Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:56, реферат

Краткое описание

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Файлы: 1 файл

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Свобода личности:

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась  в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимостью» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

Философское решение  проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и  поведении личности имеет огромное практическое значение.

Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.

Вопрос  №5

Философское понятие личности, ее творческая активность и свобода. Самореализация и смысл жизни личности.

 

Личность –  человеческий индивид в аспекте  его социальных качеств, формирующихся  в процессе исторически конкретных видов деятельности.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия  соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

 Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация)

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще  страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный  другому уже не есть личность. Свобода  есть неотъемлемые атрибуты личности.

 Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Жизнь прекрасна  сама по себе. Уже сознание этого  наполняет нашу жизнь смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность  бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Главные духовные факторы, придающие жизни высокий  смысл:

Свобода побуждает  нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через  страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

Творчество, созидание  в условиях свободы: Счастье заключается  не в самом состоянии счастья, а в его достижении.

Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла.

Каждый человек  ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.

Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.

Вопрос  №6

Самосознание  личности. Роль деятельности, общения и духовной культуры в развитии самосознания личности и процессе ее самореализации.

 

Культура выступает  специфическим способом ж.д. ч. К. можно  понять как систему «внебиологически выработанных механизмов», благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в об-ве. Культура в таком понимании предстает, как сотворенная человеком вторая природа, то есть выступает, как технологический контекст челов-ской деятельности, кот. Лежит у истоков возникновения об-ва и является основой его сущ. И развития. При этом нужно иметь в виду, что главным в культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность – это только способ и средства, результат и предпосылка его существования. Поэтому к. следует рассматривать, как процесс становления, функционирования и развития чел-ской сущности, воспроизводства чел-ка как -объекта социальной деятельности.

Одной из ф-ций  к. является ф-ция общения, ибо без  определенных общезначимых средств общения, трансляции ёбыта и знаний, невозможно объединение людей в группы а значит и существование самого об-ва, такм образом, не происходит самореализация личности в об-ве.

Язык, наука, иск-во, равы, обычаи имеют то значение, что посредством их осуществляется процесс развития человеческих сущностных сил становления личности.

 

Вопрос  №7

Философия в системе культуры. Основные функции  философии, ее значение для личности.

Когда идет речь о месте философии в системе  культуры имеется в виду ее взаимосвязь с другими элементами культуры: воздействие философии на элементы культуры и обратное воздействие. Это взаимодействие во многом определяет и функции философии в системе культуры.

Функции философии:

1)      интегративная: осуществляя анализ различных элементов культуры, стремясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем содействует и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов культуры. В свою очередь различные элементы культуры воздействуют на Ф: Ф опирается на обобщение знаний, достигнутых в различных элементах культуры. Причем разные элементы К нередко своими объективными запросами, потребностями существенно влияют на развитие Ф, выдвигая на первый план разработку Ф проблем; кроме того они играют особую роль в своем воздействии на Ф;

2)      логическая, которая заключается  в разработке понятийного аппарата  К, особенно в разработке общеК-х  понятий;

3)      методологическая: Ф вырабатывает  наиболее общие методы, способы  деятельности человека, исходя из познания общих связей действительности и общечеловеческих познавательных способностей и возможностей;

4)      культурно-гуманитарная: являясь обобщением  К, выявляя типичные тенденции,  особенности определенного типа  К, Ф при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой К, усвоить эту К.

Благодаря своей  логической и методологической функции  Ф способствует развитию К мыслительной деятельности человека, М-кой К, что  способствует и развитию самосознания личности.

Т. о., можно сказать  и о значении Ф для личности:

1)      развитие общей культуры;

2)      развитие самосознания;

3)      развитие мышления.

 

Философия многогранна, многообразны проблемные пласты, области  исследования. Между тем нередко  односторонне делается акцент на те или  иные аспекты этого сложного явления. Искусственное сужение проблемы рождает обыденные образы, в то время как реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры становится предметом мировоззренческого осмысления.

Выделяются следующие  области философского изучения разных сфер культуры (их может быть больше или меньше в зависимости от концепций): философия техники, философия природы, философия истории, философия политики, философия права, философия искусства, философия религии, философия морали.

Такой подход дал  возможность понять философию как  сложное многомерное явление, с  учетом системы связей, в которой  она проявляет себя в духовной жизни общества. Такое отношение к проблемам соответствует реальной сути философии и отвечает потребности в широком, полноценном миропонимании, что нельзя достичь использую только узкую специализированную философскую мысль.

Рассматривая  философию, как исторически-культурное явление можно охватить весь комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом рассмотрении представляет собой единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей ценностей, с преодолением старых и становлением новых форм опыта в многообразии конкретных типах культур.

Функции философии:

1.      Экспликация – выявление наиболее  общих идей, представлений, форм  опыта, на которых базируется  та или иная конкретная культура  или общественно-историческая жизнь людей в целом (выявление универсалий). Кроме этой функции философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации (перевода в логическую понятийную форму) и систематизации (теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах).

2.      Рационализация – выражение в  общих понятиях всевозможных  форм человеческого опыта, идей, представлений. (Философия в идеале  как бы старается охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только  интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный опыт).

3.      Критическая функция – поиск  решений сложных философских  вопросов, формирование нового мироведения,  обычно сопровождается критикой  разного рода заблуждений, предрассудков, стереотипов, ошибок, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. (Философы ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы и стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения всё ценное, рациональное, истинное.)

4.      Интеграция – согласование всех  форм человеческого опыта практического,  познавательного, ценностного. Их  целостное осмысление – необходимое  условие для гармоничной и  сбалансированной общественной  жизни.

 

Вопрос  №8

Философия как социокультурное историческое явление. Периодизация истории философии.

На различных  этапах развития общества на философию  воздействуют различные социальные факторы, определяя особенности  философии на каждой ступени общественного  развития, в целом определяя исторический характер философии: переход от одной исторической формы к другой.

На развитие философии воздействуют как различные  культурные факторы, элементы духовной культуры, а также и более широкие  социальные факторы: экономические, социально-политические. Учитывая, что философия исторически развивается, и в этом развитии определяется разнообразными социальными факторами, философию понимают, как социокультурное историческое явление.

 

Основанием для  периодизации западноевропейской философии  является периодизация общеисторического развития общества: определенный период развития общества равен определенному периоду развития философии.

Этапы в развитии философии:

1)                         античная философия (конец 7 в.  до н.э. – 2 в. н.э.)

2)                         средневековая философия (3 – 14 вв.)

3)                         философия эпохи возрождения  (конец 14 – 16 в.)

4)                         философия 17 века (Эпоха реформации)

5)                         философия 18 века (Эпоха просвещения)

6)                         философия 19 века

а) классическая немецкая философия (конец 18 – первая пол. 19 века)

б) марксистская философия (середина 19 в. – вторая пол. 19 века)

Информация о работе Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека