Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 09:50, контрольная работа
На мой взгляд, одна из актуальных проблем социальной философии сегодняшнего дня — проблема взаимоотношения общества и природы.
Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны.
Население Земли на протяжении всей своей
истории увеличивается все более ускоренными
темпами. Если в I в. н. э. оно составляло
300 млн. человек, то в 1965 г. оно достигло
3 млрд. 280 млн. чел. Всего через 30 лет (!),
к 1995 г., землян стало уже более 5 млрд. В
течение XX в. население более чем утроилось
и составило ныне более 6 млрд. человек.
Допустимый, разумный предел населения
Земли (по данным ООН — 10—12 млрд. человек)
может быть достигнут уже к середине XXI
в. Среди предлагаемых мер по сдерживанию
роста народонаселения — программа планирования
семьи в странах Юга (не более двух-трех
детей), повышение в них уровня занятости
и культуры, активная помощь со стороны
более развитых стран. Положительное решение
проблемы роста народонаселения благоприятно
отразится также и на взаимоотношениях
общества и природы, сохранении природных
богатств.
2.2 Географическая среда, окружающая среда, биосфера, ноосфера.
Вопросы взаимодействия человека и природы
невозможно анализировать без раскрытия
таких понятий, как «географическая среда»,
«окружающая среда», «биосфера» и «ноосфера»,
а также их соотношения.
Географическая среда —
растительный и животный мир, вода, почва,
атмосфера Земли — есть та часть природы,
которая вовлечена в сферу жизни общества,
прежде всего в производственный процесс.
Она оказывает существенное влияние на
самые различные стороны жизни общества
и прежде всего на развитие материального
производства. Многообразие природы издавна
стало естественной основой разделения
труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие,
скотоводство, добыча полезных ископаемых
и т.д.). От особенностей природной среды
зависят конкретные направления человеческой
деятельности, в частности развитие тех
или иных отраслей производства в различных
странах и на континентах.
Влияние конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа неоспоримо и в то же время весьма различно. При наличии благоприятных природных условий для производства одной единицы сельскохозяйственных продуктов требуется затратить 6—7 часов (Болгария, Турция). В то же время при неблагоприятных климатических условиях на это уходит уже 20 или 30 часов. Такое различие было особенно чувствительным на ранних ступенях развития общества, когда преобразование предметов природы составляло весьма незначительный процент по сравнению с их непосредственным использованием в готовом виде. И, понятно, что недостаточные или неблагоприятные природные условия на определенных территориях Земли существенно тормозили общественное развитие. Почему древние цивилизации возникли первоначально у народов южных стран — на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда и т.д., а не у народов Севера? Одной из важнейших причин этого безусловно явились природные условия. Например, климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов. Благоприятное географическое положение вело к тому, что даже при существовавшем тогда довольно низком уровне развития производительных сил именно на Юге в первую очередь открылась лучшая возможность для развития разделения труда. А как следствие, — появление частной собственности, возникновение прибавочного продукта, развитие культуры и всего общества. Словом, благоприятные, природные условия, очевидно, способствовали ускорению общественного развития народов южных стран по сравнению с народами стран холодного климата.
Однако лучшие природные условия южных
стран обеспечивали эти преимущества
главным образом на ранних ступенях развития
человечества. В дальнейшем же, наоборот,
положительная роль благоприятных природных
условий превратилась здесь в своеобразный
тормоз. Будучи комфортными, они не стимулировали
у южных народов сверхусилий для общественного
развития. «Слишком расточительная природа,
— писал К. Маркс, — ведет человека как
ребенка на помочах. Она не делает его
собственное развитие естественной необходимостью».
Не случайно, что прежде активная история
народов южных регионов как бы замораживается
в Средние века. Активно используя природные
условия, люди вырабатывают определенные
навыки, приобретают производственный
опыт, знания, развивают свои способности,
совершенствуют технику производства.
Если бы они находили все необходимые
им средства к существованию в природе
в готовом виде, то не имели бы стимулов
для развития производства, а следовательно,
и для своего собственного развития. Таким
образом, не только наличие тех или иных
природных условий для производства, но
и, наоборот, их недостаток могут оказывать
ускоряющее влияние на развитие общества.
История показала более быстрое развитие
стран умеренного климата. «Не области
тропического климата с его могучей растительностью,
а умеренный пояс был родиной капитализма.
Не абсолютное плодородие почвы, — отмечал
К. Маркс — а ее дифференцированность,
разнообразие ее естественных продуктов
составляет естественную основу общественного
разделения труда; благодаря смене тех
естественных условий, в которых приходится
жить человеку, происходит умножение его
собственных потребностей, способностей,
средств и способов труда». Именно разнообразие
природных условий в известных границах
является наиболее благоприятным фактором
общественного развития.
Важное значение в жизни
человеческого общества играет окружающая
среда. Это более широкое понятие, чем
географическая среда. Оно включает в
себя, помимо поверхности Земли и ее недр,
также часть Солнечной системы, попадаемой
или могущей попасть в сферу деятельности
человека. В структуре окружающей среды
выделяют две важнейшие составляющие:
естественную и искусственную среды обитания.
Под естественной средой обитания подразумевают
неживую и живую части природы — геосферу
и биосферу.
Биосфера есть сфера действия
всего живого. Она включает в себя как
сами живые организмы, так и сферу их обитания
(верхняя часть земной коры, вода, атмосфера).
Биосфера за время своего существования
и развития произвела огромные изменения
не только в преобразовании поверхности
Земли, но и в самой структуре планеты.
Она также тесно связана с космосом. Изучению
теории биосферы, ее влиянию на общество
и природу, много внимания уделил выдающийся
русский ученый В.И. Вернадский. Положительные
для человека моменты освоения и преобразования
естественных природных источников и
богатств, составных частей естественной
среды обитания, неоспоримы. Это, прежде
всего, рост материальных и духовных ценностей
общества, более высокий уровень жизни.
И все это было взято человеком у природы
— непосредственно или в преобразованном
виде. В этом также отчетливо проявляется
значение природы в жизни человека как
основы его жизнедеятельности. Но человек
перестал бы быть разумным существом,
если бы не мог создавать и нечто свое,
то, чего нет в природе. Искусственная
среда обитания это все то, что создано
самим человеком: самые разнообразные
предметы, а также выведенные им в результате
селекции и одомашнивания животные и растения.
С развитием общества роль и значение
для человека искусственной среды обитания
непрерывно возрастают. Попробуйте сегодня
представить себе человеческое общество
и его существование без крупных городов,
домов, автомобилей, заводов, дорог и т.д.
Однако динамика роста объемов искусственной
среды обитания, ее влияния на окружающую
природу не могут не беспокоить сегодня.
Объем техномассы (вес всего созданного
человеком за год) уже на порядок превышает
биомассу (вес всех живых организмов).
Огромное, все увеличивающееся влияние
общества и человека на природу получило
свое отражение в учении В.И. Вернадского
о ноосфере.
Впервые термин «ноосфера» (букв. — сфера
разума) использовал в 1927 г. Э. Леруа (1870—1954),
а затем П. Тейяр де Шарден. Сам В. Вернадский
основные идеи учения о ноосфере начал
разрабатывать и высказывать уже в начале
XX в. Уже тогда им осмысливались возможности
человеческого разума в глобальном преобразовании
мира, перспективы влияния человека на
природу, необходимость скорейшей гармонизации
их взаимоотношений. При существующих
различных подходах в определении данного
понятия можно сказать, что ноосфера означает
новый этап существования биосферы и всей
планеты в целом, когда сознательная деятельность
человека, Разума становится не только
решающим фактором эволюции биосферы,
но одновременно — и ее сохранения. При
этом общество выходит на уровень сознательного
регулирования стихийного, слабо контролируемого
ранее, развития производительных сил,
неадекватного вмешательства в природу.
На этапе ноосферы потребности общества
должны быть соизмеримы с возможностями
гео- и биосферы. Биосфера и цивилизация
должны представлять собой не разнородные,
противоречивые части, а составляющие
единого целого, одного организма, дополняющие
и помогающие друг другу.
2.3 Противоречия
во взаимоотношениях природы и общества.
Во взаимоотношениях
природы и общества неизбежны противоречия.
История совместного существования человека
и природы представляет собой единство
двух тенденций. Во-первых, с развитием
общества, и особенно его производительных
сил, постоянно и стремительно расширяется
господство человека над природой. Сегодня
это проявляется уже в планетарном масштабе.
Во-вторых, одновременно постоянно растет
уровень противоречий, дисгармония отношений
между человеком и природой. Природа, несмотря
на все бесчисленное многообразие своих
составных частей, есть единое целое. В
силу данного обстоятельства направленное
воздействие общества на отдельные части
природы, даже независимо от воли людей,
оказывает одновременное воздействие
и на другие его участки. Игнорирование
человеком целостного, диалектического
характера природы часто приводит к отрицательным
последствиям как для природы, так в конечном
счете и для общества. Об этом еще в середине
XIX в. прозорливо писал Ф. Энгельс:
Не будем, однако, слишком обольщаться
нашими победами над природой. За каждую
такую победу она нам мстит. Каждая из
этих побед имеет, правда, в первую очередь
те последствия, на которые мы рассчитывали,
но во вторую и третью очередь совсем другие,
непредвиденные последствия, которые
очень часто уничтожают последствия первых.
Еще не так давно целые поколения бравировали
тем, что диалектику они «учили не по Гегелю».
Низкий уровень обшей культуры (и философской
в частности), игнорирование людьми в своей
практической деятельности закономерностей
мира, в том числе его диалектической взаимосвязи,
— к сожалению, печальная реальность.
Горьким свидетельством того, что человечество
не желает учиться на собственных ошибках,
могут служить наши обмелевшие после вырубки
лесов реки, засоленные в результате неграмотного
орошения и не пригодные для земледелия
поля, высохшие моря, исчезнувшие виды
флоры и фауны и т.п.
Особенно отрицательными
как для природы, так и для общества становится
бесцеремонное вмешательство человека
в окружающую среду в наши дни, ибо последствия
этого вмешательства из-за высокого уровня
развития производительных сил весьма
существенны, а зачастую просто непредсказуемы.
Для ослабления противоречий любое вторжение
в природу, даже в самых скромных масштабах,
сегодня должно быть заранее всесторонне
просчитано и обосновано. Кроме того, необходима
постоянная забота со стороны человека
о поддержании динамического равновесия
между природой и обществом. Нужно не только
брать у природы, но и отдавать ей (посадки
лесов, рыборазведение, организация национальных
парков, заповедников и т.п.). В странах
бывшего СССР насчитывалось в недавнем
прошлом 143 государственных заповедника,
12 национальных парков. Эту работу нужно
развивать. С трудом, мучительно человечество
все больше начинает осознавать необходимость
перехода от потребительского отношения
к природе к необходимости гармонии с
ней.
3.1 Экология, социальная экология.
Уровень воздействия человека на окружающую
среду зависит в первую очередь от технической
вооруженности общества. Она была крайне
мала на начальных этапах развития человечества.
Однако с развитием общества, ростом его
производительных сил ситуация начинает
меняться кардинальным образом. XX век
— это век научно-технического прогресса.
Связанный с качественно новым взаимоотношением
науки, техники и технологии, он колоссально
увеличивает возможные и реальные масштабы
воздействия общества на природу, ставит
перед человечеством целый ряд новых,
чрезвычайно острых проблем, в первую
очередь — экологическую. Что такое экология?
Под этим термином, впервые употребленным
в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919),
понимается наука о взаимоотношениях
живых организмов с окружающей средой.
Ученый полагал, что новая наука будет
заниматься только взаимоотношениями
животных и растений со средой их обитания.
Этот термин прочно вошел в нашу жизнь
в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня
о проблемах экологии мы фактически говорим
уже как о социальной экологии — науке,
изучающей проблемы взаимодействия общества
и окружающей среды.
3.2 Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Сегодня экологическую ситуацию в мире
можно охарактеризовать как близкую к
критической. Среди глобальных экологических
проблем можно отметить следующие: - уничтожены
и продолжают уничтожаться тысячи видов
растений и животных; - в значительной
мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся
запас полезных ископаемых; - мировой океан
не только истощается в результате уничтожения
живых организмов, но и перестает быть
регулятором природных процессов; - атмосфера
во многих местах загрязнена до предельно
допустимых размеров, а чистый воздух
становится дефицитом; - частично нарушен
озоновый слой, защищающий от губительного
для всего живого космического излучения;
- загрязнение поверхности и обезображивание
природных ландшафтов: на Земле невозможно
обнаружить ни одного квадратного метра
поверхности, где бы не находилось искусственно
созданных человеком элементов.
Cтало совершенно очевидной пагубность
потребительского отношения человека
к природе лишь как к объекту получения
определенных богатств и благ.
Для человечества становится жизненно
необходимым изменение самой философии
отношения к природе. Какие же необходимы
меры для решения глобальных экологических
проблем! Прежде всего следует перейти
от потребительско-
Еще одним направлением
для решения экологической проблемы, и
может быть в перспективе — самым важным
из всех, является формирование в обществе
экологического сознания, понимания людьми
природы как другого живого существа,
над которым нельзя властвовать без ущерба
для него и себя. Экологическое обучение
и воспитание в обществе должны быть поставлены
на первое место.
Заключение
В завершении своей темы, хочу отметить
первоочередную необходимость конструирования
мировой глобальной этики, универсальных
нравственных принципов, укрепляющих
всечеловеческую солидарность. Ведь, мудрость
и совесть выше прямолинейных истин и
сухого рационального знания. Знание,
не облагороженное вечными ценностями,
не помноженное на идею блага, не утверждающее
справедливость может привести к всеобщей
погибели. Без этики человеческой солидарности
угрозы не смогут быть отведены, а надежды
не смогут оправдаться. Таковы, по моему
мнению, основания для выхода из глобального
экологического кризиса, в который мы
погружены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гумилев Л.Н. Этногенез
и биосфера Земли.—Л., 1990.
2. Мир философии. Ч. 1—2. — М.: Политиздат, 1991.
3.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Ницше
Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль,1992.
4. Риккерт Г. Наука о природе и наука о
культуре. — СПб., 1911.
5. Сорокин П. Человек. Цивилизация.
Общество. — М.: Политиздат, 1992.
6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Наука, 1987.
7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений . — Изд. 13-е. . — Ростов н/Д: Феникс, 2006.