Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:51, реферат
Актуальность, цели и задачи данной курсовой работы будут определены следующими положениями. Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание — обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Введение 3
Развитие познания как творчества в процессе философского исторического развития. 3
Гносеологическая проблематика в русской философии. 10
Диалектико-материалистическая гносеология о познании как творчестве. 12
Состав, структура и динамика познания 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Трансцендентальная логика имеет дело не только с формами понятия о предмете, но и с ним самим. Она не отвлекается от всякого предметного содержания, а. исходя из него, изучает происхождение и развитие, объем и объективную значимость знаний. Если в общей логике основной прием — анализ, то в трансцендентальной —синтез, которому Кант придал роль и значение "фундаментальной операции мышления, ибо именно с его помощью происходит образование новых научных понятий о предмете. Главные логические формы мышления Кант видит в категориях, образующих в его учении определенную систему (таблицу). Хотя категории у Канта — априорные формы рассудка. но это такие формы, которые являются всеобщими схемами деятельности субъекта, условиями опыта, упорядочивающими его, универсальными регулятивами познания.
Важную роль в развитии
гносеологии и методологии
Логики и теории познания,
создал первую в истории мысли
развернутую систему
Гегель впервые включил практику (хотя и понимаемую им как абстрактно-духовный труд) в рассмотрение гносеологических проблем, сделал ее ключевой Категорией своей логики. Последняя, резюмированная в диалектическом методе, есть то средство, которое находится на вооружении субъекта, стоит на его стороне не только как существа мыслящего, познающего, но действующего, преобразующего действительность. А это значит, что диалектика как Логика теория познания принадлежит не только теоретической, но и практической идее, служит (и должна служить) не только средством развития познания, но и орудием «добра», «волн», «жизни» — практически-преобразовательной деятельности.
Л. Фейербах, выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, подчеркивал взаимную связь чувственного сознания и мышления в процессе познания, высказывал догадки об общественной природе последнего, характеризовал объект познания в связи с деятельностью субъекта. Отмечая, что диалектическому методу Гегеля не хватает жизненности оригинала, а его логика — человеческое мышление, вытесненное за пределы человека. Фейербах считает, что настоящая диалектика есть диалог не умозрения с самим собой, но умозрения с опытом. Только в данном случае можно отличить содержательные логические формы от только абстрактных элементов форм языка, ибо говорить — не значит мыслить, в противном случае, иронизирует философ, «великий болтун был бы великим мыслителем».
Тем самым, по Фейербаху, логические формы закономерности суть не что иное, как осознанные универсальные формы и закономерности бытия, чувственно данного человеку мира. А диалектика как логика и метод познания не может идти вразрез с естественным возникновением и развитием явлений в их всеобщих характеристиках. Единство мышления и бытия, познания и опыта, по Фейербаху, истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом такого единства берется человек как «продукт культуры и истории», «социальное, гражданское, политическое существо». Он убежден, что все принципы частных наук — только различные формы и виды единства человека с человеком, результат общения людей. А это значит, что ключ к пониманию природы, материн вообще — в понимании человека, а не наоборот (как нередко полагают и по сей день).
Человек — исходный «познавательный принцип» философской гносеологии
Вот почему «тщетно всякое умозрение», которое хочет выйти за пределы природы и человека. Вместе с тем для Фейербаха, как, впрочем, и для других материалистов XVII— XIX вв. (Бэкона. Гоббса. Локка. Гольбаха. Спинозы. Чернышевского и др.) были характерны следующие ограниченные представления в понимании познания: 1) созерцательность — рассмотрение познания как пассивного акта восприятия изолированным индивидом («гносеологическим Робинзоном») окружающего мира. 2) метафизичность — неспособность познать мир как процесс, непонимание диалектического характера познания в активной роли субъекта как социального существа в этом процессе; 3) механистичность — стремление все явления объяснять только на основе законов механики (игнорируя или недооценивая другие науки), которая в то время была наиболее развитой наукой. Но такая попытка содержала и рациональное зерно — стремление понять мир из него самого, не обращаясь к потусторонним силам.
Русская философская мысль XIX—XX вв. представляла собой широкий спектр самых различных направлений, течений, школ и т. д., где вопросы познания занимали определенное место. Много интересных мыслей, связанных с разработкой теории познания мы находим у русских революционных демократов. Так. Н. Г. Чернышевский источник познания видел в объективном мире, воздействующем на органы чувств человека. Большое значение он придавал практике, которую называл пробным камнем всякой теории. Для Н. Г. Чернышевского законы мышления познания имеют не только субъективное значение. Они отражают формы действительного существования предметов, вследствие чего «совершенно сходствуют», а не «различествуют» с этими формами. Русский мыслитель считал диалектический метод эффективным предо хранительным средством от субъективизма и односторонности в решении как познавательных, так и практических вопросов. Без признания необходимости и ценности научно-философского мышления, без неустанного овладения им любая наука либо скатится к скудному эмпиризму, либо станет проповедовать иллюзионизм. Чернышевский обращал внимание на необходимость верного «общего философского воззрения» для решения специальных проблем в той или иной науке, показывал, что только устранив все «философские недосмотры», можно добиться истины, «истребить предубеждения» по частным вопросам. Знание общих понятий, философских категорий и их логического развития он считал одним из важных условий правильного взгляда на дело, а искажение или незнание этих понятий служит основной причиной заблуждений в познании.
Пока еще «неосвоенной
землей» является рациональные идеи
(в том числе логико-
Характерную особенность философской логики Соловьев видит в ее содержательности, т. е. в том, что в ней должна идти речь об отношении субъективных форм нашего ума к независимой от них действительности, которая через них познается. Содержательный характер философская логика получает благодаря своему методу развития, построения знания, каковым и является, по Соловьеву, диалектика, представляющая собой определенный вид философского мышления и вместе с тем учение о познании, гносеологию. В. Соловьев считал, что сфера «цельного знания» включает в себя положительную науку, отвлеченную философию и теологию, которые воплощают в себе соответственно три основных вида знания. По другим основаниям мыслитель выделяет знания эмпирические и теоретические, истинные и неистинные, абсолютные и относительные, формальные и содержательные, непосредственные и опосредованные и т. п. Все многообразие знаний — это формообразования «знания вообще», которое есть не что иное, как совпадение данной мысли о предмете с его действительным бытием Непосредственная цель, познания, согласно Соловьеву, объективная истина, открытие законов. Постижение истины в ее полноте достигается на пути синтеза всех видов знания.
«Своим другим» истинного
значения он называет заблуждение, видами
которого являются, по его мнению, ошибка,
вымысел и ложь. Что касается критерия
истины, то таковым русский мыслитель
считает синтетический
Интуитивист Н. О. Лосский исходил из того, что теорию знания нужно строить, не опираясь ни на какие другие теории, т. е. используясь утверждениями других наук как посылками. Иначе говоря, теорию знания необходимо начинать с анализа действительных в данный момент наблюдаемых переживаний. При этом анализе, согласно Лосскому, можно, конечно, использовать результаты других наук, не только как материал, а вовсе не как основу для теории познания. Знание, по его мнению, есть не копня, не символ и не явление действительности в познающем субъекте, а сама действительность, сама жизнь, подвергнутая лишь дифференцированию путем сравнения.
Основные тезисы, характеризующие существенные особенности теории, познания в данной ее форме, могут быть сформулированы следующим образом:
1. Понимание познания
как своеобразной формы
2. Процесс познания
3. Теория познания как
совокупность знаний о
4. Важнейший принцип диалектико-
5. Элементы диалектики (ее законы, категории и принципы), будучи отражением всеобщих законов развития объективного мира, являются тем самым всеобщими формами мышления, универсальными регулятивами познавательной деятельности в целом.
6. Диалектико-материалистическая
теория познания — не
7. В разработке своих
проблем теория познания
Гносеологические проблемы в западной философии: современные подходы. В условиях нынешнего философского плюрализма можно констатировать стремление (в той или иной мере) к синтезу наиболее плодотворных гносеологических идей и концепций, разработанных в русле разных (в том числе и прямо противоположных) направлений, течений, школ и т. п. Однако удельный вес гносеологических исследований, ориентированных на науку, значительно больше, чем тех, которые ориентированы на ненаучные формы отношения человека к миру. В первом случае речь идет о так называемых сциентистских течениях — неореализм, постпозитивизм (в особенности, философия науки), аналитическая философия, структурализм и постструктурализм и др. Во втором случае имеются в виду такие ацтисциентистские течения, как экзистенциализм, философская антропология, герменевтика, эволюционная эпистеманология. феноменология, различные философско-религиозные направления. Кратко рассмотрим некоторые из них.