Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:09, контрольная работа
Целью работы является последовательное изучение теорий Маркса и Гегеля о государстве  и власти с целью их последующего сравнительного анализа.
    Задачей является нахождение схожих и различных  моментов в философских подходах двух философов.
Введение:
Гегель  о власти и государстве
Маркс о власти и государстве
Сравнительный анализ взглядов Маркса и Гегеля
Заключение
Литература
    Маркс 
и Гегель о власти и государстве 
сравнительный анализ 
Содержание:
Введение:
Гегель о власти и государстве
Маркс о власти и государстве
Сравнительный анализ взглядов Маркса и Гегеля
Заключение
Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
    Карл 
Маркс и Фридрих Гегель занимают 
прочное место в истории 
Целью работы является последовательное изучение теорий Маркса и Гегеля о государстве и власти с целью их последующего сравнительного анализа.
    Задачей 
является нахождение схожих и различных 
моментов в философских подходах 
двух философов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гегель о власти и государстве
философская система посвящена познанию идеального начала – Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии – диалектический метод познания, т. е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:
     1. 
закона единства и борьбы 
     2. 
закона перехода 
3. закона отрицания.
Гегель заимствует у французского Просвещения идею прогресса и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать существующее положение вещей. По мнению Гегеля, все действительное - разумно, всё разумное - действительно. Целью философа является примирение с действительностью.
Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т. е. выделяет во всякой системе три основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.
Философия права, по Гегелю, не имеет специфических методов исследования.
Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли»1.
Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т. е. понятие права и его осуществление. Право наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований.
Идея права, таким образом, - это свобода в её субъективном существовании.
     Понятие 
права значительно более 
Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, в пространстве и выражающую объективно разумный, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве, данное Кантом и всеми сторонниками критической философии.
     Гегель 
стремится постигнуть разумную сущность 
права и государства самих 
по себе, независимо от прав и интересов 
отдельной личности. Он трактует положительное 
право как выражение самого разума, 
чтобы тем самым обосновать неправомерность, 
но революцию уничтожения, не отрицая 
при этом возможности элементов 
насилия и тирании в 
     Понятие 
«право» употребляется в 
На ступени объективного духа, где всё развитие определяется идеей
свободы, - «свобода» и «право» выражают единый смысл.
     Система 
права как царство 
Конкретизация понятия права есть определённое наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии3.
Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичное, и сильнее более абстрактного.
На вершине «особых прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.
«То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, чтоесть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право»4.
     Превращение 
права в закон путём 
«То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу»2.
Закон – это конкретная форма выражения права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.
     Гегель 
утверждает, что в законах отражаются 
национальный характер данного народа, 
ступень его исторического 
     Тремя 
основными ступенями развития понятия 
права являются: абстрактное право, 
мораль и нравственность. К абстрактному 
праву относятся вопросы 
Абстрактное право представляет собой возможность, ещё не конкретизированную в поступке. Здесь Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей, отрицая как требования фактического равенства, так рабство и крепостничество.
Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. «Будь лицом и уважай других в качестве лиц» – является основной заповедью абстрактного права. Тем самым абстрактное право предполагает определённые отношения между отдельными личностями.
Гегель признавал лишь формальное равенство людей: «Люди, разумеется, равны, но лишь как лица, то есть в отношении источника их владения»5.
Согласно учению Гегеля сущность частной собственности в том, что лицо вкладывает свою волю в вещь. В завладении, пользовании, отчуждении вещи выражается вся полнота права собственности.
Мораль является следующей ступенью конкретизации права, когда свободная личность проявляет себя в поступке. На этой ступени приобретают значение мотивы и цели поступка.
     Последней 
ступенью конкретизации права, где 
свобода приобретает 
     Необходимым 
моментом в осуществлении разума 
является, по Гегелю, договор, в котором 
друг другу противостоят самостоятельные 
лица – владельцы частной 
Договор зависит от произвола особенной воли, воли отдельногособственника. Достигнутая в договоре путём соглашения тождественная воля обоих собственников есть лишь общая воля, но не в себе и для себя сущая воля, не всеобщая воля.
Предметом договора могут быть лишь только единичные вещи, ибо только отчуждение их подчинено голому произволу отдельного собственника.
Гегель отвергает договорную теорию государства: «Привнесение договорного отношения, также как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности»6.
     Преступление 
есть такая неправда, которую человек 
насильственно и открыто ставит 
на место «права в себе». В связи 
с этим Гегель писал, что вор не 
создает внешней видимости 
Согласно этому наказание является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали.
На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит лишь в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.
     Абстрактное 
право и мораль являются двумя 
односторонними моментами, которые 
приобретают свою действительность 
и конкретность в нравственности, 
когда понятие свободы 
     Гегель 
изображает гражданское общество как 
раздираемое противоречивыми 
     Существуя 
как система потребностей, основанная 
на частной собственности и 
Информация о работе Маркс и Гегель о власти и государстве сравнительный анализ