Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение именно философских аспектов взаимоотношений человека и Природы в условиях надвигающейся экологической катастрофы, путей и возможностей формирования той новой системы ценностей, с помощью которой можно будет предотвратить сползание Человечества к собственной гибели.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Природа человека……………………………………………………...7
Гуманистический заряд данного подтверждения трудно переоценить...........15
Смысл жизни - в чем он?......................................................................................17
Гедонистический смысл жизни…………………………………………………19
Аскетический смысл жизни……………………………………………………..20
Смиренно-стоический смысл жизни…………………………………………...21
Категорически - императивный смысл жизни…………………………………23
Религиозный смысл жизни……………………………………………………...25
Действенно-гуманистический смысл жизни…………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.
Смысл жизни - в чем он?
Смысл жизни - только
человеческий феномен. Никто из живых
существ, кроме человека, не задумывался
над смыслом бытия, не поднимался выше
своих физических возможностей. Проблема
смысла жизни реальна лишь там, где ставится
вопрос о целом, целостности жизни, о взаимосвязи
ее начала и конца и потому - о том, что
после жизни. Как проблема, феномен смысла
жизни существует лишь для того, кто задался
целью понять до конца свое поведение,
свою линию жизни. Иными словами, "зачем"
жизни (а это и есть смысл бытия) появляется
лишь тогда, когда человек начинает сопрягать
ее "откуда" и "куда". Смысл жизни
- это не только ее понимание, но и самооправдание:
"голое существование" не самодостаточно,
человека оно не удовлетворяет. Под смыслом
жизни "скрывается" убеждение, что
жизнь достойна того, чтобы ее прожить.
И совершенно прав здесь А. Камю: " Решить,
стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее
прожить, - значит ответить на фундаментальный
вопрос философии. Все остальное - имеет
ли мир три измерения, руководствуется
ли разум девятью или двенадцатью категориями
- второстепенно". Сама постановка этого
вопроса свидетельствует о том, что он
рождается из сомнения в существовании
такого смысла. Все другие, частные наши
сомнения восходят в конечном счете к
этому фундаментальному сомнению. Смысл
жизни выступает в качестве самого глубокого
или главного мотива нашего существования.
Смысл жизни не есть чисто "знаниевое"
образование. Его нельзя просто знать,
а тем более доказать. Совершенно справедливо
Ф.М. Достоевский назвал вопрос "для
чего жить?" тайной бытия человеческого.
Познавательно-доказательным представлением
смысла жизни философия, естественно,
не занимается. Не занимается она и умозрительным
конструированием смыслов жизни. Философия
просто обнажает саму проблему смысла
жизни и ту гамму возможностей ее решения,
которая открывается перед человеком
в том или ином жизненном контексте. Но
даже в этой перспективе она говорит не
столько о "что-смысле", сколько о
"как-смысле" - как можно было бы поступать,
вести себя, как выстраивать свою жизненную
стратегию. Человек - субъект жизни, а значит
и ее смысла. В смысле жизни концентрированно
выражается сам человек, его природа. Человеческая
природа, по общему признанию, бивалентна.
Традиционно ее изображают в виде оппозиции
души и тела, разума и чувств, идеального
и материального. В зависимости от того,
чему отдается предпочтение, что акцентируется
в этой природе, понимается и определяется
смысл жизни. Он ищется или в опыте чувств
или в опыте разума.
2.1.
Гедонистический смысл
жизни
Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone - наслаждение). Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древнегреческую культуру. Впервые он был развернуто представлен философской школой киренаиков, основанной Аристиппом из города Кирены. Киренаики видели в чувственном наслаждении цель и смысл своей жизни. Оговорки насчет разумности наслаждений, благоразумности в удовольствиях мало что меняли в их общей жизненной установке. Непосредственное физическое наслаждение, учили киренаики, - единственное и подлинное благо в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет.
Для умножения и интенсификации удовольствий хороши все средства и пути. Ничто иное, как удовольствие, является критерием добра и зла. Можно манипулировать всем и вся, лишь бы это приносило наслаждение. Богатство, власть, слава и т.п. - все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие - главный мотив всех человеческих поступков и деяний.
Смысложизненная
доктрина киренаиков по-своему преломилась
в учении Эпикура. Как и Аристипп,
Эпикур считал наслаждение единственным
благом, началом и концом счастливой жизни.
Между ними есть, однако, и различия. Если
наслаждение у Аристиппа ценно само по
себе, уже одним своим наличием или присутствием,
то у Эпикура оно идет как бы со знаком
минус - как отсутствие страдания. Лучше
сразу избежать страдания, чем искать
удовольствия, если оно имеет своим следствием
страдание. "Предел величины удовольствия,
- отмечал Эпикур, - есть устранение всякого
страдания, а где есть удовольствие, там,
пока оно есть, нет страдания или печали,
или нет и того и другого".
2.2.
Аскетический смысл
жизни
Смысл жизни, если вести ее "по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Аскетизм - одна из них. Он предписывает то или иное подавление чувственных влечений и желаний человека. В самой сильной своей версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, полное самоотречение, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных забот и страстей. Буддийская нирвана, пожалуй, может служить здесь конкретным примером. Один из афоризмов Будды звучит так: "Величайший из победителей - не тот, кто победит тысячу раз тысячу мужчин, а тот, кто победит самого себя". Нирвана - это высшее просветление духа, внутреннее проникновение в истинное бытие мира, состояние, в которое погружается человек, оторвавшись или освободившись от бесконечного круговорота рождений и смертей, беспредельное, безликое и вообще-то невыразимое бытие, абсолютный, ненарушимый покой. Переход к нирване можно сравнить с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: желаний, страстей, заблуждений.
В ослабленном своем варианте аскетизм требует отрицания лишь некоторых телесных (вожделение, сладострастие, чувственность) и мирских (богатство, слава) желаний , готовность страдать, жить в одиночестве и т.п. Монах, отшельник - вот истинные носители этого образа жизни.
Еще более ослабленная или сниженная версия аскетизма представлена частичным подавлением чувственных желаний, страстей и эмоций, достигаемым с помощью разумного контроля над их протеканием. На этом пути, как принято считать, тоже открываются большие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования человека.
Аскетизм приобретает особое значение в условиях экологического кризиса, требующего как минимум этики ограничения. С учетом же и других бед современной цивилизации есть все основания говорить о необходимости "аскетической мировой культуры".
Одно из первых
обоснований аскетизма как
2.3.
Смиренно-стоический
смысл жизни
Смирение - еще одна форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является ничем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это упование на характер, внутренние силы и резервы, известная стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности. Своеобразным выражением смысложизненной установки на смирение была греко-римская философская школа стоицизма. Ее представители исходили из строжайшей необходимости, царящей в мире, из убеждения, что все происходящее не может не происходить так, как оно происходит, не может разворачиваться как-то иначе, по-другому. Логос - всеобщая и разумная закономерность - лежит в основе всего существующего. В следовании или сознательном подчинении этой мировой закономерности, неотвратимой необходимости (судьбе, року, фатуму) и состоит, по учению стоиков, свобода человека. Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит, полагали они.
Свободное подчинение объективной необходимости мира было у стоиков, однако, весьма специфическим. Активность человека им вообще-то не перечеркивалась, как могло бы показаться на первый взгляд. А достигалось это за счет выработки особой бытийной индифферентности к текущим событиям, внешним влияниям. Понятие неизбежного носило у стоиков "безразличный" характер. Подчинение через безразличие, индифферентность. Согласитесь, что здесь есть и определенная доля независимости. События, к которым человек глубоко равнодушен, не могут иметь полной власти над ним.
Стоицизм, таким
образом, нельзя назвать в прямом смысле
фатализмом. Как смысложизненной позиции
фатализму характерно пассивно-полное,
"без всякого зазора", принятие неизбежности
или предопределенности всего происходящего
в мире, вплоть до отдельных событий и
индивидуальных человеческих поступков.
Принятие же неизбежного в стоицизме носит
в целом сдержанно-мужественный характер.
Подчиняясь судьбе, стоик стремится все
же сохранить какую-то внутреннюю свободу.
Стоик внутренне готов и к другому миропорядку
- просто нет выбора. Фаталист, напротив,
не допускает выбора даже в принципе. Фатализм,
в свете сказанного, можно считать крайней,
экстремальной формой выражения смысложизненного
смирения человека. Стоицизм - это очень
суровое, т. е. строгое и серьезное, существование,
"мужество быть", способность сохранять
человеческое лицо даже в условиях нечеловеческого
существования.
2.4.
Категорически - императивный
смысл жизни
Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон же этот, называемый по-другому категорическим императивом, формулируется следующим образом: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Любой индивидуальный и конкретный поступок, если только он претендует на нравственное качество, должен мыслится под углом зрения этого универсального законодательства, быть в сущности своей моральным прецедентом или образцом для всех поступков подобного рода. Нравственно - это когда то, что делаю лично я, могли бы делать, повторить за мной миллионы других, вообще все люди, и жизнь при этом не только не расстраивалась бы, наоборот, делалась бы более человечной. Почему, например, следуя кантовскому категорическому императиву, нельзя лгать? Да потому, что если я стану врать, если вы будете врать, если все вдруг сделаются лгунами, то человеческая коммуникация окажется невозможной, совместная общественная жизнь просто-напросто развалится.
Категорический императив всеобщ и необходим. Он не только предшествует нравственному опыту, нравственному поведению, но впервые только и делает его возможным. Нравственный закон в форме категорического императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг - быть человеком.
Кантовский категорический императив имеет также другую формулировку: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". Речь идет, иными словами, о важности и необходимости видеть в каждом отдельном человеке представителя рода человеческого, признавать в человеке именно человека и не использовать его поэтому как средство для достижения каких-то узкопрагматичных, эгоистических целей. Рассматривать того или иного индивида в качестве человека - значит, уважать в нем его человеческое достоинство, видеть в нем - хотя бы в тенденции, принципиальной возможности - свободную личность, самоцельное существо. Человек самоценен, также как и добро, которое он творит. Добро можно делать только ради добра, а не в виду какой-то выгоды, пользы, других сторонних соображений.
Рассмотренные
выше варианты смысла жизни, задаваемые
жизнью разума, долгом, из него извлекаемым,
имеют ряд привлекательных
Вместе с тем
данные варианты несколько схематичны.
Все богатство и разнообразие
человеческой жизни втискивается ими
в прокрустово ложе долженствования
- разумного, свободно принимаемого, но
это уже оговорки. Они слишком ригористичны,
несправедливо пренебрегают обычными
человеческими радостями и заботами. Намечаемая
ими линия поведения для многих оказывается
явно завышенной. Ее очень трудно придерживаться.
Аскетами, стоиками и кантианцами могут
быть далеко не все. Впрочем, различные
подходы к смыслу жизни потому и существуют,
что люди-то разные. Оцениваемые здесь
формы смысла жизни не лишены и внутренних
противоречий. Чтобы там ни говорилось,
а совместить предопределенность и свободу
воли логически никак нельзя. Индифферентность
стоиков - мнимое решение данной проблемы.
Или возьмем кантовскую концепцию. Как
быть, например, в ситуации конфликта двух
или более обязанностей. Предположим,
вы обещали одному человеку держать какую-то
информацию в секрете, а другой просит
вас открыть ее ему, быть искренним, правдивым.
По категорическому императиву Канта,
вы обязаны и держать слово-обещание, и
говорить всегда правду. В предлагаемой
ситуации, однако, два этих долга взаимно
исключают друг друга.
Информация о работе Природа человека: смысл его существования