Маркс и Гегель о власти и государстве сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является последовательное изучение теорий Маркса и Гегеля о государстве и власти с целью их последующего сравнительного анализа.
Задачей является нахождение схожих и различных моментов в философских подходах двух философов.

Оглавление

Введение:
Гегель о власти и государстве
Маркс о власти и государстве
Сравнительный анализ взглядов Маркса и Гегеля
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Маркс и Гегель о власти и государстве сравнительный анализ.docx

— 51.78 Кб (Скачать)

     В структуре гражданского общества существует три сословия:

     1. субстанциальное (землевладельцы - помещики и крестьяне);

     2. промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

     3. всеобщее (чиновники).

     Анализ  сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено  между деятельностью отдельной  личности и интересами государства  в целом8. Только человек, принадлежащий к определённому сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.

     Несмотря  на недостатки данного анализа, большим  прогрессом в истории философии  была сама постановка проблемы о ней.

     В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация «чрезмерных  богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает «бесконечный рост зависимости и нужды»2.

     К сфере гражданского общества Гегель относит также правосудие и полицию, поскольку на эти институты возлагается задача защиты собственности. Гегель высказывается за публичное оглашение законов, публичное судопроизводство и суд присяжных.

     «Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право»9. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

     Вместе  с тем, Гегель отмечает, что в гражданском  обществе регулирование отношений  происходит не разумно, а случайно. Для преодоления противоречий гражданского общества необходимо государство.

     Идея  государства, по Гегелю, распадается  на три элемента:

     1. индивидуальное государство (внутреннее  государственное право);

     2. государство в отношениях с  другими государствами (внешнее  государственное право);

     3.государство  во всемирной истории.

     Развитое  до своего понятия индивидуальное государство 

     представляет  собой основанную на разделении властей  конституционную монархию.

     Тремя различными властями являются: законодательная  власть, правительственная власть и  власть монарха. Гегель критикует противопоставление различных властей друг другу, считая, что они должны составлять органически единую систему, на которой основывается государственный суверенитет.

     «Государство  есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная  воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает  и поскольку она это знает»11.

     Государство для Гегеля есть нечто «в себе и  для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего  ей права». Поэтому государство, по учению Гегеля, есть самоцель.

     Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть объективный  дух. Отдельная личность черпает  из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она  лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь  достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной  личности, который в своих действиях  руководствуется законами, нравственными  основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание государства  Гегель противопоставляет идеям  французской революции.

     Гегель  обосновывает разумность существующего  государства для того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью  и показать, что борьба с существующими  порядками является бессмысленными мечтаниями – «пустым мнением».

     Государство Гегель рассматривает как осуществление  подлинной свободы. «Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся  в нем сознательно, между тем  как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух»12. Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире. Благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.

     Гегелевская идея государства представляет собой  правовую действительность, в иерархической  структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстаёт как правовое государство8. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.

     Государство как нравственное целое в трактовке  Гегеля – не агрегат атомизированных  индивидов с их обособленными  правами, не мертвый механизм, а живой  организм. Поэтому у Гегеля речь идёт не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой – государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной  свободе – свободе государственно-организованного  народа (нации), включающей в себя свободу  отдельных индивидов и сфер народной жизни.

     Гегель  критикует идею народного суверенитета. По его мнению, суверенитет должен принадлежать наследственному монарху.

     Государство как действительность конкретной свободы  есть индивидуальное государство. В  своем развитом и разумном виде такое  государство представляет собой  основанную на разделении властей конституционную  монархию.

     Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство, являются: законодательная  власть, правительственная власть и  власть государя.

     Законодательная власть – это власть определять и устанавливать всеобщее. Она  представлена двух палатным парламентом. Здесь Гегель высказывается за свободу  печати и публичность прений в  палатах.

     Правительственная власть (в т. ч. и судебная) – это  власть подводить особенное под  всеобщее. Правительственная власть должна руководствоваться законами и волей монарха.

     Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной  конституционной монархии объективная  сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное «я хочу»13.

     Гегель  отстаивает принцип публичности  прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.

     В условиях полуфеодальной Германии философ  занимал исторически прогрессивные  позиции, был сторонником конституционной  монархии и законности прав и свобод личности, частной собственности  и свободы договоров, суда присяжных.

     Высший  момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к  другу как самостоятельные, свободные  и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет  выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и  конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и  их объединений.

     По  мнению Гегеля «нравственный момент войны не следует рассматривать  как абсолютное зло и чисто  внешнюю случайность».

     Суверенитет государства – это абсолютная власть всеобщего над частным, над  жизнью, собственностью и правами  отдельных лиц. Индивидуальные государства  относятся друг к другу как  самостоятельные и свободные. Их взаимоотношения устанавливаются  на договорной, правовой основе.

     Вместе  с тем, Гегель критикует кантовскую идею вечного мира и считает, что  одним из средств разрешения межгосударственных споров является война.

     Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область  проявления внешнего государственного права.

     Международное право – это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное  право, законодательство), а лишь долженствование.

     Полагая, что государства находятся в  отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип  международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами.

     Спор  между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчёркивает Гегель, может быть решён лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как  состоянии бесправия и насилия  продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность  мира.

     Гегелевская концепция «разумного государства» в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных  преобразований тогдашней полуфеодальной Германии14.

     Гегель  восхваляет государство как идею (то есть действительность) права, как  правовое государство, как такую  организацию свободы, в которой  механизм насилия и аппарат политического  государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

     В этом радикальное отличие как  обычных этатистов, возвышающих  государство над правом, отвергающих  всякое правовое ограничение государственной  власти и саму идею правового государства, от тоталитаристов всякого толка, которые  видят в организованном государстве  и правопорядке лишь препятствие  для политического механизма  террора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Маркс о власти и государстве

    С именем К. Маркса связан марксизм —  философское, социально-экономическое  и политико-правовое учение, которому суждено было сыграть огромную, и  отнюдь не только теоретическую роль в жизни европейцев и всего  человечества XX в. Возникновение марксизма  нельзя объяснить только его идейно-теоретическими предпосылками (хотя они, безусловно, были). На первое место следует поставить  абсолютно объективные, социально-исторические причины и условия, сделавшие  возможной и необходимой философию, уже в начале становления открыто  заявившую о своей цели и задаче: не только объяснить, но и изменить мир, рассматривая себя в качестве духовного  орудия такого изменения.

    Философия марксизма формировалась с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. Развитие общественно-исторической практики, науки к середине XIX в. требовало глубочайшего философского осмысления. Именно поэтому в этот период появляются такие направления философии, как позитивизм и марксизм, которые ставят перед собой задачу исследовать действительность, открыть ее законы, понять и объяснить жизнь общества. Марксизм отвергает позитивистские трактовки природы, познания и общества, осуждает позитивизм популярнейшего в рабочем движении Е. Дюринга, который объявил себя социальным реформатором и выступил с критикой взглядов К. Маркса. По предложению К. Маркса Ф. Энгельс написал несколько статей с критикой философских, политико-экономических и социалистических взглядов Е. Дюринга, которые издал в 1878 г. в виде книги “Анти-Дюринг”. К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют “новой философией”, “новым материализмом”.

    В своих ранних работах (например, “Экономическо-философских  рукописях 1844 г.”) К. Маркс развил гегелевское  учение об отчуждении и попытался  дать собственную оригинальную трактовку  этого учения. Совершенно справедливо  он писал о том, что отчуждение при капитализме имеет массовый и всеохватывающий характер. Так, рабочий отчужден от средств и  продуктов собственного труда, от самого себя, от природы и культуры, и  чем больше и плодотворнее он работает, тем более могуществен отчужденный  от него и подавляющий его социальный порядок. Отсюда К. Маркс делает странный, на сегодняшний взгляд, и совершенно неожиданный вывод о том, что  преодолеть отчуждение можно только уничтожив частную собственность.

    В работе “Немецкая идеология” (написанной совместно с Ф. Энгельсом) и в  эпохальном труде XIX в. “Капитал” К. Маркс как философ дал глубокий анализ феномена идеологии, показал, что идеологические схемы и конструкции, какими бы утопическими, антинаучными или просто бессмысленными они ни были, обладают мощной самостоятельной силой и не поддаются идейной критике, не рассеиваются как туман заблуждений, а наоборот, довлеют над человеком в его практической деятельности, определяют его жизнь и понимание мира. К. Маркс показал, что человеческое сознание — сложнейшая иерархическая система, подчиняющаяся собственным законам и определяющаяся действием внутренних механизмов, но не являющаяся механическим отражением мира.

Информация о работе Маркс и Гегель о власти и государстве сравнительный анализ