Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:56, реферат

Краткое описание

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Файлы: 1 файл

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

в) неоклассическая  философия 19 века

7)                         западноевропейская философия ХХ века

 

Вопрос  №9

Проблема  человека в философии: ее сущность и специфика  анализа, основные аспекты  и место в системе  развивающегося философского знания.

Вопрос о сущности – это вопрос о тех глубинных  качествах, которые определяют его  специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе».

С одной стороны, человек – существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные  импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Под проблемой  человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д.

В разное время  внимание философов обращалось к  различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии  сформировался особый подход в постижении природы и человека – космоцентризм, суть α заключается в том, что  исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание  космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

В качестве важного  вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и  космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между  человеком и космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат знаний, Зло – результат незнания. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

И начиная с  классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место.

Для средневековой  философии характерным было решение  вопросов в соответствии с    пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.

Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении. Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал. Идеал – Иисус Христос, a обладает и божественными, и человеческими качествами. Это высшая степень совершенства. Т.о., идеал реален.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу – тех религиозных установок, a выражены в священном писании. Идеалом для философии был человек – праведник.

Философия Возрождения  является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

Западноевропейская  философия 17 века рассматривала главным  образом проблему познания, α выступила  на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Но кроме этого, активно исследовалась и проблема субстанции и единства мира. Это связано с историческими аспектами, влияющими на философию, а именно – с развитием науки. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.

Французская философия 18 в. также с позиций рационализма. Но в отличие от реализма 17 в., α  усматривал силу разума в наличии врожденных идей и интуиции, рационализм 18 в. исходил из того, что человеческий разум потому обладает мощью, что он постигает законы природы. Опираясь на чувства, опыт как источник знаний.

Английская же философия 18 в. главным образом решает проблему познания, опираясь на α, решает другие философские проблемы.

 

Вопрос  №10

Зарождение  философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки.

Зарождение философской  мысли началось в середине первого  тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими  предпосылками зарождения философии  были:

1.      общественное разделение труда  (отделение умственного труда  от физического, социализация  различных видов умственной деятельности)

2.      развитие городов, ремесленнической  деятельности, которая была связана  с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития  конкретных знаний.

3.      Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философская мировоззренческая установка, для которой характерно:

·         стремление познать сущность самих  вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

·         уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных  качеств познать мир.  

Это вытекало из следующих двух компонент:

1)      понимание природы, то есть  окружающего мира, как упорядоченного  единого целого, как гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса – духовного  начала, мирового разума;

2)      человек понимался как подобие  космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), Þ возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

1)      признание в качестве наиболее  существенного, специфически человеческого  качества – разума, мышления, способности  логически постигать действительность.

2)      познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

3)      Разум, знания рассматривались  как высшие ценности, на которых  базируются все остальные духовные  ценности человека (благо – результат знания, зло – результат невежества).

Такая абсолютизация  разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств –  есть рационализм античной философии  и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Вышеназванное мировоззрение, опирающееся на признание  исходной роли космоса, получила название космоцентризм.

1)          Формированию космоцентрической мировоззренческой установки способствовали и некоторые явления обыденного сознания, разнообразный повседневный опыт. Этот, прежде всего, нравственный опыт, определял наиболее важные элементы поведения, взаимоотношения людей.

Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил название рационализации. Процесс рационализации является двухсторонним.

С одной стороны  – это был процесс постепенного накопления разнообразных знаний. Объект изучения – природа. Только позднее, начиная с середины 5 века до н.э., на первый план выходит человек. Формирование методов познания природы (анализ, синтез и др.), а также выработка все более сложных форм (понятий). Этот процесс в учении Аристотеля привел к разработке специального учения о законах и формах мыслительной деятельности.

С другой стороны, рационализация – постепенное преодоление  элементов мифологии.

Говоря о рационализации античной философии, античной культуры, необходимо обратить внимание на то, что рационализация опиралась на те знания, которые были заимствованы древними греками из Египта, Вавилона.

Все вышеназванные  черты в их взаимосвязи определили подъем и расцвет древнегреческой  культуры и возникновение первоначальных научных знаний, рационализацию и стимулирование развивающегося самосознания, что и породило развитие древнегреческой философии, как рефлексии над культурой.

 

Вопрос  №11

Основные  проблемы, характерные  черты античной философии. Ее культурно-историческое значение.

Основными проблемами античной философии были:

-          Проблема бытия и небытия, материи  и ее форм. Выдвигались идеи  о принципиальной противоположности  формы и «материи», о главных  элементах, стихиях космоса; тождестве  и противоположности бытия и  небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

-          Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…);

-          Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности  человека перед силами природы  и общественными катаклизмами  и, одновременно, его могущества  и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);

-          Проблема отношения человека  и Бога, божественной воли. Выдвигались  идеи конструктивного космоса  и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.

-          Проблема синтеза чувственного  и сверхчувственного; проблема  поиска рационального метода  познания мира идей и мира  вещей. (Платон, Аристотель и их  последователи…).

Характерные черты  античной философии.

1. Античная философия  возникает и в значительной  мере развивается как результат  непосредственного чувственного  созерцания мира. Именно на основе  непосредственных чувственных данных  строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная  наивность древне - греческого представления о мире.

2. Синкретичность  античной философии - это изначальная  нерасчлененность знаний. Включала  все многообразия элементов зарождающихся  знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной  мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.

Информация о работе Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека