Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 19:10, реферат
Человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчер-пывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответ-ствующие практические действия.
Введение
1. Понятие метода
1.1 Теория и метод. Основные различия
1.2 Классификация методов в современной науке
1.3 Методы, средства и приемы научного исследования.
2. Понятие методологии
2.1 Аспекты и уровни методологии
2.2 Задачи методологии
Выводы
Литература
ПЛАН
Введение
Выводы
Литература
Введение
Человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчер-пывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответ-ствующие практические действия.
Вот что говорит о развитии науки американский историк науки Т.С. Кун: «Если науку рассматривать как совокупность фактов, теорий и методов, соб-ранных в находящихся в обращении учебниках, то в таком случае ученые – это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе – это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющих собой научную методологию и знание» [3]
Ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и ди-намичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. В наше время наука нередко оказывается объектом ожесто-ченной критики, ее обвиняют во всех смертных грехах, включая и эколо-гический кризис в целом.
Наука – это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказа-лась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия и методология науки занимают в этом ряду особое место.
Философия науки ставит
задачу раскрыть природу, условия
и характер научных знаний. Предметом
философии науки являются
Цель и задача
Метод – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.
Метод – совокупность приемов и операций, направленных на теорети-ческое и практическое освоение действительности. От греч. Methodos означа-ет «способ познания».
Метод предпологает:
· Сознательное достижение результатов.
· Наличие плана познавательных действий.
· Последовательность действий и операций (техника метода).
Методика – совокупность и последовательность применяемых приемов для достижения результатов, связать порядок перехода от одного метода к другому.
Техника познания – совокупность навыков применения операций и умений образовательной деятельности.
Метод, методика и техника связаны др. с др. и конкретизируют др. др.
Выбор метода обусловлен:
· Характером предмета исследования.
·Соотнесением реальной ситуации, поставленной задачи, имеющегося арсе-нала средств, навыков, умений.
Главное в учении о методе – идея о правильности пути. Метод служит для упорядочения познавательной деятельности.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод – это система предписаний, принципов, требований, кото-рые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении опре-деленного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисцип-линирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Каждый метод – важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:
- недооценивать метод и методологические проблемы, считая это все незна-чительны делом, отвлекающим от настоящей работы, подлинной науки (методологический негативизм);
- преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот пред-мет, к которому его хотят применить, превращая метод в некую «универ-сальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент науч-ного открытия (методологическая эйфория).
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффекти-вность, сила того или иного метода обусловлены содержательностью, глу-биной, фундаментальностью теории, которая «сжимается» в метод. В свою очередь, метод используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике.
Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны. Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же. Они взаимопереходят, взаимо-превращаются: теория, отражая действительность, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов, которые возвращаются в теорию, так как их применяют в качестве предписаний в ходе познания и изменения окружающего мира по необходимым законам.
1) Теория – результат предыдущей деятельности, а метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;
2) Главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.д.), метода – регуляция и ориентация действительности;
3) Теория – система идеальных образов, отражающих сущность, законно-мерности объекта; метод – система правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;
4) Теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный объект, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.
Каждый метод обусловлен своим предметом (то есть тем, что именно исследуется), предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, а также теорией, на которой он основан.
Метод как способ исследования должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Истинность метода всегда определяется содержанием предмета.
Характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводи-мость, эвристичность, необходимость, конкретность.
1.2 Классификация методов научного познания.
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает много-образный спектр методов, которые могут быть классифицированы по разли-чным основаниям. Что касается методов науки, то оснований для их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содер-жательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и так далее. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания методов социально - гуманитарных наук. В свою очередь методы естествен-ных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и так далее. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригиналь-ные и производные методы и так далее.
В современной науке применяется многоуровневая концепция методоло-гического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп (по общности и широте применения):
- ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.
В решении очень
сложного вопроса о
Во-первых, умозрительно-философский подход (натурфилософия, историософия и т. п.), при котором исходные положения научных теорий выводятся непосредственно из философских принципов, минуя анализ специального — фактического и концептуального — материала данной науки (Шеллинг, Гегель). Во-вторых, позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия».
В первой модели роль философии в частно-научном познании абсолю-тизируется, во второй — принижается или даже вовсе отвергается. И хотя обе крайности дали определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена. [2]
История философии показывает, что воздействие гносеологии на процесс развития науки и ее результаты ярко проявляется в следующих основных моментах:
1. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере — при построении теорий, особенно фунд-аментальных. Подобное чаще всего наблюдается в периоды «крутых ломок» понятий и принципов, характерных для научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руково-дствуется ученый. «Дурная философия, — говорил В. Гейзенберг, — исподволь губит хорошую физику».
2. На развитие научного
познания философия
3. Философские принципы
на процесс научного
4. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе иссле-дования в явном виде. Они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т. п.), которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компонентом.
5. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей сово-купности методологическую программу самого верхнего уровня. Данная программа не должна быть жесткой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь очень гибким и динами-чным общим руководством для исследования.
6. Философия разрабатывает
определенные универсальные
7. Философско-методологические
принципы выполняют функцию
Общенаучные подходы и методы исследования широко развиваются и применяются в науке XX. в. и представляют собой своеобразную промежу-точную методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаде всего относят такие понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос — одинаковый и морфо — форма), структура, функция, система, эле-мент и т. д.
На основе общенаучных
понятий и концепций
ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.