Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:31, доклад
Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой
попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э. -
досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап
Философия древней Греции Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой
попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии
философии древней Греции
досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся философы классического этапа:
Сократ, Платон, Аристотель.
В общественной жизни этот
этап характеризуется как
демократии III IV-II века до н.э. - эллинистический этап.
(Упадок Греческих
городов и установление
Римская философия.
Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит
рабскому труду,
хотя в отдельных отраслях, требовавших
высокой квалификации
художественное
ремесло, широко применялся
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Мировоззрение
широких масс греческого
сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.
НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ. Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом.
Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.)(первоначало всего – вода, Богам нет места на Земле; Земля – плоский диск, плавающий на воде) , а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.)( первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое; представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе; воздух первоначально всего; Боги – определенное состояние воздуха) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) .
Милетские философы
были стихийными
Древней Греции был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.). Во второй
половине VI в.
до н.э. основал из
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность
вещей.
В борьбе с
идеалистической философией
милетской школы. В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил
крупнейший философ
этого периода Гераклит
как о необходимой
присущей материи
словом " логос
", в философском смысле
Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ Ксенофан (ок. 580-490 гг.
до н.э.). Он утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик
и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию.
Таковы были первые шаги древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым
религиозно-философским мировоззрением.
V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему
оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства,
происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические
теории и публицистика.
В V в. до н.э. материалистическая философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.
Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг.
до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность
пересекает дороги
жизней Платона и Сократа.
как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова
возвращается
в родной город и активно
принимает участие в его
академию.
До нашего времени
дошла информация о 35 философских
трудах Платона, большинство
изложены в форме диалога.
Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь производная, тень мира идей. Лишь
идеи могут быть вечными. Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи - это бытие кажущиеся. Выше всех других
идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом
конфликта бытия
и небытия, т.е. идеи и
Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как
вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.
Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не
соединилась с телом, душа бессмертна.
Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.) . Он оставил после себя 150
трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы: 1) Онтология (наука о сущем)
" Метафизика " 2) Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания.
" Физика ", " О небе ", " Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты.
" Политика ", " Риторика ", "Поэтика " 4) Работы по логике и методологии.
" Органон "
Основой всякого бытия
предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его
основной частью. Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень
между первой материей и миром, который мы чувственно воспринимаем. Все реальные вещи являются
соединением материи
и образов или форм, следовательно:
действительное бытие есть
По Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е. движение универсально. Основа
всякого явления некая причина.
Аристотель также затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общества и государства,
мораль и др. а также очень высоко ценил искусство.
Представитель
рабовладельческой демократии
города Акраганта выдвинул положение о том, что все состоит из качественно различных и количественно
делимых элементов или, как он их называет, " корней ". Этими " корнями " являются: огонь, воздух, вода и земля.
Его современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время живший в Афинах и друг Перикла,
считал, что все существующие тела состоят из мельчайших, подобных им частиц.
Таким образом,
Эмпедокл, а в особенности Анаксагор,
пытались изучить структуру
Наивысшего развития механистический материализм в классический период достиг в учении Левкиппа (ок.
500-440 гг. до н.э.) из Милета, и Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы. Оба философа были идеологами
рабовладельческой
демократии и выдающимися
Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем успешно разрабатывал Демокрит.
По этой теории все состоит из пустоты и движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных
частиц, различных по форме и размерам. Земля представлялась Демокриту плоским диском, носящимся в воздухе,
вокруг которого
вращаются светила. Вся
процессами.
Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал огромное и плодотворное влияние на научно-
философскую мысль последующих времен.
Усложнение общественных
отношений в связи с быстрым
развитием рабовладения и
расслоением свободных заставило значительную часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить
внимание на
изучение деятельности
систематизации. Вплотную этими вопросами занялись философы-софисты (так назывались странствующие
учителя, обучавшие за плату красноречию и другим наукам) . Появление их в значительной мере было связано с
политическим
развитием демократических
искусством.
Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг. до н.э.) из Абдеры. Он выдвинул
положение об относительности всех явлений и восприятий и их неизбежной субъективности. Высказанное им
сомнение в
существовании богов было
гибели. Спасаясь бегством из Афин, он утонул во время кораблекрушения.
Софисты не
представляли собой какого-
философских построений
было характерно отрицание
Если софисты
пришли к заключению, что дать
положительный ответ на
критерии истины
невозможно, то их современник
- идеолог афинских