Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:43, контрольная работа
Немецкая классическая философия начинается с Иммануила Канта (1724 — 1804). Вся жизнь И. Канта прошла в одном городе - Кенигсберге, а научная деятельность - в Кенигсбергском университете, где он прошел путь от студента до ректора. Весь почти 60-летний творческий путь Канта делят на два периода: «докритический» и «критический».
Критика религии
По Фейербаху наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий)
«Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости, то, от чего человек зависит и чувствует себя зависимым. Природа есть первый, изначальный объект религии, как это вполне доказывается историей всех религий и народов…Божественная сущность, раскрывающаяся в природе, есть не что иное, как сама природа; она раскрывается, выявляется и напрашивается человеку как божественное существо.» («Сущность религии», 1845)
Не только дети и дикари, но и взрослые культурные люди обнаруживают стремление проецировать свои черты вовне. Религия есть важнейший вид такого антропоморфизма. Лучшие стороны своего «Я» — своих помыслов, чувств и желаний — люди издревле переводили в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги - дети желания, продукты фантазии.
Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил бога. «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека» («Сущность христианства»)
Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии.
Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности. По Фейербаху, её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества; секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачивает свой смысл. Эмоциональная её основа также теряет своё значение. Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются, и религия утрачивает то положительное значение, какое она имела в прошлом.
«…божество есть представление, истина и реальность которого сводятся к блаженству. Насколько простирается желание блаженства, настолько, не дальше, простирается представление о божестве. У кого больше нет сверхъестественных желаний, для того больше нет сверхъестественных существ.» («Сущность религии», 1845)
Диалектика отношений «Я» и «ТЫ»
Несомненно можно выделить определенные заслуги Фейербаха перед диалектикой. Во-первых, он обстоятельно и аргументировано показал, что на почве философского идеализма - даже такого «умного», как гегелевский - истинная, последовательно научная диалектика невозможна. Фейербах «выплеснул вместе с водой (идеализмом) из ванны» не диалектику как таковую (как часто думают), а именно ее гегелевскую модификацию. Тем самым он в известной мере подготовил «строительную площадку» для последующего возведения здания материалистической диалектики.
Во-вторых, немецкий мыслитель продемонстрировал подлинно диалектическое мышление в решении ряда философских проблем. Так, отмечая, что диалектическому методу Гегеля «не хватает жизненности оригинала», а его логика - человеческое мышление, «вытесненное за пределы человека». Фейербах считает, что настоящая диалектика есть диалог не умозрения с самим собой, я© «умозрения с опытом». Только в данном случае можно отличить содержательные логические формы от «только абстрактных элементов форм языка», ибо говорить — не значит мыслить; в противном случае, иронизирует философ, великий болтун был бы великим мыслителем.
Интересные догадки можно найти у Фейербаха об источнике развития - о противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек). При этом противоречие, по Фейербаху, не только характеристика реальной действительности, но и форма мышления, закон, принцип познания. Он убежден, что истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и ТЫ. Это значит, что мыслитель лишь постольку диалектик, поскольку он - противник самого себя.
Принцип «разумного эгоизма». Гуманистическая этика любви
По Фейербаху, человек – существо родовое, все свои способности он реализует сообща, и в этом залог его будущего величия. Человек – это страдающее, нуждающееся, познающее, чувствующее существо. Какие чувства человек обнаруживает в себе? – Способность ощущать, любовь к жизни, эгоизм, стремление к счастью, интерес, потребность в общении.
На первый взгляд, человек стремится к приятному и полезному для себя, хочет удовлетворения своих потребностей, то есть счастья. Вещи, к которым мы так стремимся, мы и называем добром; злом мы называем то, что препятствует человеческому счастью. Эгоизм естествен.
Однако, говорит Фейербах, у человека есть еще одна “природная” потребность – это потребность в общении, в любви, любящий человек не может быть счастлив в одиночку. Любовь есть отношение к человеку как к высшей ценности, любовь сама себе довлеет, это не любовь-эгоизм, это любовь ради любви. Отсутствие внешней необходимости в любовном отношении делает это чувство свободным, человек уподобляется Богу: “Человек человеку бог – таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории”. Человек обязан любить в себе и в другом Человека Бога. Несовпадение идеала образа родового Человека – с его реальными возможностями порождает зло: наши пороки – неудавшиеся добродетели. В естественных обстоятельствах стремление к идеалу приобретает уродливые формы.
Список использованных источников
1. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко. Е.В. Шевцов. М.,2004. С. 138 – 156
2. История философии: Учебник для вузов/ В. Ильин. СПб, 2003. С.303-338
3. История философии. Учебник для высших учебных заведений/ В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 175 – 211
4. Соловьев В.С. Гегель // Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2, с. 419 – 440
5. В. Ф. Асмус// Иммануил Кант М.: Наука, 1973. с. 10-380
6. Л.А. Фейербах «Сущность религии», 1845.