Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:46, реферат
Развитие политической мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
. ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
. период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
. период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.
Остановимся подробнее на каждом из этих периодов.
Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.
Основателем стоицизма
был Зенон. Мироздание в целом, согласно
стоицизму, управляется судьбой. Судьба
как управляющее и
«естественного закона», который имеет
в то же время божественный характер и
смысл.
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование. Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.
Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля. Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях. Полибий пишет: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было указать лучшего государственного устройства».(4, стр. 50(
Историю возникновения
государственности и
Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы видим, что
уже в Древней Греции были созданы
социально- политические теории, которые
во многом предопределили дальнейшее
развитие социально-политической мысли.
Древнегреческие мыслители были
первооткрывателями в многочисленных
областях человеческого познания.
Поэтому можно говорить не только о вкладе
древних греков в историю философской,
политической и правовой мысли, но и о
создании ими фундамента и формулировании
отправных идей и концепций в разнообразных
сферах теории и практики.
Каждое время, обращаясь к творческому наследию древних греков, по- своему учились у них, интерпретировало их теоретические достижения и их духовный опыт при решении актуальных проблем своей современности.
Громадное влияние
на последующее развитие политико-правовой
идеологии оказало учение Платона.
Под его воздействием складывались
философские и социально-
Далеко за пределы
античности вышло влияние политико-
Аристотеля.
Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединение граждан ради общего блага.
В политическую идеологию Средневековья и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве.
Античная политико-правовая
идеология сделала первые шаги по
осмыслению политической свободы. Государство
и законы в Древней Греции начинают
рассматриваться как
В прошлом и ныне
представители различных
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней
Греции. М.: Наука, 1979.
2. История политических и правовых учений.
Учебник под ред. О.Э. Лейста.
М.: Зеркало, 1999.
3. История политических и правовых учений.
Учебник под ред. В.С.Нерсесянца.
М.: Инфра-М, 1996.
4. История политических и правовых учений.
Хрестоматия под ред. О.Э.
Лейста. М.: Городец, 2000.
5. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой
мысли. М.: Наука, 1988.
Информация о работе Политические взгляды философов Древней Греции