Понятие и формы истины. Критерий истины: абсолютная и относительная истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:56, реферат

Краткое описание

Развитие философии и методологии науки показало неоднозначность оценок категории «истина», поставило вопрос ее необходимости для анализа процессов научного познания. Истина – одна из главных категорий теории познания, меняющая свои определения в разных контекстах.

Оглавление

Введение
1. Понятие истины - три основные концепции
2. Формы истины
3. Критерий истины: абсолютная и относительная истины
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 54.80 Кб (Скачать)

     Существует  и понятие нравственная истина [1]. Основания нравственности не сводятся к строгому научному доказательству. Мораль и нравственность являются предметом  глубокого философского анализа. Но сам этот анализ убеждает нас в  том, что на ряд этических вопросов, включая один из самых основных: «Почему я должен быть нравственным?» – окончательного и строго рационального ответа, принимаемого всеми, философам прошлого и современности дать не удается. Основания нравственности неразрывно связаны с духовно-эмоциональным опытом человека, с необходимой долей авторитарного принятия нравственного императива, с суггестивным восприятием нравственных аксиом.

             По степени полноты  освоения объекта

     Классическим  в теории познания является выделение  понятий относительная и абсолютная истина. На развитие концепции относительной  и абсолютной истины, ее выделение  как важного мировоззренческого вопроса философов и ученых натолкнул  становящийся все более очевидным  факт познавательной неисчерпаемости  сложноорганизованных объектов. Претензии  любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов оказались  несостоятельными.

     Выделение понятий «абсолютная и относительная  истина» вошло практически во все отечественные популярные и  учебные издания по философии, написанные в русле диалектического материализма. Так, например, П.В. Алексеев и А.В. Панин  указывают [1], что в настоящее  время под абсолютной истиной  понимается такого рода знание, которое  тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

     а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация  фактов, что не тождественно абсолютному  знанию всего содержания данных фактов);

     б)окончательное  знание определенных аспектов действительности;

     в)то содержание относительной истинности, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

     г)полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложно организованных системах.

     Недостижимость  абсолютной истины в значении является довольно очевидной. Это проистекает  из современных представлений о  неисчерпаемости мира и необратимости  его изменений. 

3. Критерий истины: абсолютная и относительная  истины

     Важное  место в теории познания занимают формы истины: относительная и  абсолютная.

     Вопрос  о соотношении абсолютной и относительной  истины мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определенной ступени развития человеческой культуры, когда обнаружилось, что  люди имеют дело с познавательно  неисчерпаемыми сложноорганизованными  объектами, когда выявилась несостоятельность  претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов.

     Под абсолютной истиной в настоящее  время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть:

     а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация  фактов, что не тождественно абсолютному  знанию всего содержания данных фактов);

     б) окончательное знание определенных аспектов действительности;

     в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;

     г) полное, актуально никогда целиком  не достижимое знание о мире и (добавим  мы) о сложноорганизованных системах.

     По-видимому, вплоть до конца XIX - начала XX в. в естествознании, да и в философии, господствовало представление об истине как об абсолютной в значениях, отмеченных пунктами а, б и в.

     Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действительности (например, в 1688 г. были открыты красные  кровяные тельца - эритроциты, а в 1690 г. проведено наблюдение поляризации  света), "абсолютны" не только годы открытий этих структур или явлений, но и утверждения о том, что  эти явления имеют место в  действительности. Такая констатация  подходит под общее определение  понятия "абсолютная истина". И  здесь мы не находим "относительной" истины, отличающейся от "абсолютной" (разве что при перемене системы  отсчета и рефлексии над самими теориями, объясняющими данные феномены; но для этого требуется известное изменение самих научных теорий и переход одних теорий в другие).

     Когда дается строгое философское определение  понятиям "движение", "скачок" и т.п., такое знание тоже может  считаться абсолютной истиной в  смысле, совпадающем с относительной  истиной (и в этом плане употребление понятия "относительная истина" не обязательно, как излишней становится и проблема соотношения абсолютной и относительной истин). Такой  абсолютной истине не противостоит никакая  относительная истина, если только не обращаться к формированию соответствующих  представлений в истории естествознания и в истории философии.

     Не  будет проблемы соотношения абсолютной и относительной истин и тогда, когда имеют дело с ощущениями или вообще невербальными формами  отражения человеком действительности.

     Но  вот когда эта проблема снимается  в наше время по тем же мотивам, по которым ее не было в XVII или XVIII вв., то это уже анахронизм. В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете.

     Пример  такого рода относительных истин - теория классической механики и теория относительности. Классическая механика как изоморфное отображение определенной сферы  действительности, отмечает Д.П.Горский, считалась истинной теорией без  всяких ограничений, т. е. истинной в  некотором абсолютном смысле, поскольку  с ее помощью описывались и  предсказывались реальные процессы механического движения. С возникновением теории относительности было выяснено, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений. Изоморфизм теории как образа механического движения перестал со времени быть полным; в  предметной области были раскрыты соотношения  между соответствующими характеристиками механического движения (при больших  скоростях), которые не выполнялись  в классической механике. Классическая (с внесенными в нее ограничениями) и релятивистская механика, рассматриваемые  уже как соответствующие изоморфные отображения, связаны между собой как истина менее полная и истина более полная. Абсолютный же изоморфизм между мысленным отображением и определенной сферой действительности, как она существует независимо от нас, подчеркивает Д. П. Горский, недостижим ни на какой ступени познания [2, с. 271 - 272].

     Такое представление об абсолютной, да и  об относительной истине, связанное  с выходом на процесс развития научного знания, развития научных  теорий, выводит нас на подлинную  диалектику абсолютной и относительной  истины.

     Абсолютная  истина (в аспекте г) складывается из относительных истин.

     Если  признать на схеме абсолютную истину за бесконечную область вправо от вертикали "zx" и выше от горизонтали "zy", то ступени /, 2, 3... будут относительными истинами.

     Вместе  с тем эти же относительные  истины оказываются частями абсолютной истины, а значит, одновременно (и  в этом же отношении) и абсолютными  истинами. Это уже не абсолютная истина (г), а абсолютная истина (в). Относительная  истина - это абсолютная в третьем  своем аспекте, причем не просто ведущая  к абсолютной истине как исчерпывающему знанию об объекте, но как составляющая ее неотъемлемую часть, по своему содержанию инвариантную в составе идеально полной абсолютной истины.

     Каждая  относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что  в ней - часть абсолютной - г).

     Единство  абсолютной истины (в третьем и  четвертом аспектах) и относительной  истины обусловливается их содержанием; они едины благодаря тому, что  и абсолютная, и относительная  истины являются объективными истинами.

     Когда мы рассматриваем движение атомистической концепции от античности к XVII - XVIII столетиям, а затем к началу XX в., в этом процессе за всеми отклонениями обнаруживается стержневая линия, связанная с наращиванием, умножением объективной истины в  смысле роста объема информации истинного  характера. (Приходится, правда, заметить, что приведенная выше схема, достаточно наглядно показывающая формирование абсолютной истины из относительных, нуждается  в некоторых поправках: относительная истина 2 не исключает, как в схеме, относительную истину, но вбирает ее в себя, определенным образом ее трансформируя). Так что то, что было истинным в атомистической концепции Демокрита, входит и в истинностное содержание современной атомистической концепции.

     А содержит ли в себе относительная  истина какие-либо моменты заблуждения?

     В философской литературе есть точка  зрения, согласно которой относительная  истина состоит из объективной истины плюс заблуждения.

     Мы  уже видели выше, когда начинали рассматривать вопрос об объективной  истине и приводили пример с атомистической концепцией Демокрита, что проблема оценки той или иной теории в плане "истина - заблуждение" не так проста. Нужно признать, что любая истина, хотя бы и относительная, по своему содержанию всегда объективна; а будучи объективной, относительная истина внеисторична (в том плане, которого мы касались) и внеклассова. Если включать в состав относительной истины заблуждение, то это будет та ложка дегтя, которая  испортит всю бочку меда. В результате истина перестает быть истиной. Относительная  истина исключает какие-либо моменты  заблуждения или ложь. Истина во все времена остается истиной, адекватно  отражающей реальные явления; относительная  истина есть истина объективная, исключающая  заблуждения и ложь.

     Историческое  развитие научных теорий, нацеленных на воспроизведение сущности одного и того же объекта, подчиняется принципу соответствия (данный принцип был  сформулирован физиком Н. Бором  в 1913 г.).

     Согласно  принципу соответствия, смена одной  естественнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность  между ними, которая может быть выражена с математической точностью. Новая теория, приходя на смену  старой, не просто отрицает последнюю, а в определенной форме удерживает ее. Благодаря этому возможны обратный переход от последующей теории к  предыдущей, их совпадение в некоторой  предельной области, где различия между  ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в законы классической при условиях, когда можно пренебречь величиной кванта действия. (В литературе нормативно-описательный характер данного принципа выражается в требовании, чтобы каждая последующая теория логически не противоречила ранее принятой и оправдавшей себя на практике; новая теория должна включать в себя прежнюю в качестве предельного случая, т.е. законы и формулы прежней теории в некоторых крайних условиях должны автоматически следовать из формулы новой теории.)

     Итак, истина по содержанию объективна, а  по форме - относительна (относительно-абсолютна). Объективность истины является основой  преемственности истин.

     Истина  есть процесс. Свойство объективной  истины быть процессом проявляется  двояко: во-первых, как процесс изменения  в направлении все большей  полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления  заблуждения в структуре концепций, теорий (данный вопрос будет рассмотрен в § 3, 4).

     Движение  от менее полной истины к более  полной (т. е. процесс ее развития), как  и всякое движение, развитие, имеет  моменты устойчивости и моменты  изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинностного содержания знания. При  нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вовсе. При гипертрофии момента устойчивости (абсолютности) формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к  авторитету. Такая ситуация существовала, например, в нашей философии в  период с конца 20-х до середины 50-х  годов.

     Абсолютизация же относительности знания в смысле смены одних концепций другими  способна породить зряшный скептицизм и в конце концов агностицизм. Релятивизм может явиться мировоззренческой  установкой. Релятивизм обусловливает  то настроение смятения и пессимизма в области познания, которое мы видели выше у X. А. Лоренца и которое, конечно, оказывало тормозящее влияние  на развитие его научных исследований.

Информация о работе Понятие и формы истины. Критерий истины: абсолютная и относительная истины