Политические взгляды философов Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:46, реферат

Краткое описание

Развитие политической мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
. ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
. период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
. период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.
Остановимся подробнее на каждом из этих периодов.

Файлы: 1 файл

полит ввзгляды.docx

— 25.74 Кб (Скачать)

Главная цель государственной  власти и основания политического  общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении  взаимной безопасности людей, преодоления  ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.

Основателем стоицизма  был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. Судьба в учении стоиков выступает  в качестве такого 
«естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между  собой. Государство, следовательно, выступает  как естественное объединение, а  не искусственное, условное, договорное образование. Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

Учение стоиков  оказало сильное влияние на взгляды  Полибия - греческого историка и политического  деятеля. Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях. Полибий пишет: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было указать лучшего государственного устройства».(4, стр. 50(

Историю возникновения  государственности и последующей  смены государственных форм Полибий  изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”. Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке  их естественного возникновения  и смены занимают следующее место  в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому  государству. Он подчёркивал взаимосвязь  и соответствие между добрыми  обычаями и законами, хорошими нравами  людей и правильным устройством  их государственной жизни.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы видим, что  уже в Древней Греции были созданы  социально- политические теории, которые  во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. 
Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Каждое время, обращаясь  к творческому наследию древних  греков, по- своему учились у них, интерпретировало их теоретические  достижения и их духовный опыт при  решении актуальных проблем своей  современности.

Громадное влияние  на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями эпохи Просвящения.

Далеко за пределы  античности вышло влияние политико-правовых идей 
Аристотеля.

Широкое распространение  в последующей политической мысли  получило предложенное им определение  государства как объединение  граждан ради общего блага.

В политическую идеологию  Средневековья и Нового времени  из аристотелевского учения перешли  классификация форм государства, положения  о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве.

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство  и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и  призванные служить его интересам.

В прошлом и ныне представители различных теоретических  и идейно- политических направлений, школ и движений постоянно черпали  и продолжают черпать из истории  древнегреческой философской и  политико-правовой мысли разнообразные  сведения, знания и аргументы для  обоснования отстаиваемых ими позиций, критики в адрес своих противников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
1. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979. 
2. История политических и правовых учений. Учебник под ред. О.Э. Лейста. 
М.: Зеркало, 1999. 
3. История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С.Нерсесянца. 
М.: Инфра-М, 1996. 
4. История политических и правовых учений. Хрестоматия под ред. О.Э. 
Лейста. М.: Городец, 2000. 
5. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Наука, 1988.

 

 

 

 

 


Информация о работе Политические взгляды философов Древней Греции