Понятие методологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 19:10, реферат

Краткое описание

Человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчер-пывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответ-ствующие практические действия.

Оглавление

Введение
1. Понятие метода
1.1 Теория и метод. Основные различия
1.2 Классификация методов в современной науке
1.3 Методы, средства и приемы научного исследования.
2. Понятие методологии
2.1 Аспекты и уровни методологии
2.2 Задачи методологии
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

ПЛАН.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

ПЛАН

Введение

  1. Понятие метода
    1. Теория и метод. Основные различия
    2. Классификация методов в современной науке
    3. Методы, средства и приемы научного исследования.
  2. Понятие методологии
    1. Аспекты и уровни методологии
    2. Задачи методологии

Выводы

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчер-пывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответ-ствующие практические действия.

     Вот что говорит  о развитии науки американский историк науки Т.С. Кун: «Если науку рассматривать как совокупность фактов, теорий и методов, соб-ранных в находящихся в обращении учебниках, то в таком случае ученые – это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе – это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющих собой научную методологию и знание» [3]

     Ни одна сфера духовной  культуры не оказала столь  существенного и ди-намичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. В наше время наука нередко оказывается объектом ожесто-ченной критики, ее обвиняют во всех смертных грехах, включая и эколо-гический кризис в целом.

     Наука – это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказа-лась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия и методология науки занимают в этом ряду особое место.

     Философия науки ставит  задачу раскрыть природу, условия  и характер научных знаний. Предметом  философии науки являются общие законно-мерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рас-смотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

     Цель и задача методологического  исследования науки и её формирования  заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной дея-тельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики нау-ки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науко-ведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие метода

     Метод – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

     Метод – совокупность приемов и операций, направленных на теорети-ческое и практическое освоение действительности. От греч. Methodos означа-ет «способ познания».

Метод предпологает:

· Сознательное достижение результатов.

· Наличие плана познавательных действий.

· Последовательность действий и операций (техника метода).

     Методика – совокупность и последовательность применяемых приемов для достижения результатов, связать порядок перехода от одного метода к другому.

     Техника познания – совокупность навыков применения операций и умений образовательной деятельности.

Метод, методика и техника связаны др. с др. и конкретизируют др. др.

Выбор метода обусловлен:

· Характером предмета исследования.

·Соотнесением реальной ситуации, поставленной задачи, имеющегося арсе-нала средств, навыков, умений.

     Главное в учении о методе – идея о правильности пути. Метод служит для упорядочения познавательной деятельности.

    Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод – это система предписаний, принципов, требований, кото-рые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении опре-деленного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисцип-линирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

     Каждый метод – важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:

- недооценивать метод и методологические проблемы, считая это все незна-чительны делом, отвлекающим от настоящей работы, подлинной науки (методологический негативизм);

- преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот пред-мет, к которому его хотят применить, превращая метод в некую «универ-сальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент науч-ного открытия (методологическая эйфория).

     Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффекти-вность, сила того или иного метода обусловлены содержательностью, глу-биной, фундаментальностью теории, которая «сжимается» в метод. В свою очередь, метод используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике.

     Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны. Будучи едиными в своем взаимодействии, теория  и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же. Они взаимопереходят, взаимо-превращаются: теория, отражая действительность, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов, которые возвращаются в теорию, так как их применяют в качестве предписаний в ходе познания и изменения окружающего мира по необходимым законам.

 

    1. Теория и метод. Основные различия

1)  Теория – результат предыдущей деятельности, а метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

 

2)  Главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.д.), метода – регуляция и ориентация действительности;

3) Теория – система идеальных образов, отражающих сущность, законно-мерности объекта; метод – система правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

4)   Теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный объект, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

     Каждый метод обусловлен своим предметом (то есть тем, что именно исследуется), предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, а также теорией, на которой он основан.

     Метод как способ исследования должен изменяться в своем содержании  вместе с предметом, на который он направлен. Истинность метода всегда определяется содержанием предмета.

     Характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводи-мость, эвристичность, необходимость, конкретность.

 

1.2 Классификация методов научного познания.

     Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает много-образный спектр методов, которые могут быть классифицированы по разли-чным основаниям. Что касается методов науки, то оснований для их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содер-жательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и так далее. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания методов социально - гуманитарных наук. В свою очередь методы естествен-ных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и так далее. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригиналь-ные и производные методы и так далее. 

     В современной науке применяется многоуровневая концепция методоло-гического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп (по общности и широте применения):

- ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

     В решении очень  сложного вопроса о методологической  роли философии в научном познании  сложились две крайние модели:

     Во-первых, умозрительно-философский  подход (натурфилософия, историософия  и т. п.), при котором исходные положения научных теорий выводятся непосредственно из философских принципов, минуя анализ специального — фактического и концептуального — материала данной науки (Шеллинг, Гегель). Во-вторых, позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия».

    В первой модели роль философии в частно-научном познании абсолю-тизируется, во второй — принижается или даже вовсе отвергается. И хотя обе крайности дали определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена. [2]

     История философии показывает, что воздействие гносеологии на процесс развития науки и ее результаты ярко проявляется в следующих основных моментах:

     1. Философия влияет  на научное познание так или  иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере — при  построении теорий, особенно фунд-аментальных. Подобное чаще всего наблюдается в периоды «крутых ломок» понятий и принципов, характерных для научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руково-дствуется ученый. «Дурная философия, — говорил В. Гейзенберг, — исподволь губит хорошую физику».

     2. На развитие научного  познания философия существенно  влияет своей умозрительно-прогнозирующей  функций: в ее недрах вырабатываются идеи, научная значимость которых подтверждается через века (например, идеи атомизма античности). Кроме того, принципы философии при переходе от умозрения к теоретическому исследованию выполняют селективную функцию. Из множества умозрительных конструкций ученый выбирает те, которые согласуются с его собственными философскими представлениями.

     3. Философские принципы  на процесс научного исследования  всегда воздействуют не прямо  и непосредственно, а сложным, опосредованным  путем — через методы, формы и концепции других методологических уровней. Причем, реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, совершенствование и развитие.

     4. Философские методы  не всегда дают о себе знать  в процессе иссле-дования в явном виде. Они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т. п.), которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компонентом.

     5. Принципы философии  реально функционируют в науке  в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих  в своей сово-купности методологическую программу самого верхнего уровня. Данная программа не должна быть жесткой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь очень гибким и динами-чным общим руководством для исследования.

     6. Философия разрабатывает  определенные универсальные модели  реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на предмет исследо-вания, выбирает всеобщие познавательные средства — категории, принципы, понятия и т. п., определенные мировоззренческие и ценностные установки, смысложизненные ориентиры (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого познавательного про-цесса и т. п.

     7. Философско-методологические  принципы выполняют функцию вспомо-гательного, производного от практики, критерия истины, о чем уже шла речь. [4]

     Общенаучные подходы  и методы исследования широко  развиваются и применяются в  науке XX. в. и представляют собой  своеобразную промежу-точную методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаде всего относят такие понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос — одинаковый и морфо — форма), структура, функция, система, эле-мент и т. д.

     На основе общенаучных  понятий и концепций формулируются  соотве-тствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философской методологии со специально-науч-ным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование. формализация и др. Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (и соответствующих методов).

     ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Информация о работе Понятие методологии