Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:39, контрольная работа
Понятие бытия — центральное философское понятие, предмет изучения особого раздела философии – онтологии. «Бытие» производно от слов «быть», «есть», это понятие означает само существование объектов этого мира и условий, в которых они существуют. Оно позволяет абстрагироваться от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов и явлений, и выделить то, что их все объединяет — быть существующими.
Введение………………………………………………................. 3
1. Задание 1. Анализ текста……………………………………….. 3
2. Задание 2. Анализ текста……………………………………….. 5
3. Задание 3. Анализ текста……………………………………….. 7
4. Заключение………………………………………………………. 8
5 Список литературы………………………………………………. 9
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
на тему: «Проблема бытия»
№ л.д.11флб01132
Проверил: Торопов В. П.
Введение………………………………………………....
1. Задание 1. Анализ текста……………………………………….. 3
2. Задание 2. Анализ текста……………………………………….. 5
3. Задание 3. Анализ текста……………………………………….. 7
4. Заключение……………………………………………………
5 Список литературы…………………………………
Введение.
Понятие бытия — центральное философское понятие, предмет изучения особого раздела философии – онтологии. «Бытие» производно от слов «быть», «есть», это понятие означает само существование объектов этого мира и условий, в которых они существуют. Оно позволяет абстрагироваться от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов и явлений, и выделить то, что их все объединяет — быть существующими. Подобный подход позволяет видеть окружающий мир целостным, единым. В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас, но повсюду и вечно, хотя постоянно меняется, развивается. [5].
Задание 1. Анализ текста.
1. «Бытие категория онтологии с помощью
которой определяется нечто, что есть
как таковое, вне и независимо от человека
и его сознания». (Современная философия:
словарь и хрестоматия. М., 1996, стр. 15).
2. «Бытие философская категория,
обозначающая независимое от сознания
существование объективного мира, материи,
природы, а в обществе процессов материальной
жизни людей». (Советский энциклопедический
словарь. М., 1980, стр. 187).
3. «Бытие философская категория,
обозначающая прежде всего, существование,
бытие в мире, данное бытие (например, в
предложении «Я есть»)». (Философский энциклопедический
словарь. М., 1998, стр.56).
4. «Бытие есть все то, что
существует: это и материальные вещи, и
процессы, и свойства, и связи, и отношения.
Даже плоды самой буйной фантазии, сказки,
да и бред больного существуют как духовная
реальность. Следовательно, бытие охватывает
и материальное, и духовное. Оно есть, таким
образом нечто реальное существующее».
(Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988, стр.
93).
Объясните как постепенно уточняются определения категории «БЫТИЕ» в фрагментах 1, 2, 3, 4 и почему эти определения следует считать материалистическими?
Бытие есть нечто, которое, тем самым
есть. Можно было бы принять нечто началом
бытия, равно как бытие началом нечто,
но любое из них перешло в другое, стало
им, поэтому начало любого из них тут же
исчезает в самом нем: начало бытия в бытии,
начало нечто в нечто. Поэтому бытие есть
свое же начало, для себя начало. Однако,
первично бытие это сознание, сознание
- вне человеческого сознания так же, как
и материя.
Существует нечто, что есть. Сознание не
зависит от объективного мира. Подразумевается
что существует мир, существует общество
и процессы общества как материя.
Утверждение что нечто существует
означает, что имеются какие-то проявления
этого нечто, а это, в свою очередь, значит,
что существует другое нечто, способное
зарегистрировать эти проявления. Действительно,
если бы нечто никоим образом не проявлялось,
то факт его существования был бы в принципе
не отличим от факта не существования.
С другой стороны, проявления имеют смысл
только в том случае, если есть хоть что-нибудь,
способное их зарегистрировать. Следовательно
существует бытие в мире, общество в мире.
Я есть в этом мире.
Из бытия взаимоотношений в мире,
происходит духовная реальность, навязывает
свой мир посредством духовной реальности,
устанавливает связи между миром и обществом.
Что и есть реально существующее.
По определению материалистический
подход состоит из сознания и материи,
а значит, сознание - духовная реальность,
материя - мир. Поэтому лишь материалистический
подход (опирающийся, естественно, на то
ценное, что было выработано в других философских
направлениях), может служить основой
современного понимания материи и сознания.
[2, 156 – 158c.]
Задание 2. Анализ текста.
1. «Бытие, очевидно не есть реальный предикат,
иными словами, оно не есть понятие о чем-то
таком, что могло бы присоединиться к понятию
вещи. Оно есть только полагание вещи или
известных определений само по себе. В
логическом применении оно есть лишь связка
в суждении». (Кант И. Соч. М., 1964, т. 3, стр.
346).
2. «Является ли бытие вещью?...
Нигде среди вещей мы не найдем бытия.
Но бытие не вещь, не что-то, находящееся
во времени. Несмотря на это, бытие по-прежнему
определяется как присутствие, как настоящее
через временное Бытие это никакая не
вещь, следовательно, бытие не будет ничем
временным, но при этом бытие все же определяется
как присутствие через время». (Хайдеггер
М. Разговор на проселочной дороге. М.,
1991, стр.81).
3. «Человек единственное существо в мире,
которому в его личном бытии открывается
бытие. Он не может выразить себя в наличном
бытии как таковом Он прорывает всю как
будто завершенную в мире действительность
Он дйствительно знает себя как человека
только тогда, когда будучи открыт для
бытия в целом, живет внутри мира Ибо он
не может понять себя в мире просто как
результат мирового процесса. Поэтому
он преступает пределы своего наличного
бытия и мира, достигая их основ, стремясь
туда, где он становится уверенным в своих
истоках». (Ясперс К. Смысл и назначение
истории. М., 1991, стр. 455).
По отношению к кому авторы
фрагментов 1, 2, 3 пытаются определить сущность
«БЫТИЯ» и почему их позицию следует считать
субъективно-идеалистической?
В основе идеалистического понимания бытия лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Объективный идеализм в качестве первоосновы мира рассматривает всеобщее высшее духовное начало. В субъективном идеализме отрицается существование независимой от воли и сознания субъекта реальности, т.е., что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта. [3, 117c.]
Фрагмент 1.
Высказывание Иммануила Канта утверждает, что бытие является неким положением, установленным по воле человека для познания окружающего мира, некая «связка в суждении». Однако, на самом деле воля человека не способна помочь познать мир таким, каков он есть на самом деле. В результате воздействия "вещей в себе" на органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние) возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума, сами устанавливая, что существует, что - нет. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум «предписывает законы» природе.
Фрагмент 2.
Мартин Хайдеггер определяет бытие как «настоящее через временное», «присутствие через время», т.е. как реальность, с которой от рождения и до смерти имеет дело данный индивид. Хайдеггер является представителем экзистенциализма, «философии существования», утверждающей идею уникальности бытия человека.
Фрагмент 3.
Карл Ясперс также причисляется к философам – экзистенциалистам. Он утверждает, что человек открывает для себя бытие только в связи с другими людьми, т.к. коммуникация - универсальное условие человеческого бытия. «Мы являемся тем, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид,» - писал Ясперс. Таким образом, бытие является результатом коллективной духовной коммуникации человечества.
Все приведённые выше высказывания объединяет идея зависимости бытия от воли и сознания субъектов, что свойственно именно субъективному идеализму. [6].
Задание 3. Анализ текста.
1. «Обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера». (Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986, стр. 45).
2. «Мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием как таковым, существуем в нём и обладаем им совершенно непосредственно – не через познающее сознание, а через первичное переживание». (Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992, стр. 481).
3. По Марксу общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, сущностью человека является «совокупность всех общественных отношений», а общественная жизнь является «по существу практической»… «Сознание… никогда не может быть чем – либо иным как осознанным бытием, … а бытие людей есть реальный процесс их жизни». (См. Маркс К. Соч. т. 3, стр. 3, стр. 25).
В чём видят авторы фрагментов 1, 2, 3 особенности бытия человека в обществе?
Фрагмент 1.
Главной темой
книги «Иметь или быть»
Под бытием Фромм понимает такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что – либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром.
При существовании по принципу обладания его отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить всё и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность.
Фрагмент 2.
Вся философская система С. Л. Франка базируется на философии всеединства, основатель которой – Соловьёв В. С. Идейными истоками философии Франка считаются учения Платона и Николая Кузанского. «Бытие есть всеединство, в котором всё частное есть и мыслимо именно и только через свою связь с чем - либо другим», - был убеждён С. Л. Франк.
Фрагмент 3.
К. Маркс
высказал мысль что бытие
Заключение.
Бытие как исходное
понятие лишь начальный пункт
философского размышления о