Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:56, контрольная работа
Раскрытию содержания контрольной работы “ Философское учение о бытии и материи ” посвящены 4 вопроса
1. Проблема бытия в философской картине мира.
2. Философское учение о материи
3. Движение как атрибут материи
4. Пространство и время как формы существования материи
б) микроэлементарный;
в) ядерный;
г) атомарный;
д) молекулярный;
е) макротел ( соизмеримых человеку величин);
ж) планет;
з) систем планет;
и) галактик;
к) систем галактик;
л) метагалактик;
м) вселенной, мира в целом.
Живая природа имеет свои уровни :
а) доклеточный (ДНК,РНК,белки);
б) клеточный – клетки;
в) многоклеточный – многоклеточные организмы;
г) надорганизменный – виды популяции, биоценозы, биосфера.
В рамках биосферы начинает развиваться свободный тип материальной системы – человеческое общество.
Социум представлен такими уровнями :
а) индивид;
б) семья;
в) коллективы;
г) социальные группы;
е) этносы, нации, племена, расы;
ж) государства;
з) союзы государств;
и) общества, человечество в целом.
На разных уровнях материи мы сталкиваемся с особенностями проявления просранственно-временных отношений, различными видами движения.
3. Движение как атрибут материи
Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.
Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин “движение” обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так, например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.
Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение ( самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.
Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.
Движение – это изменение вообще.
Оно характеризуется тем, что
неотделимо от материи, поскольку является атрибутом ( неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;
движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;
движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,
движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение ,но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета ( особое состояние движения);
Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения .
Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.
Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях , причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи ( развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой ). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой ( Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ).
Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах :
1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;
2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;
3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.
Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.
4. Пространство и время как формы существования материи
Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Во всех спорах стоял вопрос в каком отношении относятся пространство и время к материи. По этому вопросу в истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы называем – субстанциональной концепцией; пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее ( Демокрит, Эпикур, Ньютон ). То есть делался вывод о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих материальных процессов. Пространство здесь – пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит.
Вторую концепцию называют реляционной ( relatuo – отношение ). Её сторонники ( Аристотель, Лейбниц, Гегель ) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как систему отношений, образуемых движущейся материей.
В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной А.Энштейном теории относительности. Теория относительности, специальная ее часть, гласит пространство и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое пространство – время ( пространственно-временной континиум ). В свою очередь общая теория относительности утверждает : пространство и время не существует без материи их метрические свойства ( кривизна и скорость течения времени) создаются распределением и взаимодействием тяготеющих масс.
Таким образом, согласно реляционной концепцией:
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах.
Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в свою очередь на элементы , связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.
Но материальный мир не просто состоит из структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных измерений дает нам представление о времени.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.
Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени.
В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-макро и мега-мире. В живой природе проявляется резкое проявление левизны, что оценивается как особое биологическое пространство. Специфично и временная организация живого, речь идет о биологических часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному чередованию факторов внешней среды.
Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом, социально значимыми характеристиками – техника, архитектура городов формируется людьми и несут на себе их ценности в определенные исторические эпохи. Социальное время является мерой изменчивости социальных процессов, и мы видим, что социальное время постоянно ускоряется.
ВЫВОДЫ
1. На основании категории бытия возможно понимание места человека в мире. Бытие – все реально сущее.
2. Гносеологическое определение материи как объективной реальности дополняется субстанциональным аспектом и позволяет удовлетворительно объяснять окружающий мир.
3. Материя обладает атрибутом движения, пространства, времени, структурирована.
4. Знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.
Список использованной литературы
1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М., 1994
2. Материалисты Древней Греции. М., 1955
3. Невлева И.В. Философия. Учебное пособие. М., 1999
4. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994
5. Радугин А.А. Философия. М., 1997
6. Философия: Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. В.Л. Калашникова. М., 1999
7. Шестов Л. "Странствования по душам" // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990
17
Информация о работе Проблема бытия в философской картине мира