Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:56, реферат
Развитие философии и методологии науки показало неоднозначность оценок категории «истина», поставило вопрос ее необходимости для анализа процессов научного познания. Истина – одна из главных категорий теории познания, меняющая свои определения в разных контекстах.
Введение
1. Понятие истины - три основные концепции
2. Формы истины
3. Критерий истины: абсолютная и относительная истины
Заключение
Список используемой литературы
Гносеологический релятивизм внешне противоположен догматизму. Однако они едины в разрыве устойчиво-изменчивого, как и абсолютно-относительного в истине; они дополняют друг друга.
Диалектика противопоставляет догматизму и релятивизму такую трактовку истины, в которой воедино связывают абсолютность и относительность, устойчивость и изменчивость. Развитие научного знания есть его обогащение, конкретизация. Науке свойственно систематическое наращивание истинностного потенциала.
Рассмотрение
вопроса о формах истины вплотную
подводит к вопросу о различных
концепциях истины, их соотношению
между собой, а также попыткам
выяснить, не скрываются ли за ними те
или иные формы истины? Если таковые
обнаруживаются, то, видимо, прежний
прямолинейно-критицистский к
Прагматический подход, в свою очередь, если его не упрощать и не вульгаризировать, фиксирует роль социальной значимости, признан-ности обществом, коммуникативности истины.
Эти
подходы, коль скоро они не претендуют
на единственность и универсальность,
представляют в совокупности, подчеркивает
Л. А. Микешина, достаточно богатый инструментарий
гносеологического и логико-
Соответственно каждый из подходов предлагает свои критерии истинности, которые при всей их неравноценности должны, по-видимому, рассматриваться, в единстве и взаимодействии, т. е. в сочетании эмпирических, предметно-практических и внеэмпирических (логических, методологических, социокультурных и др.)
Заключение
Истина, истинность – характеристика результатов познавательной деятельности, человеческого опыта, получаемого не только в рамках осмысления объективного мира с помощью методов научных изысканий, но и в самых различных сферах жизнедеятельности, в рамках самых разнообразных форм духовного освоения действительности:
в экзистенциальном переживании своего бытия в мире и самой окружающей действительности;
в формировании своего нравственного облика и совершении нравственного выбора применительно к различным жизненным ситуациям;
в
своем самоопределении
в процессе формирования системы эстетических ценностей и идеалов;
в определении своего личного представления о смысле и предназначении человеческого существования.
Только широкий, философский по своему способу мышления взгляд на окружающую действительность может дать человеческому сообществу шанс на овладение комплексной истиной, способной дать дорогу человечеству в будущее.
Осмысление проблемы истины как феномена субъективной реальности приводит к более глубокому пониманию онтологических и гносеологических корней философского, мировоззренческого плюрализма. Серьезной ошибкой является стремление во всем искать абсолютно объективную, полностью не зависящую от человека истину. В таком случае, в рамках «сухой» науки, без субъективного человеческого измерения, непостижимы нравственные проблемы.
Список используемой литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2005. – 608 с. ISBN 5-98032-278-7
2.
Горский Д. П. "Истина и заблуждение
как полярные
3. Иванов Е.М. Материя и субъективность. Саратов: Из-во СГУ, 1998
4. Левин Г.Д. Что есть истина? Субъект, познание, деятельность. – М., 2002
5.
Лимонов И.Б., Мартынычев И.В., Синюк
А.И. Проблема истины в
6. Родин А.В.Об условности истины и локальности блага / Благо и истина: Классические и неклассические регулятивы. – М.: ИФРАН, 1998
7. Современные проблемы теории познания диалектического материализма. Т. II. Истина, познание, логика. – М., 1970.
8. Философия. Основные идеи и принципы: Популярный очерк / Под общ. ред. А.И. Ракитова. – М.: Политиздат, 1990. – 284 с
Информация о работе Понятие и формы истины. Критерий истины: абсолютная и относительная истины