Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение именно философских аспектов взаимоотношений человека и Природы в условиях надвигающейся экологической катастрофы, путей и возможностей формирования той новой системы ценностей, с помощью которой можно будет предотвратить сползание Человечества к собственной гибели.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Природа человека……………………………………………………...7
Гуманистический заряд данного подтверждения трудно переоценить...........15
Смысл жизни - в чем он?......................................................................................17
Гедонистический смысл жизни…………………………………………………19
Аскетический смысл жизни……………………………………………………..20
Смиренно-стоический смысл жизни…………………………………………...21
Категорически - императивный смысл жизни…………………………………23
Религиозный смысл жизни……………………………………………………...25
Действенно-гуманистический смысл жизни…………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.5.
Религиозный смысл жизни
К ряду форм смысла
жизни, выводимого из опыта разума,
примыкает непосредственно и
соответствующая религиозная
И все же религиозное понимание смысла жизни стоит особняком - оно весьма специфично. Доминирует в нем не разум в человеческой его ипостаси, а вера, т.е. то, что разуму этому как раз противостоит. Религия, как принято считать, удовлетворяет бытийные потребности души, сердца человека, а потом уже, возможно, и разума. В этом смысле религия коренится в каких-то очень фундаментальных эмоциях и чувствах человека. В этой связи можно понять Л. Н. Толстого, утверждавшего, что человек без религии "так же невозможен, как человек без сердца. Он может не знать, что у него есть религия, как может человек не знать того, что у него есть сердце; но как без религии, так и без сердца человек не может существовать". Смысл жизни в религиозной его интерпретации связывается так или иначе с Богом. Уже упоминавшийся нами немецкий протестантский теолог и философ П. Тиллих совершенно справедливо отмечал: "Если теология спрашивает о смысле жизни, то она спрашивает о Боге". Разум в религии тем не менее не отрицается - он ведь "искра Божия" в человеке. Что же, однако, это такое - религиозный смысл жизни? Если кратко, заключается он в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний, прежде всего заповедей любви и непротивления злу насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни иной, на том свете. Как нетрудно понять, сама по себе земная жизнь человека в религиозной ее интерпретации лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Она бессмысленна так же, как бессвязны выдранные из книги клочки страниц (С. Франк). Собственное, внутреннее содержание всего человеческого не может не отдавать ничтожностью и пустотой. "Прах ты и в прах превратишься" - так очерчивается в Библии круг земного существования (земного начала) человека. "...Все - суета и томление духа! - это о тщете и бесполезности всех земных человеческих дел, забот и стремлений. И еще: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей".
Смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива потустороннего мира, личного бессмертия и загробного воздаяния. Доминирует здесь убеждение в том, что если за пределами земного бытия для человека нет ничего, жизнь его - суета и тщета, т. е. бессмысленна. Земная жизнь дана человеку в качестве испытания, для страданий, которые, по христианскому вероучению, очищают и закаляют душу, укрепляют веру в Бога. Христос страдал и нам завещал. И от того, как человек выдерживает это испытание, испытание жизнью и ее страданиями, будет зависеть дальнейшая, загробная судьба его бессмертной души. Религия отличается пафосом потустороннего.
Цель жизни, можно сказать, - в спасении души. Смерть - "врата вечной жизни", единение верующего с Христом. Из земной "юдоли скорби и печали" в эту вечную жизнь переходит лишь душа (нравственно-духовные ее обретения). Все остальное исчезает вместе со смертью. Как сказано в Библии: "И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, который дал его". Религиозный смысл жизни привлекателен для очень многих людей. Он достаточно прост и лаконичен, а потому доступен человеку любого уровня развития (блаженны как раз "нищие духом"). Эмоционально-образный строй его оставляет впечатление конкретности и убедительности. Религиозный смысл жизни по-своему примиряет человека с грозным роком - смертью. Последняя, как известно, является ахиллесовой пятой всех других - секуляризированных, светских - вариантов смысла жизни. Согласно религии, истинная жизнь со смертью только и начинается. Лев Толстой, пожалуй, прав: "Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью". В религии человек обретает то, чего нет ни в каком человеческом знании, - надежду на бессмертие. Религиозный смысл жизни дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях, невзгодах и бедах. Более того, он обещает вознаграждение за все это в будущей жизни. Осуждая погоню за земными, материальными благами и наслаждениями, внешнее благополучие, религиозный смысл жизни ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем. Нравственность, духовность - действительно самое светлое и благородное измерение нашей жизни.
Посмотрим, однако,
как и насколько обоснован
религиозный смысл жизни. На чем
он стоит? На вере, и только. Но человек,
как ни крути, - существо разумное. По-настоящему
его убеждают лишь разумные, рациональные
объяснения и доводы. Религиозный смысл
жизни обнаруживает также известное уничижение
человека, обидную недооценку его реальных
сил и возможностей - как в отрицательном,
так и в положительном смысле. Работа человеческого
сознания в присутствии Бога была и остается
только смиренномыслием. Снятие оппозиции
разума и чувств, по-своему (через веру)
намеченное в религии, характерно и для
смысложизненной концепции, которую условно
можно было бы назвать действенно-гуманистической.
2.6.
Действенно-гуманистический
смысл жизни
Данный смысл
раскрывается через актуализацию и
предметную реализацию внутреннего
потенциала человека, деятельное выявление
его целостной природы. Он придает
ценность самовыражению или
Действенно-гуманистический вариант смысла жизни, как видим, выводит нас на природу человека, т. е. на его фундаментальные или базовые потребности. Необходимость их удовлетворения постоянно толкает людей на все более полное обустройство жизни, страны, земли, на гуманизацию общественных отношений, на совершенствование, реальное демократическое преобразование многообразных социальных институтов.
Действенно-гуманистический
смысл жизни выигрышно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этом обзор
основных точек зрения на проблему
смысла жизни будем считать
Смысл жизни живет постоянным осмыслением, рефлексией над тем, как и чем мы живем. Механизм действия смысла жизни можно сравнить с кантовской свободной причинностью, "причинностью из свободы". И, добавим, из будущего, "причинностью из будущего". Главная цель жизни всегда впереди, во всяком случае пока мы живы, живем. В то же время она постоянно реализуется в настоящим и уходит в прошлое. Вопрос "зачем живу?" рано или поздно становится вопросом "зачем жил?". Но идет смысл жизни всегда как бы из будущего.
Важно, определившись со смыслом жизни, следовать ему во всей своей повседневной "текучке", в сотнях и тысячах мелких дел. А это, разумеется, нелегко. Иногда любить человечество легче, чем того или иного конкретного человека. Повседневное следование смыслу жизни является одновременно и его обоснованием.
Из данного
обстоятельства следует один очень
важный вывод. В случае пробуксовки
с обоснованием смысл жизни может
быть уточнен, изменен, а то и заменен.
"Причинность из свободы" позволяет
человеку начинать все сначала, при условии,
разумеется, личного мужества, силы воли.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бубер М. Я и Ты. - М., 1993.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.
3. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - ЛГУ, 1990.
4. Крылова А.С. Восхождение к личности. - Ижевск, 1993.
5. Фрумкин К.Г. Антропофобия: К философии личности. - М., 1993.
6. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: Естественнонауч. и гуманит. аспекты: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 1994.
7. Алексеева Т.А. Справедливость: Морально-политическая философия Д. Роулса. - М., 1992.
8. Печенев В.А. Истина и справедливость: Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы. - М., 1989.
9. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. - М., 1983.
10. Карпов М.М. Смысл жизни человека / Отв. ред. В.П. Макаренко. - Ростов н/Д, 1994.
11. Смысл жизни: Антология / Общ. ред. и сост. Н.К. Гаврюшина. - М., 1994.
12. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века. - Санкт-Петербург, 1995.
Информация о работе Природа человека: смысл его существования