Философия древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:31, доклад

Краткое описание

Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой
попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э. -
досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап

Файлы: 1 файл

Философия древней Греции Греческая философия в VII.docx

— 21.54 Кб (Скачать)

Философия древней  Греции Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой

 попыткой рационального  постижения окружающего мира.

 В развитии  философии древней Греции выделяют  четыре основных этапа: I VII-V века  до н.э. -

 досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся философы классического этапа:

 Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот  этап характеризуется как высший  подъем афинской 

 демократии III IV-II века до н.э. - эллинистический этап.

(Упадок Греческих  городов и установление господства  Македонии) IV I век до н.э. - V, VI века  н.э. -

 Римская философия. 

 Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит

 рабскому труду,  хотя в отдельных отраслях, требовавших  высокой квалификации производителей, как, например,

 художественное  ремесло, широко применялся свободный  труд.

 МИРОВОЗЗРЕНИЕ 

 Мировоззрение  широких масс греческого общества  рассматриваемого периода в основном  сохранило те  представления,  которые имели место еще во  втором тысячелетии до н.э. Природа населена различными существами, которых можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги (небожители с Зевсом во главе); герои-родоначальник;, покровители общины. Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни изначальной, ни беспредельной.  Предшественникам олимпийцев считались старшие поколения богов, свергнутые их потомками.  Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой. О происхождении людей у эллинов существовал миф, согласно которому один из титанов- Прометей слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена его существования (принес им огонь). Культовые обряды были связаны с общественной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось принесением в  жертву животных на алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам. Особенными обрядами

 сопровождались  рождение ребенка, свадьба и  похороны.

 НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ.  Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом.

 Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.)(первоначало всего – вода, Богам нет места на Земле; Земля – плоский диск, плавающий на воде) , а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.)( первичной материей  является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое; представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе; воздух первоначально всего; Боги – определенное состояние воздуха) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) .

 Милетские философы  были стихийными материалистами. Первым проповедником идеализма в  

Древней Греции был  Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.). Во второй

 половине VI в.  до н.э. основал из представителей  местной аристократии реакционный  религиозно-политический  союз, известный  под названием "пифагорейского".

 Согласно философии  пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет  сущность 

 вещей.  

 В борьбе с  идеалистической философией Пифагора  совершенствовалась материалистическая  философия 

 милетской школы.  В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил

 крупнейший философ  этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.) сторонник аристократии. Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Основополагающая стихия - огонь. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира

 как о необходимой  присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит  выразил греческим

 словом " логос  ", в философском смысле обозначающем "закон". Диалектическое единство  противоположностей формулируется  как постоянно возникающая гармония  взаимно дополняющих друг друга  и борющихся противоположностей.  

Против  материалистической диалектики Гераклита  начали вести борьбу философ Ксенофан (ок. 580-490 гг.

  до н.э.). Он утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик

  и что если бы  быки и кони  могли создавать  изображения богов,  то они бы представили  их по своему  подобию. 

  Таковы были первые  шаги древнегреческой  философии, возникшей  и развивающейся  в борьбе со  старым 

  религиозно-философским  мировоззрением.

V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему

 оставались тесно  связанными. В этот период дальнейшего  развития античного общества  и государства, 

 происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические

 теории и публицистика.

 В V в. до н.э. материалистическая философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.

 Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг.

 до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность

 пересекает дороги  жизней Платона и Сократа. Таким  образом, Сократ становится учителем  Аристотеля. После того 

 как Сократ  был осужден, Платон покидает  Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова

 возвращается  в родной город и активно  принимает участие в его политической  жизни. Платон впервые создает 

 академию.

 До нашего времени  дошла информация о 35 философских  трудах Платона, большинство из  которых были 

 изложены в форме диалога.

 Вершиной и  основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь производная, тень мира идей. Лишь

 идеи могут  быть вечными. Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи - это бытие кажущиеся. Выше всех других

 идей Платон  ставил идею красоты и добра.  Платон признает движение, диалектику, которая является результатом 

 конфликта бытия  и небытия, т.е. идеи и материи. 

 Чувственное познание, предметом которого является  материальный мир, выступает у  Платона как 

 вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.

 Душа вспоминает  идеи, с которыми она встречалась  и которые она познала в  то время, когда еще не 

 соединилась с  телом, душа бессмертна.

 Другой выдающийся  ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.) . Он оставил после себя 150

 трудов, которые  позже были систематизированы  и разделены на 4 основные группы: 1) Онтология (наука о сущем)

" Метафизика " 2) Труды по общей философии,  проблемах природы и естествознания.

" Физика ", " О небе ", " Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты.

" Политика ", " Риторика ", "Поэтика " 4) Работы  по логике и методологии. 

" Органон " Основой всякого бытия Аристотель  считает первую материю. Она  образует потенциальную

 предпосылку существования.  И хотя она основа бытия,  ее нельзя отождествлять с  бытием или считать его 

 основной частью. Далее следуют земля, воздух  и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень

 между первой  материей и миром, который мы  чувственно воспринимаем. Все реальные  вещи являются 

 соединением материи  и образов или форм, следовательно:  действительное бытие есть единство  материи и формы. 

 По Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е. движение универсально. Основа

 всякого явления  некая причина. 

 Аристотель также  затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общества и  государства, 

 мораль и др. а также очень высоко ценил  искусство. 

 Представитель  рабовладельческой демократии философ  Эмпедокл (ок. 483-423 гг. до н.э.) из сицилийского

 города Акраганта выдвинул положение о том, что все состоит из качественно различных и количественно

 делимых элементов  или, как он их называет, " корней ". Этими " корнями " являются: огонь, воздух, вода и  земля. 

 Его современник  Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время живший в Афинах и друг Перикла,

 считал, что все  существующие тела состоят из  мельчайших, подобных им частиц.

 Таким образом,  Эмпедокл, а в особенности Анаксагор,  пытались изучить структуру материи. 

 Наивысшего развития механистический материализм в классический период достиг в учении Левкиппа (ок.

 500-440 гг. до н.э.) из Милета, и Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы. Оба философа были идеологами

 рабовладельческой  демократии и выдающимися учеными  своего времени. 

 Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем успешно разрабатывал Демокрит.

 По этой теории  все состоит из пустоты и  движущихся атомов, бесконечно малых,  неделимых материальных 

 частиц, различных  по форме и размерам. Земля  представлялась Демокриту плоским диском, носящимся в воздухе,

 вокруг которого  вращаются светила. Вся органическая  и психическая жизнь объясняется  им чисто материальными

 процессами.

 Атомистический  материализм Левкиппа и Демокрита оказал огромное и плодотворное влияние на научно-

 философскую мысль  последующих времен.

 Усложнение общественных  отношений в связи с быстрым  развитием рабовладения и социальным 

 расслоением свободных  заставило значительную часть  философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить

 внимание на  изучение деятельности человека. Накопление разнообразных знаний, с другой стороны, требовало  их 

 систематизации. Вплотную этими вопросами занялись философы-софисты (так назывались странствующие

 учителя, обучавшие  за плату красноречию и другим  наукам) . Появление их в значительной мере было связано с

 политическим  развитием демократических полисов,  с тем, чтобы граждане должны  были владеть ораторским 

 искусством.

 Наиболее известным  среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг. до н.э.) из Абдеры. Он выдвинул

 положение об  относительности всех явлений  и восприятий и их неизбежной  субъективности. Высказанное им

 сомнение в  существовании богов было причиной  осуждения Протагора в Афинах  за безбожие и привело софиста  к

 гибели. Спасаясь  бегством из Афин, он утонул  во время кораблекрушения. 

 Софисты не  представляли собой какого-либо  единого направления в греческой  философской мысли. Для их 

 философских построений  было характерно отрицание общеобязательного в познании.

 Если софисты  пришли к заключению, что дать  положительный ответ на поставленный  ими вопрос о 

 критерии истины  невозможно, то их современник  - идеолог афинских олигархических  и аристократических кругов 

Информация о работе Философия древней Греции