Предметная действительность (человек предметный)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

Идея предметной деятельности как принципа развития общественных отношений еще далека от достаточно конкретного и четкого воплощения. Но она уже «обросла» поверхностными и легковесными толкованиями, которые в одном случае используются как своего рода методические отмычки, а в другом становятся мишенями для критики, перечеркивающей вместе с упрощениями и методологическую идею деятельности.

Оглавление

Введение
Развитие предметной деятельности человека
Предмет философии
Древний предмет философии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Челябинский государственный  университет

Институт экономики  отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Философия

На тему: «Предметная действительность (человек предметный)»

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнила: ст. гр. 21ПС-201

                                                                                                   Лаврентьева П.Е.

                                                                               Проверил: преп. Сибиряков И.В

 

 

 

 

Челябинск 2012 

Содержание

Введение

  1. Развитие предметной деятельности человека
  2. Предмет философии
  3. Древний предмет философии

Заключение

Список литературы

 

Введение

Идея предметной деятельности как принципа развития общественных отношений еще далека от достаточно конкретного и четкого воплощения. Но она уже «обросла» поверхностными и легковесными толкованиями, которые в одном случае используются как своего рода методические отмычки, а в другом становятся мишенями для критики, перечеркивающей вместе с упрощениями и методологическую идею деятельности.

Первым (по порядку) является упрощение, связывающее предметность деятельности прежде всего с предметом, на который обращены усилия человека. В фокусе внимания — предмет, в обычном понимании — вещь, т.е. в этом случае предметность деятельности характеризуется в зависимости от вещи, от материала, орудия, средства, продукта... Хотя и говорится: «предмет, используемый человеком», фактически подразумевается: главной фигурой является предмет.

В таком понимании  предметной деятельности совершенно упускается из виду (или сдвигается на задний план) представление о том, что деятельность становится возможной только при наличии человека как предметного субъекта деятельного контакта, изменения, процесса. Только предметный субъект в состоянии привести в действие предметные средства, вывести их из связей «логики вещей» и заставить двигаться в формах деятельности.

Предметность деятельности — отнюдь не в том только, что человек имеет дело с предметами, а в том, прежде всего, что он — предметный субъект, могущий по-разному связывать и преобразовывать предметы, приспосабливать их к разным ситуациям и потребностям, придавать им формы, которых они от природы не имеют, возрождать в них силы и способности, заложенные в них другими людьми.

 

1. Развитие предметной деятельности человека.

Развитие предметной деятельности человека есть развитие его общественных отношений. Интенсивное и экстенсивное развитие предметной деятельности приводит к усложнению общественных отношений. Сохраняя в себе «энергию» индивидуального и совместного труда людей, отделяясь от непосредственных производителей, предметы делают различных людей полезными друг для друга, обеспечивают связность развивающихся человеческих общностей.

Развитие предметной деятельности человека, концентрированно выражающей — в качестве принципа и в качестве «начала» единство труда  и общения, производства и самодеятельности, взаимодействия людей и их обособления — приводит к отделению труда от непосредственного общения, предметного богатства от индивидуального развития, форм взаимодействия от личностного самоутверждения... Для современного обществознания представляется банальным утверждение о том, что социолог или психолог должны «исходить из реальных индивидов». Проблема — в том, как это сделать.

Достаточно  известен Марксов тезис о том, что если бы видимость и действительность совпадали, наука была бы излишней. Социальная реальность в своей конкретности не дана исследователю, и перед ним стоит задача, используя методологические средства, продвинуться от видимости к действительности. 

Переход от поверхностного — в этом смысле: абстрактного —  описания жизнедеятельности людей  к ее конкретному пониманию и объяснению не означает исключения непосредственных данных о жизни, как мы ее видим и переживаем. Из сферы философского анализа, он указывает на возможность понять ее в соответствии с определениями, характеризующими специфику человеческого бытия, но нетождественными нашему видению и переживанию.

Обычный рассудок разделяет отношение человека к  предмету, отношение человека к человеку, отношение его к себе самому. Для  обыденной практики это естественно, хотя в этой «естественности» скрыты сложные вопросы: что это за человек, откуда взялись отдельные вещи и люди, как они могут жить (быть), существуя в этих отдельных актах и связях?.. Рассудок легко справляется с этими вопросами, прибавляя, в случае надобности, действие к общению, а общение к индивидуализации человека. Пользуясь подобной логикой, рассудок вполне эффективно действует в рамках обычного опыта, закрепляет определенные формы существования человека в этом опыте, формы осознания последнего. Так дело идет, пока человек не наталкивается на ощутимые границы обычного рассудка. И тогда он обращается к науке и философии. И бывает разочарован, когда обнаруживает те же рассудочные формы и представления, которые начали его подводить в обычной практике.

К сожалению, научные и  философские представления о деятельности в массе своей мало отличаются от представлений обыденных: многочисленные рассуждения о связи деятельности и общения, индивидуального и социального, соответствующие дискуссии свидетельствуют об этом. 

Когда человек (взрослый или  ребенок), позанимавшись с вещью, переходит к взаимодействию с другим человеком — это естественный, практически обоснованный шаг. Но когда профессиональный экономист или психолог рассуждает о деятельности и общении как о различных, обособленных и противоречащих друг другу процессах, которые надо каким-то образом - это постановка проблемы, заведомо исключающая ее решение.

Разумеется, о деятельности можно говорить и мыслить по-разному. Но в философии, особенно в философии  середины XX в., понятие деятельности играет особую роль, поскольку оно раскрывает формы движения, изменения, развития общественной жизни, связывает ее обособленные, ее отдельные моменты и аспекты, стадии и состояния, ее «драматургов и актеров».

В плане методологическом таким образом понятая деятельность оказывается принципом, из которого выводятся другие понятия, трактующие совместную и индивидуальную жизнь людей, структуру и динамику этой жизни. Для использования понятия деятельности в этой функции совершенно необходимо определенное культурное напряжение, профессиональная смелость и последовательность. Важно отчетливое понимание того, что совместная и индивидуальная жизнь людей в значительной мере есть создание самих людей и существует как воссоздание и трансформирование обретенных ранее форм. «Естественный» ход эволюции, тем более «логика вещей» далее не определяют перспективы социального развития и культурных взаимодействий. На чаше весов деятельность людей начинает перевешивать естественную необходимость. В этом — новизна и драматизм ситуации.

Философская последовательность (и одержимость) заключаются в том, что все аспекты и моменты общественной жизни представляются как совместная и индивидуальная деятельность людей. Деятельность, как рентгеновское излучение, проходит сквозь покровы и за границы обычных представлений, и тогда все— структуры, отношения, вещи, сами люди — предстает как динамика движения человеческих сил, как их синтезирование и расходование, как их кристаллизация и растрата, как их закрепление и развитие.

Философская последовательность (соответствующая осмотрительность) состоит в том, чтобы понимать пределы такого видения, зачем и для чего оно проецируется на другие способы представления человеческой реальности. Именно отсутствие четких методологических рамок в использовании понятия деятельности как принципа провоцирует стандартные обвинения в «гегелевщине», то есть в попытке растворить эмпирию в некоем абстрактном понятии. Такие обвинения могут быть справедливыми, если предполагается, скажем, одним понятием деятельности объяснять всю динамику общества, решать частно-научные и практические проблемы. Но в нашем случае речь идет совсем о другом. Полагаются пределы использования понятия деятельности как принципа развития понятий об индивидуальной жизни людей, их общественных отношениях, их жизненных средствах. И пределы эти устанавливаются не произвольно, а именно во взаимодействии с конкретным материалом научного и обыденного опыта, но во взаимодействии, носящем проблемный характер. Принцип деятельности обнаруживает свою продуктивность на фоне человеческого опыта, конфликтов, обыденных стереотипов и научных стандартов, столкновений наивного реализма и узкопрофессиональных подходов. В этих конфликтных ситуациях принцип деятельности представляет неочевидную связность, воспроизводимость, продуктивность общественной жизни и выступает противовесом частичности, прерывности, разделенности человеческого бытия, конгломерата схематизмов, из которых ограниченный рассудок строит свои представления, на преодоление которых люди тратят невосполнимое время и силы.

1.1. Предмет философии.

Предмет философии - это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.

Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:

1) материальными  - вещи, явления,

2) идеальными - понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Объекты философии  столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они  могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или  космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой. Предмет философии - это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта. Предмет - это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта. Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален. Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира.

Таким образом, предмет философии тяготеет к  познанию:

1) мира - философская  антология и космология,

2) человека - философская  антропология, персонализм и экзистенциализм,

3) общества - социальная  философия.

Выделяют два  уровня

- внутренний - микрокосмос,

- внешний - макрокосмос.

Один уровень  без второго не дает цельное представление  о личности. Но в связи с тем, что философия выступает в  роли методологии познания, то она свой предмет представляет в форме:

1) универсальных  понятий, где все подчинено  единству всего сущего (Гуссерль),

2) познание принципов  природы и отношения человека  к ней с помощью определенных  связей (Шлегель),

3) как спор  человека с природой, захватывающий его целиком и где есть ностальгия к тому, чтобы быть повсюду дома (Хайдеггер),

4) Философию  можно рассматривать как любовь  к мудрости, где главное учение  о принципах или наиболее обобщенном  знании о мире как целом  или как учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания человека на земле (Бердяев),

5) В 20 гг. философия  все больше выражает личную  и политическую свободу личности, где человек рассматривает себя  как частица объективной воли, которую он познает как свою  собственную, т.е. через объективную волю он идет к самопознанию (Гегель),

6) Философия  как теософия, или цельное знание (Соловьев).

Любая философия  все равно характеризует духовное основание мировоззрения личности. Шопенгауэр призывал философов к  компромиссу. Предметом философии нужно считать не мир в целом, а проблему сущности мира. Остальные вопросы должны составлять круг интересов других наук и в частности естествознания.

Если мы будем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим единство, целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где первооснова смыкается в единстве и многообразии целого.

 

 

 

 

 

    1. Древний предмет философии.

Самым древним предметом философии является:

1) проблема человека, куда входят вопросы его природы и сущности, души тела, добра и зла, чести и бесчестия, жизни и смерти и предназначения существования,

2) выявление  социальной сущности человека, т.е.  непосредственная зависимость его  общественных структур привела к тому, что предметом философии стали проблемы общества.

Общественные  отношения как исторически сложившиеся  формы совместной деятельности людей.

Но если мы говорим  о социальной сущности человека, значит, мы должны выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека. И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а в связи с этим и философия истории.

Но в качестве предмета философии выступает и  природа, понимаемая в качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это использовали философские школы натуралистического и натурфилософского направления, объединяемые общим направлением философия природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любая наука  имеет свой предмет и объект исследования и определенный категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют объект и предмет, ссылаясь на то, что слово объект в латинском означает предмет и поэтому объект философии - природу и предмет философии - феноменальную деятельность человека они отождествляли. Герцен говорит: другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый предмет в пространстве и во времени.

Гоббс указывает - предмет философии - всякое тело, которое  есть в реальности, которое можно постичь с помощью научных понятий и сравнимо с другими телами. С зарождения марксизма предметом философии становится понятие "материя". Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объект философии определяется сознанием - говорит Фихте.

Бердяев доказал, что философия исследует не объект реальности, а мучается смыслом личной судьбы и жизни людей. Объект - это  то, что интригует жизнь людей, то есть судьба субъекта, в которой  трепещет вся Вселенная. Т.е., творческое сознание личности, когда все осмысливается на уровне Вселенной.

Герцен подчеркивает, что непроницаемый предмет, т.е. то, что может быть как материальным, так и идеальным.

Информация о работе Предметная действительность (человек предметный)