Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:38, реферат
Хайдеггер поддержал национал-социализм и был членом партии с мая 1933 до мая 1945 года. Его защитники, в частности Ханна Арендт, считают это его личной ошибкой и отстаивают мнение, что его политическая позиция не имеет отношения к его философским взглядам. Критики, такие как Эммануэль Левинас и Карл Лёвит, считают что поддержка национал-социалистической партии бросает тень на все мысли философа.
Цель данной работы рассмотреть проблему человеческого бытия в работах Мартина Хайдеггера.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФИЛОСОФИЯ М.ХАЙДЕГГЕРА 3
2. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И
ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ 4
3. "ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ": УЧЕНИЕ О БЫТИИ 6
4. УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА 7
5. УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИСТИНЕ БЫТИЯ 9
6. УЧЕНИЕ О ГЕРМЕНЕВТИЧНОСТИ БЫТИЯ 11
7.ПОДЛИННЫЙ И НЕПОДЛИННЫЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 13
8.ОНТОЛОГИЯ НИЧТО 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
другого его умирание». В той мере, в какой смерть есть, она всегда
радикальным образом моя смерть. Бытие к смерти – такая бытийственная
возможность, которая выхватывает человека из сферы Man, перемещая его в сферу
подлинной экзистенции. Смерть есть абсолют для Dasein, экстремальная точка
поворота к бытию. В перспективе смерти все индивидуальные ситуации роднит
возможность стать невозможными. Осознание смерти, бессмысленности любого
проекта обосновывает историчность экзистенции, неполноту каждого из ее
моментов. Только приблизившись к постижению смерти как к крайнему пределу,
который поставлен всякому существованию, человек находит себе подлинное
бытие.
«Смерть как конец присутствия есть самая отличительная, несводимая,
неминуемая и как таковая неопережаемая возможность бытия» – так определяет
Хайдеггер смерть и показывает, что она должна пониматься не как конец здесь
бытия человека, но что само здесь бытие должно определяться как бытие к
смерти. Смерть у Хайдеггера выступает как основа формы жизни, хотя он и
избегает слова «жизнь».
Dasein – возможность самопонимания, и одновременно это понимание открытия
возможности, бытийственной возможности. Смерть означает конец и кажется
концом всяких возможностей. Но бытие к смерти опережает эту возможность и
выступает как самораскрытие форм Dasein. Стать свободным перед лицом
собственной смерти – значит распознать среди суетных такие возможности,
которые, будучи правильно выбранными, окажутся недостижимыми для смерти.
Выдвигая идею смерти, Хайдеггер формулирует свое понимание личности как
обращенной к самой себе, оторванной от общества и противопоставленной ему.
Фактически, он отражает здесь несовместимость существующих общественных
отношений со свободной человеческой личностью. Однако в качестве выхода
предлагает осознание безвыходности этого положения. Поэтому столь зловещую
роль играет в философии Хайдеггера «Ничто» . Это понятие является
чрезвычайно важным для экзистенциальной онтологии. Оно не случайно было
вынесено в заголовок «самой онтологической» книги Ж.-П. Сартра – «Бытие и Ничто».
8.ОНТОЛОГИЯ НИЧТО
Понятие Ничто у Хайдеггера впервые появляется в работе «Бытие и время»,
однако не разрабатывается сколько-нибудь детально. Но уже через два года
после ее публикации, в своей лекции «Что такое метафизика?» (лекция,
прочитанная Хайдеггером на общем собрании естественных и гуманитарных
факультетов Фрайбургского университета по случаю вступления в профессорскую
должность) Хайдеггер сделал его центром внимания.
Хайдеггер переворачивает традиционный способ философствования, при котором
неизвестное объясняется из известного, исходным пунктом он берет именно то,
что до сих пор не удавалось объяснить. Необходимо учитывать тот факт, что
Хайдеггер необъясненное относит не к сфере еще не познанного, а к области
сокрытого, тайного. Точно так же, как скрытое у Хайдеггера служит средством
выявления всего сущего, неизвестное служит способом пояснения известного и
познанного. В философской
форме это выступает как
Ничто. Если традиционная метафизика – начиная с Платона и Плотина – исходила
из понимания бытия как света, бога как солнца, то Хайдеггер считает высшим
началом не то, из которого исходит свет, а то, которое вечно сокрыто от
света, оно – своего рода черное солнце, благодаря которому становится видимым
самый свет. Так же как темнота, согласно Хайдеггеру, не является просто
отсутствием света, так и Ничто, метафизический аналог темноты, нельзя
рассматривать как просто отсутствие бытия, то есть нельзя толковать
нигилистически.
Такое неправильное толкование Ничто, по мнению Хайдеггера, является
характерным только для метафизического способа мышления, столь прочно
утвердившегося на европейской почве, что европейскому человеку оказывается
уже недоступным истинное понимание Ничто. В неевропейских же культурах чуждо
такое понимание Ничто. Так, беседуя с одним японцем, Хайдеггер обнаружил,
что при выявлении смысла слова «Ку», которое по значению близко к понятию
Ничто, японец пришел в удивление: «как европейцы могли пасть до того, чтобы
Ничто толковать нигилистически. Для нас пустота – есть высшее наименование
того, что вы скорее всего назвали бы словом «бытие».
Итак, принцип Хайдеггера состоит в том, чтобы понять явное через неявное, то
что сказано, через то, что не может быть сказано, понять слово через
молчание, сущее – через несущее, бытие – через Ничто.
Но где же искать Ничто? Где мы имеем шанс с ним столкнуться? Мы никогда не
схватываем все сущее в его совокупности, но ощущение себя среди сущего в
целом постоянно совершается в нашем бытии. Дело выглядит так, словно в нашей
повседневности мы привязаны к какому-либо конкретному сущему, словно затеряны
в том или ином круге сущего. Однако, кажущаяся расколотой повседневность,
содержит в себе сущее как единство целого. Иногда это сущее в целом вдруг
захватывает нас, например, при настоящей скуке – когда берет тоска. «Глубокая
тоска, бродящая в безднах нашего бытия, словно глухой туман, смещает все
вещи, людей и тебя самого вместе с ними в одну массу какого-то странного
безразличия». Этой тоской приоткрывается сущее в целом, что является
фундаментальным событием нашего бытия. Другой возможностью такого
приоткрывания является радость от близости присутствия любимого человека.
Впрочем, подобные настроения заслоняют от нас Ничто.
Поставить же перед Ничто могло бы такое настроение, которое по самой сути
совершающегося в нем раскрытия обнаруживает Ничто. Непосредственное
соприкосновение с Ничто, по Хайдеггеру, происходит в состоянии ужаса. Ужас в
корне отличен от боязни, страха.
В работе «Бытие и время» Хайдеггер подробно рассматривает феномен страха. Мы
всегда боимся того или иного конкретного сущего, которое нам в том или ином
определенном отношении угрожает. Страх перед чем-то касается всегда тоже
каких-то определенных вещей, следовательно, боязливый и робкий прочно связаны
с вещами, среди которых находится. В стремлении спастись от чего-то от
этого вот они теряются и в отношении остального, в целом «теряют голову».
Сам страх есть дающее себя задеть высвобождение так характеризованного
угрожающего. Страх не просто констатирует приближающееся, а открывает его
сперва в его страшности. И, страшась, страх может потом себе, отчетливо
вглядываясь, «уяснить» страшное. То, о чем страх страшится, есть само
страшащееся сущее, Dasein.
Лишь сущее, для которого дело в его бытии идет о нем самом, способно
страшиться. Страх обнажает присутствие в его бытии. Страх может также
касаться и других, и мы говорим тогда, что страшно за них. Этот страх за не
снимает страха с другого, ибо тот, за которого мы страшимся, со своей стороны
не обязательно должен быть в страхе. Страшно при этом за событие с другим,
который у меня может быть отнят.
Конструктивные моменты полного феномена страха могут варьироваться. При этом
выступают различные бытийные возможности устрашенности. К структуре
встречности угрожающего
принадлежит приближение в
угрожающее в своем «хотя еще нет, но в любой момент» само внезапно врывается
в бытие в мире, страх становится испугом. Поэтому в угрожающем надо
различать: ближайшее приближение угрожающего и род встречности самого
приближения, внезапность.
Перед чем испуга – это, как правило, что-то знакомое и свойское. Когда же
угрожающее имеет характер полностью незнакомого, страх становится жутью.
А
если угрожающее встречает чертами жуткого и вместе с тем имеет еще черту
встречности пугающего, внезапность, тогда страх становится ужасом.
При ужасе для сумятицы, характерной страху, уже нет места. Ужасу присущ
какой-то оцепенелый покой. Существует феноменальное отличие между тем, от
чего ужасается ужас, и тем, чего страшится страх. Хоть ужас это всегда ужас
перед чем-то, но не перед этой вот конкретной вещью. От чего ужаса не есть
внутримирное сущее. Поэтому с ним по его сути невозможно никакое имение дела.
Угроза не имеет характер некой определенной вредоностности, задевающей
угрожаемое в определенном аспекте какой-то особенной фактичной возможности
быть. От чего ужаса абсолютно неопределенно, что не только оставляет
нерешенным, какое внутримирное сущее угрожает, но говорит о том, что
внутримирное сущее тут не «релевантно». Внутримирно раскрытая целость имения-
дела как таковая вообще не при чем. Мир имеет характер полной незначимости. В
ужасе встречает не то или это, с чем как угрожающим могло бы иметься дело.
Оттого ужас и не «видит» определенного «тут» и «там», откуда сюда близится
угрожающее. Для от чего ужаса характерно угрожающее нигде, он не знает перед
чем он ужасается. Потому угрожающее не может приблизится сюда по
определенному направлению внутри близости, оно уже «вот» – и все же нигде,
оно так близко, что теснит и перебивает дыхание – и все же нигде. В от чего
ужаса его «ничто и нигде» выходит наружу. Наседание внутримирного ничто и
нигде означает феноменально, что от чего ужаса есть мир как таковой. В
качестве от чего ужаса выступает ничто, мир как таковой.
В ужасе человеку делается жутко. Невозможно сказать, перед чем человеку
жутко. «Все вещи и мы сами тонем в каком-то безразличии. Тонем, однако, не в
смысле простого исчезания, а вещи повертываются к нам этим своим оседанием
как таковым». При ужасе проседание сущего в целом подавляет нас, не
оставляя ничего для опоры. Заставляя ускользать сущее в целом, ужас уводит у
нас землю из под ног. С общим провалом сущего мы тоже ускользаем сами от
себя. Что ужасом приоткрывается Ничто, человек сам подтверждает сразу же, как
только ужас отступит. Тогда обыденная речь обычно говорит: «что собственно
было? Ничего». Эта речь онтически угадывает по сути то, что тут было. Мы
вынуждены признать, что там, перед чем и по поводу чего нас охватил ужас, не
было ничего. Само Ничто, как таковое, явилось нам. Таким образом, именно в
фундаментальном настроении ужаса мы достигаем того события в нашем бытии,
благодаря которому открывается Ничто.
Ничто дает о себе знать в настроении ужаса, но выступает при этом не как
сущее и не как предмет анализа. Ужас не является способом постижения Ничто,
но именно в нем Ничто приоткрывается. При ужасе сущее в целом становится
шатким и Ничто приоткрывается вместе с сущим и в сущем как в своей полноте
ускользающем.
В ужасе происходит отшатывание от чего-то, но это отшатывание – не бегство,
а оцепенелый покой. Отшатывание исходит от Ничто, которое сообразно своему
существу отсылает от себя и, за счет того, что оно заставляет сущее
ускользать, отталкивает к ускользающему сущему в целом. Данное отталкивание-
отсылание, которое отовсюду теснит нас при ужасе, есть существо Ничто:
ничтожение. Ничтожение приоткрывает тонущее сущее в целом в полной, до того
сокрытой странности как нечто совершенно другое – в противовес Ничто.
Происходит раскрытие сущего как такового: раскрывается, что оно есть сущее, а
не Ничто. Выглядящая на первый взгляд необязательной добавка «а не Ничто»,
согласно Хайдеггеру, является первоначальным условием возможности всякого
раскрытия сущего вообще.
Таким образом, существо Ничто состоит в повернутости от сущего, в
отдаленности от него. Только в этой отдаленности сущее может обнаружиться как
таковое. Ничто не голое отрицание сущего. Наоборот, Ничто отсылает нас в
своем ничтожении к сущему в его открытости. Ничтожение Ничто есть бытие.
Целью лекции, которую читал
Хайдеггер перед собранием
тем самым было показать, что есть другое, чем предмет их поглощающих занятий,
и что именно это другое впервые делает возможным, чтобы вообще имело место
то, чем они заняты. Тем самым проясняется одна из важнейших фраз лекции,
ставящая основной вопрос метафизики: «Почему вообще есть сущее, а не скорее
Ничто?». Этот вопрос до Хайдеггера ставил Лейбниц. Однако его ответ был
теологическим и ограничивался указанием на верховное Сущее, Творца лучшего из
миров. Вопрос, поставленный Хайдеггером, напротив, не доискивается до
Первопричины, а пытается выйти из забытости бытия. Хайдеггер недоумевает,
почему в мышлении человека сущее прорывается на передний план, обрекая
ничтожащее Ничто на забытость.
«Человеческое присутствие означает: выдвинутость в Ничто». Только на
основе изначальной явленности Ничто человеческое присутствие способно подойти
к сущему и вникнуть в него. Так как наше бытие по самой своей сути состоит в
отношении к сущему каким оно и не является и каким оно само является, в
качестве такого присутствия оно всегда происходит из заранее уже
приоткрывшегося Ничто. Выдвинутое в Ничто, наше присутствие в любой момент
всегда заранее уже выступило за пределы сущего в целом. Данное выступание за
Информация о работе Проблема бытия человека у Мартина Хайдеггера