Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:50, контрольная работа
Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение... Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать.
тема 12
Природа человека
и смысл его существования
12.1. Решение проблем специфики человеческого бытия в философской антропологии
Н. А. БЕРДЯЕВ
...Проблема человека
есть основная проблема
Научно наиболее сильно определение человека, как создателя орудий (homo faber). Орудие, продолжающее человеческую руку, выделило человека из природы. Идеализм определяет человека как носителя разума и ценностей логических, этических и эстетических. Но в такого рода учении о человеке остается непонятным, каким же образом соединяется природный человек с разумом и идеальными ценностями. Разум и идеальные ценности оказываются в человеке началами сверхчеловеческими. Но как нисходит сверхчеловеческое в человеке? Человек тут определяется по принципу, который не есть человеческий принцип. И остается непонятным, что есть специфически человеческое. Пусть человек есть разумное животное. Но ни разум в нем, ни животное не есть специфически человеческое. Проблема человека подменяется какой-то
234
другой проблемой.
Еще более настоятелен
Бердяев Н. О назначении человека. — Париж, 1931. — С. 50—60.
Характеристика философа:
Николай Александрович Бердяев родился 6/19 марта 1874 в Киеве. Его предки по отцовской линии принадлежали к высшей военной аристократии. Мать — из рода князей Кудашевых (по отцу) и графов Шуазель-Гуффье (по матери).
В 1884-1894 годах учился в Киевском кадетском корпусе.
В 1894 году поступил на естественное
отделение физико-
В 1898 году (в некоторых
источниках указан 1897), после ареста
за участие в социал-
В 1900-1902 годах Бердяев был сослан в Вологду, затем в Житомир.
Жена Бердяева – Трушева Лидия Юдифовна. Родилась 20 августа 1871 г. Ее отец – Юдиф Степанович, весьма состоятельный человек, был нотариусом Харьковского окружного суда. Мать - Ирина Васильевна занималась воспитание дочерей.
19 февраля 1904 года Лидия
знакомится с Николаем
Осенью 1904 г. Бердяев собирается в Петербург и предлагает Лидии поехать вместе с ним. С той поры они неразлучны.
Зимой 1912—1913 гг. Бердяев вместе с женой Л. Ю. Трушевой едет в Италию и привозит оттуда замысел и первые страницы новой книги, законченной к февралю 1914 г.
В 1918 г. Бердяев создает Вольную Академию Духовной Культуры, при которой начинают работу несколько семинаров.
С 1922 по 1924 г. Бердяев живет в Берлине.
В 1945 году Лидию поразила тяжелая болезнь – рак гортани. В конце сентября 1945 года Лидия умерла.
Бердяев умер 23 марта 1948 года за рабочим столом в своем доме в пригороде Парижа, Кламаре.
Бердяев впитал в себя самые различные влияния. В. С. Соловьев и В.И. Несмелов, Розанов и Мережковский из русских мыслителей ярче всего сказались в творчестве Бердяева, но не менее сильно было и влияние Ф. М. Достоевского, что отмечает и сам Бердяев. Из иностранных писателей больше всего повлияли на Бердяева Шопенгауэр, Ницше и Беме, но он глубоко впитал в себя и основные идеи трансцендентализма. Широта и разносторонность философских интересов, постоянное и пристальное внимание к чужим идеям, к чужим построениям — все это умерялось тем даром синтеза, который особенно сближает Бердяева с В. Соловьевым. В Православии Бердяев ни мало не считался с церковной традицией, без колебаний отклонялся от него, легко вбирал в себя чужие религиозные установки — отсюда у него убеждение, что он защищает некое «универсальное» (или «вечное») христианство. Когда Бердяев окончательно утвердился в мысли о «примате свободы над бытием», тогда ему стало совсем легко уходить в вольные построения.
Если внимательно проследить
эволюцию моральных воззрений Бердяева,
то становится ясно, что он не сразу
осознал характерные для него
моральные идеи. В начале своего
творчества Бердяев еще не до конца
осознал внутреннюю «независимость»
этического сознания: он хотел, чтобы
«идеал получил научную санкцию»,
он думал, что свобода в человеке
открывается тогда, когда «необходимость
благосклонна к нашему идеалу», принимает
еще учение марксизма о том, что
«свобода есть осознанная необходимость».
Но критический идеализм его постепенно
освобождает от исканий «научной
санкции идеала» — и чуть позднее
Бердяев учит об «абсолютности и
вечности нравственного закона», о
том, что он дан «для мира сего», но
что «он не от мира сего». Свобода
в человеке совсем и никак не связана
с необходимостью («нравственный
закон принадлежит царству
Словарь
КОСМОГОНИЯ (греч. kosmos —вселенная и goneia — рождение) – область науки, в которой изучается происхождение и развитие небесных тел и их систем.
ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) — одно из главных направлений в философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического.
НАТУРАЛИЗМ (лат. natura — природа). В философии—методологический принцип, присущий некоторым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие общества законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.).
РАЗУМ РАССУДОК – понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования.
ЧЕЛОВЕК – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.
ПОЗНАНИЕ — общественно-
БЫТИЕ – Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
МИР – Совокупность всех форм существования материи; Вселенная во всем ее многообразии.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ , или гносеология,— раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
ПАРАДОКСЫ (логики и теории множеств) (греч. paradoxes — неожиданный) — формально-логические противоречия, которые возникают в содержательной множеств теории и формальной логике при сохранении логической правильности рассуждения.
ПРОТИВОРЕЧИЕ – категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения.
ПРИРОДА — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений.
ЦЕННОСТИ — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и об-ва (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы).
НАТУРАЛИЗМ (лат. natura — природа). В философии – методологический принцип, присущий некоторым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие общества законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.)
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis— гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества.
СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.).
План:
Вывод: Человек на сегодняшний день является актуальной проблемой.
Эссе
В данном высказывании Бердяев рассуждает на тему «Природа человека и смысл его существования». Он описывает социологические, психологические, антропологические и библейско – христианские утверждения. Бердяев делает вывод, что только «… библейско – христианская антропология есть учение о целостном человеке, о его происхождении и его назначении...».
Я считаю эту проблему актуальной, т.к. на протяжении многих веков ученые пытаются объяснить появление человека. На мой взгляд эта проблема еще многие годы не разрешится, так как каким бы познание не было, люди всё равно никогда всего не узнают и не откроют. Наш кругозор ограничен нашими знаниями, которые мы приобретаем по ходу всей своей жизни. Но человек всегда стремится к знаниям, т.к. "человек-существо социальное", то есть стремящееся общаться, получать новую информацию и знания. Наверное, в этом и есть смысл жизни всех людей.
Информация о работе Природа человека и смысл его существования