Проблема бытия человека у Мартина Хайдеггера

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:38, реферат

Краткое описание

Хайдеггер поддержал национал-социализм и был членом партии с мая 1933 до мая 1945 года. Его защитники, в частности Ханна Арендт, считают это его личной ошибкой и отстаивают мнение, что его политическая позиция не имеет отношения к его философским взглядам. Критики, такие как Эммануэль Левинас и Карл Лёвит, считают что поддержка национал-социалистической партии бросает тень на все мысли философа.
Цель данной работы рассмотреть проблему человеческого бытия в работах Мартина Хайдеггера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФИЛОСОФИЯ М.ХАЙДЕГГЕРА 3

2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И
ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ 4
3. "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ": УЧЕНИЕ О БЫТИИ 6
4. УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА 7
5. УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИСТИНЕ БЫТИЯ 9
6. УЧЕНИЕ О ГЕРМЕНЕВТИЧНОСТИ БЫТИЯ 11
7.ПОДЛИННЫЙ И НЕПОДЛИННЫЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 13
8.ОНТОЛОГИЯ НИЧТО 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 64.20 Кб (Скачать)

пределы сущего есть, по Хайдеггеру, трансценденция. Следовательно, не будь

наше присутствие трансцендирующим в основании своего существа, не будь оно

всегда заранее уже  выдвинуто в Ничто, оно не могло бы встать в отношение к

сущему, а значит и к  самому себе.

Таким образом, Ничто –  это не предмет, ни вообще что-либо сущее. Оно не

встречается ни само по себе, ни побок от сущего, не составляет антонима к

сущему, а исходно принадлежит  к самой его основе. Ничто есть условие

возможности раскрытия сущего как такового для человеческого  бытия.

Без исходной открытости Ничто  нет никакой самости и никакой  свободы. Перед

лицом открывшегося человеку Ничто его бытие оказывается  пустым – или, что

тоже самое освобожденным; и потому делается очевидной свобода  человека.

Человек обнаруживает способность  дистанцироваться от любого сущего, принимать

или не принимать его. Поэтому  он оказывается трансцендентным  в отношении

любого сущего; это изначальное, еще не наполненное конкретикой  отношение ко

всему сущему, и есть свобода. Не будь Ничто важнейшей онтологической

характеристикой, не будь человек выдвинутым в Ничто не было бы свободы и

всех ее проявлений: творчества, искусства, преобразования и так  далее, то

есть всего, что делало человеческий мир миром культуры. Собственно нельзя

было бы говорить о человеческом мире вообще.

    

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопрос о смысле бытия  является основным для всего творчества М. Хайдеггера.

Между бытием и сущим он проводит онтологическое различие. Хайдеггер  считает,

что данные каких бы то ни было конкретных наук ничего не говорят  нам о бытии.

Науки имеют дело с сущим, с теми или иными предметными  областями, которые

описываются в родовидовых  определениях. К бытию необходимо подходить с точки

зрения такого сущего, которое  способно  раскрывать сокрытое, спрашивать и

одновременно понимать самого себя, нужно указать на такое сущее, в котором

бытие само себя обнаруживает. Таково бытие человека (Dasein). Однако это не

значит, что люди занимаются исключительно онтологическими  размышлениями.

Напротив, это делают крайне немногие. Но в той или иной форме  данный вопрос

всегда стоит перед  людьми, и «каждый из нас поражался  хотя бы однажды,

возможно чаще, чем однажды, скрытой власти этого вопроса, даже не осознавая

при этом, что с ним  происходит».

Хайдеггер ставит проблему подлинного и неподлинного бытия. Он пытается

выявить те основополагающие установки европейского мышления, которые  создали

неподлинный мир, интегрировавший  современного человека.

Принцип философии Хайдеггера состоит в том, чтобы понять явное  через неявное,

то что сказано, через  то, что не может быть сказано, понять слово через

молчание, сущее – через  несущее, бытие – через Ничто. Непосредственное

соприкосновение с Ничто, по Хайдеггеру, происходит в состоянии  ужаса.

Хайдеггер отличает онтологический ужас от онтического страха. В ужасе человека пугает Ничто, а не конкретные предметы и люди,

весь мир теряет смысл. Человек обнаруживает себя в полном одиночестве. Перед

лицом открывшегося человеку Ничто его бытие оказывается пустым  или, что

тоже самое освобожденным; и потому делается очевидной свобода  человека.

Именно тогда исчезает власть публичности и анонимности, человеческое бытие

(Dasein) пробуждается к подлинному  существованию, к ответственности  за

собственные деяния. Это  поворот к самому себе. Человеческое бытие открывается

в своей уникальности и  незавершенности как свободно проектирующее  себя.

    

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хайдеггер М. Время и бытие.  Статьи и выступления. - М.: Республика,1993

2. Хайдеггер М. Разговор на проселочной  дороге. Избранные статьи позднего  периода творчества.- М.: Высшая школа,1991

3. Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки, 1989.

4. «Бытие и время» Мартина  Хайдеггера в философии ХХ  века

5. Философский энциклопедический  словарь. - М.: Советская энциклопедия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Dasein. В западных переводах и

дискуссиях этот ключевой термин хайдеггеровской книги «Бытие и время» обычно

оставляют как есть.

 


Информация о работе Проблема бытия человека у Мартина Хайдеггера