Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:51, реферат
Актуальность, цели и задачи данной курсовой работы будут определены следующими положениями. Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание — обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Введение 3
Развитие познания как творчества в процессе философского исторического развития. 3
Гносеологическая проблематика в русской философии. 10
Диалектико-материалистическая гносеология о познании как творчестве. 12
Состав, структура и динамика познания 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и дискурсивной (логической, понятийной) сторон познания русские философы — интуитивисты. Так. С. Л. Франк, указывая на неразрывную связь рационального (как отражения «светлого», «зримого» начала бытия с противоположным ему моментом — иррациональным. « верховенство подлинного знания» отдает последнему. Он-то и есть тот углубленный взор, который проникает в трансрациональность, т. е. непостижимость или необъяснимость бытия. Согласно Н. О. Лосскому. интуитивизм, утверждая, что знание есть не копия, не символ и не явление действительности в познающем объекте, а сама действительность, сама жизнь, подвергнутая лишь дифференциации путем сравнения, устраняет противоположность между знанием небытием, нисколько не нарушая прав бытия.
Познание как единство чувственного и рационального тесно связано с пониманием, которое является основным понятием герменевтики — одного из наиболее влиятельных направлений современной философии. Ее «фундаментальная истина», «душа», по Гадамеру, такова: истину не может познавать, сообщать кто-то один. Необходимо всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему. А это значит что без понимания, взаимопонимания здесь не обойтись. Проблема понимания и ее соотношение с познанием обсуждается давно и сегодня является актуальной и во многом дискуссионной. Так, если у Дильтея понимание представлено как проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста его создания, то у Хайдеггера — это специфически человеческое отношение к действительности, способ бытия человека в мире. Согласно Гадамеру, понимание прошлой культуры неотделимо от самопонимания интерпретатора. Поэтому предметом понимания является не смысл, вложенный автором в текст, а то предметное содержание (суть дела), с осмыслением которого связан данный текст — в том числе такой своеобразный как история. При этом, по мнению Гадамера. всякое понимание есть проблема языковая: оно достигается (или не достигается) в «медиуме языковости» и в доказательствах не нуждается.
Тем самым понятие «смысл» является ключевым в решении проблемы пожимания, которое и есть «реальное движение в смыслах». Это «движение» может выступить в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Оно связано с погружением в «мир смыслов», есть поиск последних. Понять можно только то. что имеет смысл. Понимание - это всегда диалог личностей, текстов, культур и т. п. Оно тесно связано с объяснением подведением изучаемого явления под закон и причинность. Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост изменение, развитие и т. п. Эта идея была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее с положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т. п., от незнания к знанию, от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д.
В современной философии проблема роста, развития знания является центральной в постпозитивистской философии науки.. Так, К. Поппер в своей концепции роста знания исходил из того, что последнее есть развивающаяся целостность. Рост знания, по его мнению, это не кумулятивный (накопительный) процесс и не простое коллекционирование наблюдений. Это ниспровержение теорий, их замена лучшими, процесс устранения ошибок. Это дарвиновский отбор как частный случай общемировых эволюционных процессов. Т. Кун стремился выявить общий механизм развития науки как целостного единства «нормальной науки» и «некумулятивных скачков» (научных революций).
Ст. Тулмин в своей эволюционной эпистемологии рассматривал содержание теорий как своеобразную «популяцию понятий».а общий механизм их развития представил как взаимодействие внутринаучных и вненаучных (социальных) факторов, подчеркивая, однако, решающее значение рациональных компонентов. Согласно И. Лакатосу, рост, развитие науки есть смена ряда непрерывно связанных научно-исследовательских программ.
Познание реального мира - это всегда творчество. Стандартные правила, принципы и приемы, какими бы совершенными они ни были, не дают гарантии достоверности нового знания. Самое строгое следование им не предохраняет от ошибок и заблуждений.
Всякое открытие требует
таланта и творчества. И даже
само применение разнообразных
приемов, в какой-то мере