Понятие движения. Свойства движения и его типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:21, реферат

Краткое описание

В философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов. Обозначив изменение во времени пространственных характеристик вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием "перемещение", а изменчивость их качественной определенности как результат их существования во времени условным термином "изменение", приходим к следующему выводу.

Файлы: 1 файл

Понятие движения.docx

— 39.96 Кб (Скачать)

      Следует подчеркнуть, что различные формы  движения способны переходить друг в  друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности  масса.

Развитие  квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы  движения  квантово – механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

      С попытками оторвать движение от материи  выступали естественники и философы, начиная с середины XIX в.

      Так, Освальд, пытаясь создать новое  философское направление, сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является энергия. Это направление в философии получило название "энергетизма". Против него выступили виднейшие физики, и философы того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.

      Гносеологические  корни "энергетизма" в абсолютизации  движения, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.

      Другая  крайность в философии состоит  в попытке абсолютизации состояния  покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Клаузиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть которого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более холодному.

      Исходя  из этого закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергетическое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный покой и "тепловая смерть" Вселенной.

      Против  этой теории выступили физики Смолуховский, Больцман, Циолковский и др. Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселенной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации, обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию, советские физики И.П. Плоткин, К.П. Станюкович, Я.П. Терлецкий на основе статистической физики доказывают, что наша Вселенная не является замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамическая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И этот ее многообразный статус обеспечивает взаимно переходы энергии, устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская процесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность, что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем. 

Современная наука о движении как всеобщем свойстве бытия. 

В самом широком смысле движение в применении к материи — это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям — материалистической и идеалистической.

Идеалисты под движением понимают не изменения  объективной реальности, а изменения  чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи. В материализме подчеркивается атрибутивный характер движения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа.

Так, Ф. Бэкон  отстаивал мысль о том, что  материя полна активности и тесно  связана с движением как прирожденным своим свойством. При этом он понимал движение не только как простое механическое перемещение, а насчитывал 19 видов движения.

Движение  — атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Однако в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма» — направления в философии и естествознании, возникшего в конце XIX — начале XX в., пытались все явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т. е. оторвать движение (а энергия — общая количественная мера различных форм движения материи) от материи. Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная субстанция» провозглашалась основой всего существующего.

Сторонники  концепции «тепловой смерти Вселенной» пришли к заключению, что все формы  движения в природе должны будут  превратиться в теплоту и равномерно рассеяться в мировом пространстве. Вследствие этого температура между всеми телами уравновесится, и движение прекратится, наступит «конец мира».

Однако  данная концепция, как и «энергетизм», несовместима с законом сохранения и превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной  формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.

Движение  материи абсолютно, а покой относителен. Оно представляет собой единство непрерывности, устойчивости и изменчивости, а не есть простая сумма, связь состояний покоя. Тем самым «движение есть само существующее противоречие» (Гегель).

Мысль о  противоречивости движения была уже  достаточно четко сформулирована древнегреческим  философом Зеноном Элейским, который в своих знаменитых апориях — неразрешимых затруднениях («Дихотомия», «Ахилл и черепаха» и др.) пытался доказать, что движение невыразимо в мышлении, а значит, оно невозможно. Однако Зенон разорвал такие неразрывно связанные стороны движения, как прерывность и непрерывность.

Итак, материя  тесно связана с движением, а  оно существует в виде конкретных своих форм. Основными из них являются механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное (общественное). Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.

В современной  науке развиваются представления  о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации  материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней.

Стало необходимым  различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Существенно обогатились представления о  биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделены кислоты ДНК и РНК.

Характеризуя  формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:

1.  Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить друг в друга.

2.  Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм.

3.  Высшие формы движения включают в себя в «снятом», преобразованном виде низшие формы. Последние являются побочными по отношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.

4.  Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сторон механицизма (XVII—XIX вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм — форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями послед них (физикализм, социал-дарвинизм и т.п.). Хотя редукция — если ее не абсолютизировать — вполне полезный прием познания.

Подобно восхождению форм движения от низших к высшим, изучающие их крупные отрасли науки должны развиваться одна из другой: механика — физика — химия — биология — социально-гуманитарные науки.

Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам (видам). Развитие — процесс движения, изменения целостных органических систем во времени. Характерными чертами этого процесса являются: возникновение качественно нового, направленность, поступательность (иерархичность), противоречивость, цикличность (спиралевидность), единство количественных и качественных изменений.  

Поскольку основным источником развития являются внутренние противоречия предмета, то данный процесс по существу является саморазвитием. Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» развития являются сложные открытые самоорганизующиеся органические системы.

В свою очередь  категория «развитие» конкретизируется в таких категориях, как «становление» (первоначальное формирование предмета), «прогресс» (восхождение от низшего  к высшему), «регресс» (нисхождение  от высшего к низшему) и др. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.

     В современной науке категория  «развитие» углубляет свое содержание в понятиях «коэволюция» (выражающего сопряженное, взаимообусловленное изменение всех материальных и духовных систем) и «универсальный (глобальный) эволюционизм», который охватывает все сферы естествознания, обществоведения и культуры. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Ахундов М.Д.–  Проблема прерывности и непрерывности  пространства и времени.–М.: “Наука”, 1974, 254с.
  2. Бутаков А.А. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки.– Учебн. пособие. М., "Высш. школа", 1974.– 264с.
  3. Гончарук С.И.– Материя и формы ее существования.– М.: Государственное изд-во политической литературы, 1962.– 46 с.
  4. Егоров А.А.– Диалектическое отношение пространства-времени к материальному движению.– Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976.–128 с.
  5. Кандыбо Г.В., Страшников В.М.– Материя, движение, техника. Минск: Изд-во "Наука и техника", 1977.–200 с.
  6. Карлюк А.С.– Материя и основные формы ее существования. Лекция для студентов вечернего и заочного обучения всех специальностей, Минск, 1972, 57с.
  7. Крапивенский С.Э. – Общий курс философии: Учеб. Для студентов, аспирантов нефилос. специальностей/ Волгогр. гос. ун-т – Волгоград, ”Либрис”, 1999– 471с.
  8. Краткий философский словарь /Под ред. А.П. Алексеева.– М.: Изд. группа “Проспект”, 1998, 397с.
  9. Молевич Е.Ф.– Круговорот и необратимость в мировом движении; Ист.-филос. очерк/Е.Ф. Молевич; Куйб. гос. ун-т– Сарат. изд-во Сарат. ун-та , 1976.– 107с.
  10. Новиков И.Д. – Куда течет река времени? –М.: Мол. гвардия, 1990.– 238с.
  11. Солопов Е.Ф. Соотношение форм движения и видов материи в природе. //Вопросы философии, 1963, №8, стр.143-152.
  12. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для вузов – М.: Гардарики, 1999.– 815с.

Информация о работе Понятие движения. Свойства движения и его типы