Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:33, доклад
Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа - предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма.
1.ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ. БИОСФЕРА И НООСФЕРА
2.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
3.ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ. БИОСФЕРА И НООСФЕРА
2.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
3.ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
ВВЕДЕНИЕ
Человек, как и все живое на
Земле, неотделим от биосферы, которая
является необходимым естественным
фактором его существования. Природа
- предпосылка и естественная основа
жизнедеятельности людей, причем полноценная
их жизнедеятельность возможна только
в адекватных природных условиях. Человек
может существовать лишь в достаточно
определенных и весьма узких рамках окружающей
природной среды, соответствующих биологическим
особенностям его организма. Он испытывает
потребность в той экологической среде,
в которой проходила эволюция человечества
на протяжении всей его истории.
Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно узком диапазоне ее параметров.
В связи с этим возникает
настоятельная потребность
"Человечество как живое вещество неразрывно связано с материальноэнергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли с ее биосферой,- подчеркивал Вернадский.- Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну секунду". Иначе говоря, человек как биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические, вся совокупность которых поражается биологической организацией человека. Экологические потребности- особый вид общественных потребностей.
Человек нуждается в определенном
качестве естественной среды его
обитания. Лишь при сохранении должного
качества таких фундаментальных
условий существования людей
как воздух, вода и почва возможна
их полноценная жизнь. Разрушение хотя
бы одного из этих жизненно важных компонентов
окружающей среды привело бы к
гибели жизни на Земле.
Таким образом, экологические потребности
также древни, как и потребности человека
в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении
всей предшествующей истории их удовлетворение
происходило автоматически и люди были
убеждены, что воздухом, водой и почвой
они обеспечены в достатке на все времена.
Отрезвление наступило лишь несколько
десятилетий назад, когда в связи с нарастанием
угрозы экологического кризиса стал все
острее ощущаться дефицит чистого воздуха,
воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая
окружающая среда не менее значима, чем
материальные и духовные потребности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для преодоления существующих экологических трудностей необходимы существенные изменения в направлениях развития науки и техники ( реформирование существующих дисциплин глобальной экологии и др., разработка новых методов и подходов к исследованию взаимоотношений человека и природы и т.п.), а также производства и управления.
Гармонизация взаимоотношений
человека и природы ценна не только
в собственно экологическом смысле.
Она важна также и для решения
других проблем. Экологически оправданные
решения являются в то же время
и социально- позитивными, постольку,
поскольку сам человек и
Задача гармонизации относится к тем еще далеким этапам развития взаимодействия человека с природой, когда в противовес нынешнему глубокому конфликту с природой будет создана реальная основа для единства человека с природой. Но мы не вправе пренебрегать даже отдаленной перспективой, оставлять ее без внимания ради неотложных сегодняшних проблем. И здесь есть что сказать философу. Он, в противовес прежним идеям "борьбы с природой" может выдвигать если не программы гармонизации отношений со всеми живыми существами на земле, то по меньшей мере продуманные идеалы нравственно зрелых, духовно осмысленных отношений с миром; философия способна внести немалый вклад в подготовку интеллектуально- психологического климата для принятия и воплощения таких идеалов, стимулировать творческий поиск бесконфликтных форм взаимодействия с природой и постепенного смягчения существующих жестких установок по отношению к природе.
Дальнейшая разработка стратегии определения места Человека во Вселенной является одной из важнейших задач современности.
История мировой цивилизации
учит, что выход из экологического
кризиса состоит в том, чтобы
творчески ответить на вызов современной
ситуации и в корне изменить общественно-
производственную технологию и основные
формы взаимоотношений человека и природы.
Основным мировоззренческим принципом
взаимоотношений человека и природы должен
стать принцип гармонии человека и природы
как двух относительно самостоятельных
и развивающихся каждая по своим законам,
но в то же время внутренне неразрывно
связанных частей единой системы.