Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 19:10, реферат
Человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчер-пывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответ-ствующие практические действия.
Введение
1. Понятие метода
1.1 Теория и метод. Основные различия
1.2 Классификация методов в современной науке
1.3 Методы, средства и приемы научного исследования.
2. Понятие методологии
2.1 Аспекты и уровни методологии
2.2 Задачи методологии
Выводы
Литература
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука, как мы уже выяснили, представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные методы исследования.
МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ как сово-купность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в резуль-тате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. [1]
Таким образом, в научном
познании функционирует
Рассмотрим кратко
некоторые методы, приемы и средства
научного исследования, применяемые
на разных его этапах и
1.3 Методы, средства и приемы научного исследования
Научными методами эмпирического исследования являются наблюдение — целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.
Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Он создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализации играет существенную роль в уточнении научных понятий. Однако формальный метод — даже при последовательном его проведении — не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).
2. Аксиоматический метод — способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях-аксиомах (постулатах), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
3. Гипотетико-дедуктивный — способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. [4]
В науке широко используются т. н. общелогические методы и приемы исследования. Из них можно выделить:
- анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез — их объединение в единое целое.
- абстрагирование — процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих иссле-дователя свойств.
- идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осущес-твимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.
- индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям в выводах) и дедукция — восхождение процесса познания от общего к единичному.
- аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в неко-торых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объек-тами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает призна-ками а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достов-ерное, а вероятное знание.
- моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и объ-ектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подо-бие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физии-ческое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование. [4]
Методология – 1) система определенных способов и приемов, применя-емых в той или иной деятельности. 2) это учение о системе методов или об-щая теория методов, применяемых в практике познавательной и практичес-кой деятельности. Один из первых методов – метод диалектики Сократа, м-д Аристотеля силлогистика - дедуктивный. XVII – XVIII вв. – методы развива-ются в силу развития знания.
Характерная особенность современной науки – увеличении роли мето-дологии. Причины этого:
- рост сложности структуры теоретического и практического знания, необходимость их проверки, обоснования, исследования, для дальнейшей познавательной деятельности (нужны способы проверки)
- возрастающая роль в естественных науках абстрагирования, создание идее-альных и знаковых моделей, что ведет к сложному переплетению описания свойств материальных объектов, которые изучаются с абстрактными конст-рукциями данных объектов.
- рост сопряженности результатов эксперимента материального, предметного с выводами и следствиями мысленного эксперимента. В науке существует необходимость развитого зрелого методологического сознания ученного.
2.1 Аспекты и уровни методологии
К основным содержательным аспектам методологии относятся:
- инструментальная часть в которой формируются требования, определяю-щие протекание мыслительных операций, то есть определения не содержа-ния, а ход мысли и ход действия.
- конструктивная направленная на приращение знания, получение новых знаний.
К уровням методологии относятся:
- конкретнонаучная методология – опирается непосредственно на методики проведения исследований, на технические приемы.
- общенаучная методология – учение о принципах, методах и формах знания, которые функционируют во многих науках. Эти методы соответствуют пред-мету и объекту исследований, – методы эмпирического исследования (наб-людения, эксперимент) – общелогические методы (анализ, синтез, индукция, анализ и др.)
Такие методы возникают в отдельных науках, а затем распространяются на др. науки.
- философская методология – философские идеи, положения, способы, принципы, которые используются для познания во всех науках (принцип развития, противоречия)
Современная методология включает общенаучную и философскую методологи
2.2 Задачи методологии.
Задачи методологии: 1) выявить, осмыслить движущие силы, предпосылки, основания, закономерности роста функционирования научного знания, познавательной деятельности. 2) организовать проектно-конструкторскую деятельность, ее анализ и критику.
Современная методология решает проблемы (задачи):
- преодоление натурализма и универсальности конкретнонаучного мышле-ния.
- обогащение методологического инструментария и изучение реальности.
- выработка нового понимания и отношения к символическим системам понимания.
- определение специфики антропологическо-психического подхода к позна-нию.
- связь, взаимозависимость в практике познания, мыслительной деятельности и действительности, образование некой целостности.
- связь потенциала мышления человека и его реальность, законов реальнос-ти.
Методология выполняет функцию стратегии познания. Она должна обос-новывать и искать перспективные направления познания, предохранять от неправильного использования методов.
Выводы
В реферате описаны
методы познания в реальном
научном исследовании всегда
работают во взаимодействии. Их
конкретная системная
Я также раскрыл понятия метода и методологии в предмете философия науки. Рассмотрела основные методы научного познания в современном мире, общенаучные подходы и методы исследования, приемы и средства исследования, а также методологические новации.
Методологическая проблематика, возникающая в ходе развития специи-ально-научного познания, требует для своего изучения и разрешения не толь-ко тех средств, которыми располагают сами эти науки, но, прежде всего, средств, которые вырабатываются философией и науковедением. [1]
Методология отнюдь не сводится к сумме рецептов для желающих делать научные открытия: она может ориентировать содержательное научное ис-следование, но никоим образом не может его подменить. Поэтому она не мо-жет выступать в виде некоей алгоритмически оформленной технологии научного мышления. Расширяя диапазон средств и методов, доступных науч-ному познанию, методология усиливает его возможности и вместе с тем вскрывает всю сложность, неоднозначность, многообразие путей подлинно творческого научного мышления. [1]
Также достигнута
цель методологического