философии и ее интерпретации,
охарактеризовать особенности научной
истины.
1. Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблемы познаваемости мира в философии.
В философии познания выделяют три следующих основных компонента:
1. Познание выступает как предметное отражение социальной и природной реальности.
2. Познание это деятельность, в ходе которой человек ставит и достигает определенные цели.
3. Познание является не просто деятельностью, но креативной деятельностью, творчеством, которое предполагает созидание, построение и целей, и средств, и продукта этой деятельности. В этом аспекте на первое место выходит свобода духа познающего субъекта.
Можно сказать, что познание – это определенная социально-организованная форма духовно-творческой деятельности субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, на развитие знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Знание – значимый для человека и других людей результат познания действительности.
Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах:
1. Любая познавательно значимая информация, передающаяся от человека к человеку.
2. Сила, побуждающая человека к деятельности.
3. Особая познавательная единица, определенная форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.
«Типологизация знания может быть проведена по самым различным критериям. В этой связи выделяют знания дискурсивные (оговоренные или написанные) и образные, знания рациональные и эмоциональные, феноменолистические (качественные концепции) и эссэнциальные (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, достоверные и вероятностные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п.» [4, С. 186].
В зависимости от функционального назначения, характера знания, соответствующих средств, методов и языка выражения, познание может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Уже на ранних этапах исторического развития существовало обыденно-практическое познание, т.е. знание, поставляющее элементарные сведения о природе, о людях, об условиях их жизни, общении, социальных связях и т.д. Основой данной формы познания был опыт, повседневная жизнь, практика людей. Полученные на этой базе знания носят бессистемный, разрозненный характер, представляя собой простой набор эмпирических сведений, правил, приемов. Сфера обыденного познания включает в себя «здравый смысл», верования, приметы, предрассудки, предания, назидания, предчувствия и т.д.
Специфика мифологического познания состоит в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности. Мифологическому мышлению свойственен синкретизм, т.е. слитность эмоционального и рационального, субъекта и объекта познания, предмета и знака, вещи и слова, человека и мира и т.д.
Особенность религиозного познания определяется тем, что вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозного мировоззрения и окружающей действительности. Речь идет не столько о получении знания, сколько об откровении (открытии) определенных знаний. Однако религия, как и мифология не воспроизводили знания в систематической и теоретической форме. Они никогда не выполняли функций производства знания, носящего всеобщий и целостный характер.
Художественное познание тоже обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном восприятии мира в центре которого стоит человек. Искусство – это мышление в образах, а не в понятиях. Для художественного познания характерна самоочевидность, самодакозательность, самоубедительность. Художественные произведения оригинальны, уникальны, неповторимы, допускают художественный вымысел, привнесение от художника того, чего нет и, возможно, не будет. Художественное познание не пытается повторить, зеркально отобразить действительный мир. Художественное произведение имеет дело с условностью, но не допускает никакого произвола и субъективизма.
Научное познание предполагает не только констатацию фактов и их описание, но и объяснение, осмысление фактов. Научное знание – знание доказательное: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обоснованно, аргументировано, апробировано практикой.
В науке знание облекается в форму понятий и категорий, общих принципов и законов. Научное понятие стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, субъективное. В науке главное – устранить все единичное, индивидуальное и неповторимое. Научность предполагает высокую степень достоверности и факта, и вывода. Атрибутивные свойства научности – предметность и объективность.
Научные познавательные действия можно определить как действия, направленные на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности. Они систематизируются в рамках научного познания как одного из конкретных видов человеческой деятельности, где выделяют четыре основных вида познавательных действий:
эмпирические – действия, с необходимостью включающие в свой состав манипуляции с исследуемым объектом при помощи материальных средств и органов чувств человека;
теоретические — манипуляции с идеальными моделями (абстрактными конструктами), репрезентирующими исследуемый объект, а также ряд операций, предваряющих и дополняющих эти действия;
методологические — умственные действия, направленные на осмысление предпосылок, содержания и последовательности эмпирических и теоретических познавательных действий, а также форм фиксации их результата;
репродуктивные — действия, направленные на профессиональную подготовку исследователей.
«Особым видом познания выступает самопознание, которое со времен Сократа является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия» [2, С. 766].
В философии проблемами теории познания занимается гносеология. Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение, наука) – учение о знании, теория познания; раздел философии, в котором анализируется природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания, и ряд других проблем.
В современной философии, относительно познания, используется понятие эпистемология. Эпистемология (от греч. epistem – знание, logos – учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. В отличие от гносеологии, которая изучает, как субъект познает объект, эпистемологию интересует, в какой степени знание соответствует изучаемому объекту, т.е. проблема истинности знания.
К традиционным проблемам гносеологии относят: проблему познаваемости мира; проблему субъекта и объекта познания; закономерности и структуру познавательного процесса; проблему истины и ее критериев; социокультурную обусловленность процесса познания т.д.
Важное место в философском вопрошании занимают вопросы, связанные с познанием окружающего мира: «Познаваем ли мир?» В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Подавляющее большинство философов и ученых положительно решают вопрос о том, познаваем ли мир, т.е. придерживаются гносеологического оптимизма.
Скептицизм (от греч. skeptikos – взвешиваю, склонный к сомнению, размышление) – философское учение, не отрицающее принципиальной познаваемости мира, но выражающее сомнение в достоверности знания либо сомневающееся в существовании самого мира.
Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов – Протагора, Горгия, Продика, Гиппия и т.д. Собственно имя «скептики» принято связывать с философской школой, основанной Пирроном, поэтому скептицизм иносказательно именуется также пирронизмом. Изложение взглядов Пиррона дал его последователь Секст Эмпирик.
Античные скептики не сомневались в существовании явлений, но отвергали возможность понять причины этих явлений и даже рационально обосновать нравственные нормы. В эпоху Возрождения и в начале Нового времени скептические учения развивали Эразм Роттердамский, Пико делла Мирандола, Мишель Монтень.
М. Монтень (XVI в.) подверг сомнению средневековую схоластику и догматы католической религии. Сомнение, по представлению Ф. Бэкона, способно оградить размышление от догматизма ненаучных наслоений. И. Кант «догматической» философии противопоставил критицизм. Через опровержение одних предположений возможно доказательство истинности других. Любимым девизом К. Маркса был «Подвергай все сомнению».
Вообще, для классической теории познания характерен критицизм (усиленный скептицизм). Д. Беркли критиковал материализм и ряд идей новой науки, в частности, идеи абсолютного пространства и времени в физике Ньютона и идеи бесконечно малых величин в разработанном в это время дифференциальном и интегральном исчислении. (Последующая история науки показала правоту этой критики.) А. Эйнштейн использовал при создании теории относительности критику Э. Махом идей абсолютного пространства и времени классической физики. Логические позитивисты использовали свой принцип верификации для критики ряда утверждений не только в философии, но и в науке (в физике, психологии). К. Поппер с помощью принципа фальсификации пытался показать ненаучность марксизма и психоанализа.