Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:38, реферат
Хайдеггер поддержал национал-социализм и был членом партии с мая 1933 до мая 1945 года. Его защитники, в частности Ханна Арендт, считают это его личной ошибкой и отстаивают мнение, что его политическая позиция не имеет отношения к его философским взглядам. Критики, такие как Эммануэль Левинас и Карл Лёвит, считают что поддержка национал-социалистической партии бросает тень на все мысли философа.
Цель данной работы рассмотреть проблему человеческого бытия в работах Мартина Хайдеггера.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФИЛОСОФИЯ М.ХАЙДЕГГЕРА 3
2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И
ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ 4
3. "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ": УЧЕНИЕ О БЫТИИ 6
4. УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА 7
5. УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИСТИНЕ БЫТИЯ 9
6. УЧЕНИЕ О ГЕРМЕНЕВТИЧНОСТИ БЫТИЯ 11
7.ПОДЛИННЫЙ И НЕПОДЛИННЫЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 13
8.ОНТОЛОГИЯ НИЧТО 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ФИЛОСОФИЯ М.ХАЙДЕГГЕРА
2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И
ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ 4
3. "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ": УЧЕНИЕ О БЫТИИ 6
4. УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА 7
5. УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИСТИНЕ БЫТИЯ 9
6. УЧЕНИЕ О ГЕРМЕНЕВТИЧНОСТИ БЫТИЯ 11
7.ПОДЛИННЫЙ И НЕПОДЛИННЫЙ
СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
8.ОНТОЛОГИЯ НИЧТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия».
Целью Хайдеггера было подвести
философское основание под
Работы Мартина Хайдеггера
оказали сильнейшее влияние на философию, теологию
Хайдеггер поддержал национал-социализм и был членом партии с мая 1933 до мая 1945 года. Его защитники, в частности Ханна Арендт, считают это его личной ошибкой и отстаивают мнение, что его политическая позиция не имеет отношения к его философским взглядам. Критики, такие как Эммануэль Левинас и Карл Лёвит, считают что поддержка национал-социалистической партии бросает тень на все мысли философа.
Цель данной работы рассмотреть проблему человеческого бытия в работах Мартина Хайдеггера.
1.Философия М. Хайдеггера
Человек понимается в экзистенциализме
прежде всего как существо, приносящее
жизнь в жертву своему предназначению.
«Готовность к
Эта тема и стала главным предметом размышлений М. Хайдеггера. История есть для Хайдеггера история того, с чем встречается человек в своем стремлении к безусловному.
В так называемых «традиционных обществах» единичный человек удовлетворял свою тоску, но вере благодаря истине откровения. Именно она, по мнению Хайдеггера, обеспечивала устойчивость сельской общины и слаженность внутреннего мира патриархального крестьянина. Однако в ходе секуляризации религии символы откровения потеряли значение для огромного большинства людей. Человек оказался перед лицом мира без бога, или «ничто». Но такое отсутствие сущего, но Хайдеггеру, обладает притягательностью подлинного бытия. В том, что уже отсутствует, наличествует подлинная мера тоски человека по безусловному.
Житейский страх выражается в боязни потерять жизнь или определенные жизненные блага. Онтологический страх -это боязнь не найти такого предназначения, ради которого человек добровольно жертвует своей жизнью и благами. Благодаря основательности, первоначальности этого страха и устремленности к «ничто» человек, по словам Хайдеггера, трансцендирует за пределы истории, разрушает, отбрасывает или «выносит за скобки» все относительные достоверности, которые она ему доставляет.
Куда же приводит человека это траисцендирование? Есть ли надежда, что он доберется наконец до безусловного?
Безусловное,
говорит Хайдеггер, находится совсем
близко. Оно в нас самих, оно
открывается человеку не в исторических
целеуказаниях, не в символах религиозного
мифа, а в его собственных
Хайдеггер
(в согласии с обыденным языком)
называет убеждение, присутствующее в
живом восприятии, настроением. Человеческие
настроения мимолетны, но вместе с тем
они обладают как бы сверхсубъективной
прочностью: человек не властен над
ними, не является их инициатором. Если
человеку удастся ощутить, «высветить»
то единое, что проявляется в
Экзистенция - это судьба-призвание, которой человек беспрекословно, стоически подчиняется. История же - это судьба-ситуация, которую он безропотно, стоически переносит. Данное противопоставление составляет, на наш взгляд, один из существенных принципов экзистенциализма; оно возникло в качестве реакции на исторический фатализм вообще, и прежде всего па пессимистический фатализм О. Шпенглера, который требовал от человека подчинения неотвратимой перспективе заката цивилизации.
2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ
Человек, считает Хайдеггер, это "сущее, существующее способом экзистенции... Только человек экзистирует". Скала, дерево, лошадь, ангел, бог существуют, но они не экзистируют. Это не значит, продолжает Хайдеггер, что человек - действительно сущее, а все остальное - недействительно, кажимость или человеческое представление.
"Предложение
"Человек экзистирует"
Итак, сущность человека в его качестве как человека. Сущностное качество человека отлично, как считает Хайдеггер, от самости человека. (Здесь уместно вспомнить, что Хайдеггер был учеником Гуссерля, а последний принципиально разводил феномен и явление.) Самость человека - это качество человека как сущего, как явления, но не человека как сущности. Самость человека - это первое определение человека. Экзистенция - феномен человека,- качество человека как сущности.
Человек - это редкое существо, если посмотреть его процентное соотношение с биомассой, со всем живым на Земле. Но редкость человека не только в малом удельном весе. Редкость заключается в том, что человек старается не думать о том, почему он думает.
Хайдеггер
описывает современную
"При
определении человечности
3. "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ": УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Метафизика, буквально означающая "то, что после физики", т.е. после природы,- занимается поиском начал этой природы, но почему-то, недоумевает Хайдеггер, называет эти начала сущего совсем иным понятием "бытие".
Сущее, или что тоже самое, существующее, должно иметь понятие, которое бы его отражало, и такое понятие есть, это понятие "сущее". Соответственно, для обозначения начал сущего (начал существующего) должно быть понятие "начала сущего".
Бытие как таковое не является сущим. Поэтому недопустимо, чтобы бытие называли понятием "сущее". Точно так же начала бытия не должны обозначаться с помощью понятия "начала сущего". Начала бытия есть начала бытия; начала сущего есть начала сущего и не нужно путать различные начала.
Хайдеггер
принципиально не согласен с подменой
терминов. Бытие "есть Оно само...
Бытие - это не бог и не основа
мира. Бытие шире, чем все сущее,
и все равно оно ближе
Учением
о сущем и о его началах
занимается онтология; "ontos" в переводе
с греческого и означает "сущее",
а онтология - как учение о сущности
сущего. Но метафизика смешала воедино
сущее как таковое и
Понятие "фундаментальная онтология" указывает на то, что здесь предметом мысли становится не сущее и не истина сущего, а бытие и истина бытия. "Мышление бытия не ищет себе никакой опоры в сущем. Бытийное мышление чутко к неспешным знамениям не подрасчетного и признает в нем непредвидимый приход не отклонимого. Это мышление внимательно к истине бытия и тем помогает бытию истины найти свое место в историческом человечестве".
Чтобы
вернуться к проблеме бытия, нужно
осмыслить человека, наделенного
этим бытием, поскольку бытие - есть
бытие думающего о нем
4. УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Для выявления специфически человеческого бытия, сущность которого заключена в его экзистенции, - именно этим Хайдеггер взбудоражил мировую общественность, он вводит экзистенциалы,- понятия, с помощью которых только и возможно приближение к сущности человека - экзистенции. Это - упоминавшееся "Вот бытие" ("Dasein") и "Забота".
Введение новых терминов - не терминологическое своеволие автора. "Dasein", или "Вот бытие", понимаются как смысл человеческого бытия.
Информация о работе Проблема бытия человека у Мартина Хайдеггера