Проблема бытия человека у Мартина Хайдеггера

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:38, реферат

Краткое описание

Хайдеггер поддержал национал-социализм и был членом партии с мая 1933 до мая 1945 года. Его защитники, в частности Ханна Арендт, считают это его личной ошибкой и отстаивают мнение, что его политическая позиция не имеет отношения к его философским взглядам. Критики, такие как Эммануэль Левинас и Карл Лёвит, считают что поддержка национал-социалистической партии бросает тень на все мысли философа.
Цель данной работы рассмотреть проблему человеческого бытия в работах Мартина Хайдеггера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФИЛОСОФИЯ М.ХАЙДЕГГЕРА 3

2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И
ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ 4
3. "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ": УЧЕНИЕ О БЫТИИ 6
4. УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА 7
5. УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИСТИНЕ БЫТИЯ 9
6. УЧЕНИЕ О ГЕРМЕНЕВТИЧНОСТИ БЫТИЯ 11
7.ПОДЛИННЫЙ И НЕПОДЛИННЫЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 13
8.ОНТОЛОГИЯ НИЧТО 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 64.20 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                 2

1.ФИЛОСОФИЯ  М.ХАЙДЕГГЕРА        3


2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И

ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ                   4

3. "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ": УЧЕНИЕ О БЫТИИ        6

4. УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА                       7

5. УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИСТИНЕ БЫТИЯ                       9

6. УЧЕНИЕ О ГЕРМЕНЕВТИЧНОСТИ БЫТИЯ                    11

7.ПОДЛИННЫЙ И НЕПОДЛИННЫЙ  СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ                                                                  13

8.ОНТОЛОГИЯ НИЧТО                                                             16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                            22

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                           23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия».

Целью Хайдеггера было подвести философское основание под науку, которая, как он считал, работает без  выявленного основания теоретической  деятельности, вследствие чего ученые неправильно придают своим теориям  универсализм и неправильно трактуют вопросы бытия и экзистенции. Таким образом, философ ставит себе цель извлечь тему бытия из забвения и придать ей новый смысл. Для  этого Хайдеггер прослеживает путь всей истории философии и оспаривает правильность таких философских  понятий как реальность, логика, Бог, сознание. В своих поздних трудах философ рассматривает эффект, который на человеческую экзистенцию оказывает современная техника.

Работы Мартина Хайдеггера оказали сильнейшее влияние на философию, теологию и другие гуманитарные науки XX века. В философии он сыграл критическую роль в становлении таких направлений как экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм,деконструктивизм и всей континентальной философии в целом. Такие известные философы как Карл Ясперс, Клод Леви-Стросс, Георг Гадамер,Жан-Поль Сартр, Ахмад Фардид, Ханна Арендт, Морис Мерло-Понти, Мишель Фуко, Ричард Рорти и Жак Деррида признавали его влияние и анализировали его работы.

Хайдеггер поддержал национал-социализм  и был членом партии с мая 1933 до мая 1945 года. Его защитники, в частности Ханна Арендт, считают это его личной ошибкой и отстаивают мнение, что его политическая позиция не имеет отношения к его философским взглядам. Критики, такие как Эммануэль Левинас и Карл Лёвит, считают что поддержка национал-социалистической партии бросает тень на все мысли философа.

Цель данной работы рассмотреть  проблему человеческого бытия в  работах Мартина Хайдеггера.

 

 

1.Философия М. Хайдеггера

Человек понимается в экзистенциализме прежде всего как существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. «Готовность к самопожертвованию» есть изначальное определение личности. Согласно экзистенциализму, человек  готов на самоотречение вовсе  не потому, что существует идеал, стоящий  жертвы. Он просто не в силах существовать, не посвящая чему-то свою жизнь: такова его фундаментальная предрасположенность, первичная по отношению к наличию  любых целеуказаний. Осознавая свою бренность, человек устремляется к  вечному, но не к бесконечной длительности (не к бессмертию души и не к бессмертию человеческого рода), а к над временной значимости безусловного принципа. Абсолютная убежденность - таково направление, в котором течет внутреннее время.

Эта тема и стала главным предметом  размышлений М. Хайдеггера. История  есть для Хайдеггера история того, с чем встречается человек  в своем стремлении к безусловному.

В так называемых «традиционных обществах» единичный человек удовлетворял свою тоску, но вере благодаря истине откровения. Именно она, по мнению Хайдеггера, обеспечивала устойчивость сельской общины и слаженность внутреннего мира патриархального крестьянина. Однако в ходе секуляризации религии символы откровения потеряли значение для огромного большинства людей. Человек оказался перед лицом мира без бога, или «ничто». Но такое отсутствие сущего, но Хайдеггеру, обладает притягательностью подлинного бытия. В том, что уже отсутствует, наличествует подлинная мера тоски человека по безусловному.

Житейский страх выражается в боязни потерять жизнь или определенные жизненные блага. Онтологический страх -это боязнь не найти такого предназначения, ради которого человек добровольно жертвует своей жизнью и благами. Благодаря основательности, первоначальности этого страха и устремленности к «ничто» человек, по словам Хайдеггера, трансцендирует за пределы истории, разрушает, отбрасывает или «выносит за скобки» все относительные достоверности, которые она ему доставляет.

Куда  же приводит человека это траисцендирование? Есть ли надежда, что он доберется  наконец до безусловного?

Безусловное, говорит Хайдеггер, находится совсем близко. Оно в нас самих, оно  открывается человеку не в исторических целеуказаниях, не в символах религиозного мифа, а в его собственных безотчетных, но неоспоримых действиях. Этим действиям  Хайдеггер дает общее название -«экзистирование». Экзистировать - значит «быть вне себя» (приставка «эк» означает «вне»), быть в экстазе, выходить из берегов своего упорядоченного сознания, эмпирического кругозора, социально организованного опыта. В экстатическом действии индивид как бы выплескивает наружу свою темную, непроясненную, но окончательную веру.

Хайдеггер (в согласии с обыденным языком) называет убеждение, присутствующее в  живом восприятии, настроением. Человеческие настроения мимолетны, но вместе с тем  они обладают как бы сверхсубъективной  прочностью: человек не властен над  ними, не является их инициатором. Если человеку удастся ощутить, «высветить»  то единое, что проявляется в беспорядочном  потоке его настроений, он придет к  осознанию своей «фундаментальной настроенности». Индивид, по Ясперсу, «трансцендирует  от себя как эмпирической индивидуальности к себе как самобытной самости». Это человек, каков он есть, в его  отличии от того, что думают о нем другие и чем он кажется себе самому. Такова экзистенция.

Экзистенция - это судьба-призвание, которой человек беспрекословно, стоически подчиняется. История же - это судьба-ситуация, которую он безропотно, стоически переносит. Данное противопоставление составляет, на наш взгляд, один из существенных принципов экзистенциализма; оно возникло в качестве реакции на исторический фатализм вообще, и прежде всего па пессимистический фатализм О. Шпенглера, который требовал от человека подчинения неотвратимой перспективе заката цивилизации.

 

2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ

Человек, считает Хайдеггер, это "сущее, существующее способом экзистенции... Только человек  экзистирует". Скала, дерево, лошадь, ангел, бог существуют, но они не экзистируют. Это не значит, продолжает Хайдеггер, что человек - действительно  сущее, а все остальное - недействительно, кажимость или человеческое представление.

"Предложение  "Человек экзистирует" означает: человек есть то сущее, чье  бытие отмечено открытым стоянием  внутри не потаенности бытия,  отличительно благодаря бытию,  отличено в бытии. Экзистенциальное  существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном". Причем специфика сознания человека состоит в том, что оно (сознание) предполагает экзистенцию в качестве essentia человека, т.е. в качестве сущности. Сущность человека понимается Хайдеггером как "то, в качестве чего человек существует, пока он человек".

Итак, сущность человека в его качестве как человека. Сущностное качество человека отлично, как считает Хайдеггер, от самости человека. (Здесь уместно вспомнить, что Хайдеггер был учеником Гуссерля, а последний принципиально разводил феномен и явление.) Самость человека - это качество человека как сущего, как явления, но не человека как сущности. Самость человека - это первое определение человека. Экзистенция - феномен человека,- качество человека как сущности.

Человек - это редкое существо, если посмотреть его процентное соотношение с  биомассой, со всем живым на Земле. Но редкость человека не только в малом  удельном весе. Редкость заключается  в том, что человек старается  не думать о том, почему он думает.

Хайдеггер описывает современную ситуацию: человек старается отмежеваться от вопросов: почему бытие есть, а  не отсутствует? в чем суть бытия? каково истинное бытие? Это не значит, что человек не догадывается об этом. Наоборот, догадывается, но старается  не думать. Человек как паук плетет сеть научных понятий и концепций, все полнее овладевая миром, вырабатывая  все новые способы устройства в нем и обустраивания себя. Окружающий человека мир превратился  в одни названия, бытие как бы исчезло.

"При  определении человечности человека  как экзистенции существенным  оказывается не человек, а бытие  как экстатическое измерение  экзистенции". Именно бытие является предметом философии; современную же философию нельзя, и назвать философией, поскольку она своим предметом сделала метафизику и рассуждает только о fusic'е (природе), о сущем. Из бытия, о котором говорили древние, так называемые "философы" сделали сущее. Человек забыл о смысле жизни, а "осмысление есть мужество ставить под вопрос, прежде всего истину собственных предпосылок и пространство собственных целей". Обратим внимание, что предметом беспокойства у Хайдеггера являются предпосылки и цели человека,- здесь и будет разворачиваться "главное действо".

 

 

 

3. "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ": УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Метафизика, буквально означающая "то, что  после физики", т.е. после природы,- занимается поиском начал этой природы, но почему-то, недоумевает Хайдеггер, называет эти начала сущего совсем иным понятием "бытие".

Сущее, или что тоже самое, существующее, должно иметь понятие, которое бы его отражало, и такое понятие есть, это понятие "сущее". Соответственно, для обозначения начал сущего (начал существующего) должно быть понятие "начала сущего".

Бытие как таковое не является сущим. Поэтому недопустимо, чтобы бытие называли понятием "сущее". Точно так же начала бытия не должны обозначаться с помощью понятия "начала сущего". Начала бытия есть начала бытия; начала сущего есть начала сущего и не нужно путать различные начала.

Хайдеггер принципиально не согласен с подменой терминов. Бытие "есть Оно само... Бытие - это не бог и не основа мира. Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе человеку, чем любое сущее... Бытие - это ближайшее. Однако ближайшее остается для человека самым далеким", поскольку человек  держится, прежде всего, за сущее, радуется больше всего сущему, не может жить без сущего. И, к сожалению, может  обходиться без бытия.

Учением о сущем и о его началах  занимается онтология; "ontos" в переводе с греческого и означает "сущее", а онтология - как учение о сущности сущего. Но метафизика смешала воедино  сущее как таковое и божественное сущее. Сущее потаенно, божественное сущее, напротив, непотаенно. Непотаенное  сущее и есть бытие. Традиционная метафизика раскрывает таящееся в себе сущее, следовательно, не божественное сущее. (В этом пункте Хайдеггер выступает  против тысячелетней европейской традиции.) Непотаенное сущее, или бытие, не может быть названо традиционным именем - "онтология", а должно носить имя "фундаментальная онтология".

Понятие "фундаментальная онтология" указывает  на то, что здесь предметом мысли  становится не сущее и не истина сущего, а бытие и истина бытия. "Мышление бытия не ищет себе никакой опоры в сущем. Бытийное мышление чутко к неспешным знамениям не подрасчетного и признает в нем непредвидимый приход не отклонимого. Это мышление внимательно к истине бытия и тем помогает бытию истины найти свое место в историческом человечестве".

Чтобы вернуться к проблеме бытия, нужно  осмыслить человека, наделенного  этим бытием, поскольку бытие - есть бытие думающего о нем человека. Для фиксирования такого человеческого  бытия Хайдеггер в "Бытии и  времени" предлагает термин "Dasein" - "Вот бытие", т.е. бытие, которое  открыто человеку: "Вот". Другими  словами, "Вот"- открытость, означает характер связи человека и мира как  предпосылку бытия; место же, в  котором стоит человек и куда ему является эта открытость бытия ("Вот"), именуется Хайдеггером  как "присутствие",- место, куда стекаются  смысла жизненные цели человека.

 

4. УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Для выявления специфически человеческого  бытия, сущность которого заключена  в его экзистенции, - именно этим Хайдеггер взбудоражил мировую  общественность, он вводит экзистенциалы,- понятия, с помощью которых только и возможно приближение к сущности человека - экзистенции. Это - упоминавшееся "Вот бытие" ("Dasein") и "Забота".

Введение  новых терминов - не терминологическое  своеволие автора. "Dasein", или "Вот  бытие", понимаются как смысл человеческого  бытия.

Информация о работе Проблема бытия человека у Мартина Хайдеггера