Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:09, контрольная работа
Целью работы является последовательное изучение теорий Маркса и Гегеля о государстве и власти с целью их последующего сравнительного анализа.
Задачей является нахождение схожих и различных моментов в философских подходах двух философов.
Введение:
Гегель о власти и государстве
Маркс о власти и государстве
Сравнительный анализ взглядов Маркса и Гегеля
Заключение
Литература
Эти идеи К. Маркса существенно повлияли на философскую мысль ХХ в. — социологию знания, экзистенциализм, феноменологию и т. п.
Рассматривая марксистское учение о государстве и праве, необходимо прежде всего подчеркнуть, что марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.
В
целом теория отличается четкостью
и ясностью исходных положений, логичностью
и, несомненно, представляет собой большое
достижение теоретической мысли. Для
марксистской теории характерен последовательный
материалистический подход. Она связывает
возникновение государства с
частной собственностью, расколом общества
на классы и классовым антагонизмом.
Суть этого вопроса марксизм выражает
в формуле “Государство есть продукт
и проявление непримиримых классовых
противоречий”. Отрицать влияние классов
на возникновение государства нет
оснований. Но также нет оснований
считать классовые противоречия
единственной первопричиной его
появления. Как известно, государство
нередко зарождалось и
Марксистская
концепция происхождения права
последовательно
Определяющую
роль в социально-историческом развитии,
по марксизму, играют экономические (производственные)
отношения, составляющие базис общества,
которым обусловливается и
Марксистская
философия права наряду с кантианской
и гегельянской относится к классической
философии права, все направления
которой едины в том, что в
отличие от юридического позитивизма
они констатируют существование
помимо позитивного права некоего
метаправа, т. е. определенной совокупности
изначальных принципов отбора правовых
норм. Так, если право рассматривается
как объективация воли, то воля понимается
не как абсолютный произвол, характеризующийся
вечной изменчивостью и
В концепции К. Маркса и Ф. Энгельса в теоретической, в том числе философской, трактовке права не отрицается его связь с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву, оно не считается лишь функцией экономического процесса. Вместе с тем в марксистской теории утверждается, что право — явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, в которой не отрицается ведущая роль в правотворчестве государства, однако считается, что само оно должно подчиняться законам, а не стоять над ними. Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества.
Тем не менее понимание права здесь ограничено лишь классовым обществом, где государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право господствует над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.
История
беспристрастно проэкзаменовала марксистское
учение о государстве и праве
на соответствие реальностям эпохи.
По итогам этого экзамена сегодня
существенно переоцениваются
Сравнительный анализ взглядов Маркса и Гегеля
Гегелевскую
философию тождества разума и
действительности иногда характеризуют
как (абсолютный) идеализм, поскольку
она утверждает, что действительность
подобна сознанию или разуму. Но
ясно, что диалектическую философию
тождества легко перевернуть, с
тем чтобы она стала
Такого
рода материализм можно
Таким образом, диалектический материализм согласуется с пунктами (а) и (b), о которых мы говорили ранее, но значительно изменяет (с), причем на мой взгляд без всякой пользы для диалектики. Выражая такое мнение, хочу подчеркнуть, что, хотя я не назвал бы себя материалистом, моя критика не направлена против материализма, который я лично, пожалуй, предпочел бы идеализму, если бы мне пришлось выбирать (к счастью, необходимости такого выбора нет). Именно соединение диалектики и материализма кажется мне даже худшим, чем диалектический идеализм.
Мои
замечания относятся в
Это
совершенно здравый подход, и я
думаю, что данное положение Маркса
действительно важно и
В настоящий момент для нас важно не столько проанализировать материализм и экономизм Маркса, сколько выяснить, что произошло в рамках его системы с диалектикой. Здесь, как мне кажется, важны два момента, во-первых, Марксов акцент на историческом методе в социологии - тенденция, которую я назвал 'историцизмом', и во-вторых, - антидогматическая тенденция Марксовой диалектики.
Что касается первого момента, то мы должны помнить, что Гегель был одним из изобретателей исторического метода - основателем целой школы мыслителей, которые считали, что описание истории развития является его причинным объяснением. Они были убеждены, например, что можно объяснить определенные социальные институты, если показать, каким образом они медленно вырабатывались человечеством. В наши дни часто признают, что значение исторического метода для социальной теории было значительно завышено, однако вера в этот метод никоим образом не иссякла. Я пытался критически проанализировать данный метод в другом месте (специально посвятив ему свою книгу 'Нищета историцизма'). Здесь же я хотел бы подчеркнуть, что Марксова социология заимствовала у Гегеля не только ту мысль, что метод социологии должен быть историческим и что социология, так же как история, должна стать теорией социального развития, но и тезис о необходимости объяснять это развитие в диалектических терминах. Для Гегеля история была историей идей. Маркс отбросил идеализм, но сохранил гегелевское учение, согласно которому движущими силами исторического развития являются диалектические 'противоречия', 'отрицания' и 'отрицания отрицаний'. В данном отношении Маркс и Энгельс шли за Гегелем след в след, и это можно доказать текстуально. Гегель в 'Энциклопедии философских наук' (часть 1 гл. VI) описывает диалектику как 'универсальную и неотразимую мощь, пред которой ничто не может устоять, сколь бы надежным и стабильным оно себя ни мнило'. В этом же духе пишет и Энгельс ('Анти-Дюринг', часть 1, 'Диалектика: отрицание отрицания'): 'Итак, что же такое отрицание отрицания? Чрезвычайно общий... закон развития природы, истории и мышления, закон, который... имеет силу в животном и растительном царстве, в геологии, математике, истории и философии'.
По
Марксу, главная задача социологии
- показать, как диалектические силы
действуют в истории, и таким
образом предсказать ход
Информация о работе Маркс и Гегель о власти и государстве сравнительный анализ