Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:56, реферат
Развитие философии и методологии науки показало неоднозначность оценок категории «истина», поставило вопрос ее необходимости для анализа процессов научного познания. Истина – одна из главных категорий теории познания, меняющая свои определения в разных контекстах.
Введение
1. Понятие истины - три основные концепции
2. Формы истины
3. Критерий истины: абсолютная и относительная истины
Заключение
Список используемой литературы
Существует и понятие нравственная истина [1]. Основания нравственности не сводятся к строгому научному доказательству. Мораль и нравственность являются предметом глубокого философского анализа. Но сам этот анализ убеждает нас в том, что на ряд этических вопросов, включая один из самых основных: «Почему я должен быть нравственным?» – окончательного и строго рационального ответа, принимаемого всеми, философам прошлого и современности дать не удается. Основания нравственности неразрывно связаны с духовно-эмоциональным опытом человека, с необходимой долей авторитарного принятия нравственного императива, с суггестивным восприятием нравственных аксиом.
По степени полноты освоения объекта
Классическим
в теории познания является выделение
понятий относительная и
Выделение
понятий «абсолютная и
а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
б)окончательное знание определенных аспектов действительности;
в)то содержание относительной истинности, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
г)полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложно организованных системах.
Недостижимость
абсолютной истины в значении является
довольно очевидной. Это проистекает
из современных представлений о
неисчерпаемости мира и необратимости
его изменений.
3. Критерий истины: абсолютная и относительная истины
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.
Вопрос
о соотношении абсолютной и относительной
истины мог встать в полной мере
как мировоззренческий вопрос лишь
на определенной ступени развития человеческой
культуры, когда обнаружилось, что
люди имеют дело с познавательно
неисчерпаемыми сложноорганизованными
объектами, когда выявилась
Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:
а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
б) окончательное знание определенных аспектов действительности;
в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.
По-видимому, вплоть до конца XIX - начала XX в. в естествознании, да и в философии, господствовало представление об истине как об абсолютной в значениях, отмеченных пунктами а, б и в.
Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действительности (например, в 1688 г. были открыты красные кровяные тельца - эритроциты, а в 1690 г. проведено наблюдение поляризации света), "абсолютны" не только годы открытий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что эти явления имеют место в действительности. Такая констатация подходит под общее определение понятия "абсолютная истина". И здесь мы не находим "относительной" истины, отличающейся от "абсолютной" (разве что при перемене системы отсчета и рефлексии над самими теориями, объясняющими данные феномены; но для этого требуется известное изменение самих научных теорий и переход одних теорий в другие).
Когда
дается строгое философское
Не
будет проблемы соотношения абсолютной
и относительной истин и тогда,
когда имеют дело с ощущениями
или вообще невербальными формами
отражения человеком
Но вот когда эта проблема снимается в наше время по тем же мотивам, по которым ее не было в XVII или XVIII вв., то это уже анахронизм. В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете.
Пример
такого рода относительных истин - теория
классической механики и теория относительности.
Классическая механика как изоморфное
отображение определенной сферы
действительности, отмечает Д.П.Горский,
считалась истинной теорией без
всяких ограничений, т. е. истинной в
некотором абсолютном смысле, поскольку
с ее помощью описывались и
предсказывались реальные процессы
механического движения. С возникновением
теории относительности было выяснено,
что ее уже нельзя считать истинной
без ограничений. Изоморфизм теории
как образа механического движения
перестал со времени быть полным; в
предметной области были раскрыты соотношения
между соответствующими характеристиками
механического движения (при больших
скоростях), которые не выполнялись
в классической механике. Классическая
(с внесенными в нее ограничениями)
и релятивистская механика, рассматриваемые
уже как соответствующие
Такое представление об абсолютной, да и об относительной истине, связанное с выходом на процесс развития научного знания, развития научных теорий, выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина (в аспекте г) складывается из относительных истин.
Если признать на схеме абсолютную истину за бесконечную область вправо от вертикали "zx" и выше от горизонтали "zy", то ступени /, 2, 3... будут относительными истинами.
Вместе с тем эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и в этом же отношении) и абсолютными истинами. Это уже не абсолютная истина (г), а абсолютная истина (в). Относительная истина - это абсолютная в третьем своем аспекте, причем не просто ведущая к абсолютной истине как исчерпывающему знанию об объекте, но как составляющая ее неотъемлемую часть, по своему содержанию инвариантную в составе идеально полной абсолютной истины.
Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней - часть абсолютной - г).
Единство абсолютной истины (в третьем и четвертом аспектах) и относительной истины обусловливается их содержанием; они едины благодаря тому, что и абсолютная, и относительная истины являются объективными истинами.
Когда мы рассматриваем движение атомистической концепции от античности к XVII - XVIII столетиям, а затем к началу XX в., в этом процессе за всеми отклонениями обнаруживается стержневая линия, связанная с наращиванием, умножением объективной истины в смысле роста объема информации истинного характера. (Приходится, правда, заметить, что приведенная выше схема, достаточно наглядно показывающая формирование абсолютной истины из относительных, нуждается в некоторых поправках: относительная истина 2 не исключает, как в схеме, относительную истину, но вбирает ее в себя, определенным образом ее трансформируя). Так что то, что было истинным в атомистической концепции Демокрита, входит и в истинностное содержание современной атомистической концепции.
А содержит ли в себе относительная истина какие-либо моменты заблуждения?
В философской литературе есть точка зрения, согласно которой относительная истина состоит из объективной истины плюс заблуждения.
Мы уже видели выше, когда начинали рассматривать вопрос об объективной истине и приводили пример с атомистической концепцией Демокрита, что проблема оценки той или иной теории в плане "истина - заблуждение" не так проста. Нужно признать, что любая истина, хотя бы и относительная, по своему содержанию всегда объективна; а будучи объективной, относительная истина внеисторична (в том плане, которого мы касались) и внеклассова. Если включать в состав относительной истины заблуждение, то это будет та ложка дегтя, которая испортит всю бочку меда. В результате истина перестает быть истиной. Относительная истина исключает какие-либо моменты заблуждения или ложь. Истина во все времена остается истиной, адекватно отражающей реальные явления; относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь.
Историческое развитие научных теорий, нацеленных на воспроизведение сущности одного и того же объекта, подчиняется принципу соответствия (данный принцип был сформулирован физиком Н. Бором в 1913 г.).
Согласно принципу соответствия, смена одной естественнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, которая может быть выражена с математической точностью. Новая теория, приходя на смену старой, не просто отрицает последнюю, а в определенной форме удерживает ее. Благодаря этому возможны обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в законы классической при условиях, когда можно пренебречь величиной кванта действия. (В литературе нормативно-описательный характер данного принципа выражается в требовании, чтобы каждая последующая теория логически не противоречила ранее принятой и оправдавшей себя на практике; новая теория должна включать в себя прежнюю в качестве предельного случая, т.е. законы и формулы прежней теории в некоторых крайних условиях должны автоматически следовать из формулы новой теории.)
Итак, истина по содержанию объективна, а по форме - относительна (относительно-абсолютна). Объективность истины является основой преемственности истин.
Истина
есть процесс. Свойство объективной
истины быть процессом проявляется
двояко: во-первых, как процесс изменения
в направлении все большей
полноты отражения объекта и,
во-вторых, как процесс преодоления
заблуждения в структуре
Движение
от менее полной истины к более
полной (т. е. процесс ее развития), как
и всякое движение, развитие, имеет
моменты устойчивости и моменты
изменчивости. В единстве, контролируемом
объективностью, они обеспечивают рост
истинностного содержания знания. При
нарушении этого единства рост истины
замедляется или прекращается вовсе.
При гипертрофии момента
Абсолютизация
же относительности знания в смысле
смены одних концепций другими
способна породить зряшный скептицизм
и в конце концов агностицизм.
Релятивизм может явиться
Информация о работе Понятие и формы истины. Критерий истины: абсолютная и относительная истины