Маркс и Гегель о власти и государстве сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является последовательное изучение теорий Маркса и Гегеля о государстве и власти с целью их последующего сравнительного анализа.
Задачей является нахождение схожих и различных моментов в философских подходах двух философов.

Оглавление

Введение:
Гегель о власти и государстве
Маркс о власти и государстве
Сравнительный анализ взглядов Маркса и Гегеля
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Маркс и Гегель о власти и государстве сравнительный анализ.docx

— 51.78 Кб (Скачать)

    Маркс и Гегель о власти и государстве  сравнительный анализ 

Содержание:

Введение:

Гегель  о власти и государстве

Маркс о власти и государстве

Сравнительный анализ взглядов Маркса и Гегеля

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Карл  Маркс и Фридрих Гегель занимают прочное место в истории социальных наук. Их взгляды на развитие государства, права, да и самой власти являются во многом краеугольным камнем современных социально – политических дисциплин. Оба, каждый в своей области, приобрели огромное влияние на мысль и чувства целых поколений, почти, можно сказать, - на самый дух времени. Именно этим и объясняется актуальность данной темы, то значение, которое мы придаем сравнительному анализу теорий двух великих философов.

    Целью работы является последовательное изучение теорий Маркса и Гегеля о государстве  и власти с целью их последующего сравнительного анализа.

    Задачей является нахождение схожих и различных  моментов в философских подходах двух философов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Гегель  о власти и государстве

     По  своим философским взглядам Гегель - объективный идеалист. Его

философская система посвящена познанию идеального начала – Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии  – диалектический метод познания, т. е. познание идей как взаимосвязанных  и развивающихся. Гегель выстраивает  свою систему   на основе трёх законов  диалектики:

     1. закона единства и борьбы противоположностей;

     2. закона перехода количественных  изменений в качественные;

     3. закона отрицания.

     Гегель  заимствует у французского Просвещения  идею прогресса и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать  существующее положение вещей. По мнению Гегеля, все действительное - разумно, всё разумное - действительно. Целью  философа является примирение с действительностью.

     Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т. е. выделяет во всякой системе три основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся  дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

     Философия права, по Гегелю, не имеет специфических  методов исследования.

     Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит  в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли»1.

     Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т. е. понятие права и  его осуществление. Право наряду с моралью и нравственностью  относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода  впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований.

     Идея  права, таким образом, - это свобода  в её субъективном существовании.

     Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о  праве, оно охватывает «наличное  бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право2.

     Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное  существование во времени, в пространстве  и выражающую объективно разумный, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично  от понятия о праве, данное Кантом и всеми сторонниками критической  философии.

     Гегель  стремится постигнуть разумную сущность права и государства самих  по себе, независимо от прав и интересов  отдельной личности. Он трактует положительное  право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая  при этом возможности элементов  насилия и тирании в положительном  праве, но считает их для самого права  чем-то случайным, не касающимся природы  права самого по себе, как нечто  разумное.

     Понятие «право» употребляется в гегелевской  философии права в следующих  основных значениях:

  1. право как свобода (идея права).

     На  ступени объективного духа, где всё  развитие определяется идеей 

     свободы, - «свобода» и «право» выражают единый смысл.

  1. право как определённая ступень и форма свободы (особое право).

     Система права как царство реализованной  свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).

     Конкретизация понятия права есть определённое наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и  могут вступать во взаимные коллизии3.

     Последующее «особое право», диалектически «снимающее»  предыдущее, более абстрактное «особое  право», представляет его основание  и истину. Более конкретное «особое  право» первичное, и сильнее более абстрактного.

     На  вершине «особых прав» стоит  право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в  реальной действительности «особые  права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или  потенциальной коллизии, так как  по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.

  1. право как закон (позитивное право).

     «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, чтоесть и  признано правом, как закон; посредством  этого определения право есть вообще позитивное право»4.

     Превращение права в закон путём законодательства придаёт праву форму всеобщности  и подлинной определённости. Предметом  законодательства может быть лишь внимание со стороны гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в  то же время стремится  исключить  их противопоставление. Гегель признаёт, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не всё данное в форме  закона есть право. В гегелевской  философии речь идёт о внутреннем различении одного и того же понятия  права на разных ступенях ее конкретизации.

     «То обстоятельство, что насилие и  тирания могут быть элементом  позитивного права, является для  него чем-то случайным и не затрагивает  его природу»2.

     Закон – это конкретная форма выражения  права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее  понятию права вообще.

     Гегель  утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что  чисто историческое исследование и  сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.

     Тремя основными ступенями развития понятия  права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро  и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство.

     Абстрактное право представляет собой возможность, ещё не конкретизированную в поступке. Здесь Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей, отрицая  как требования фактического равенства, так рабство и крепостничество.

     Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. «Будь лицом  и уважай других в качестве лиц» – является основной заповедью абстрактного права. Тем самым абстрактное  право предполагает определённые отношения  между отдельными личностями.

     Гегель  признавал лишь формальное равенство  людей: «Люди, разумеется, равны, но лишь как лица, то есть в отношении  источника их владения»5.

     Согласно  учению Гегеля сущность частной собственности  в том, что лицо вкладывает свою волю в вещь. В завладении, пользовании, отчуждении вещи выражается вся полнота  права собственности.

     Мораль  является следующей ступенью конкретизации  права, когда свободная личность проявляет себя в поступке. На этой ступени приобретают значение мотивы и цели поступка.

     Последней ступенью конкретизации права, где  свобода приобретает объективный  характер в виде семьи, гражданского общества и государства, становится нравственность.

     Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором  друг другу противостоят самостоятельные  лица – владельцы частной собственности.

     Договор зависит от произвола особенной  воли, воли отдельногособственника. Достигнутая в договоре путём соглашения тождественная воля обоих собственников есть лишь общая воля, но не в себе и для себя сущая воля, не всеобщая воля.

     Предметом договора могут быть лишь только единичные  вещи, ибо только отчуждение их подчинено  голому произволу отдельного собственника.

     Гегель  отвергает договорную теорию государства: «Привнесение договорного отношения, также как и отношений частной  собственности вообще, в государственное  отношение привело к величайшей путанице в государственном праве  и действительности»6.

     Преступление  есть такая неправда, которую человек  насильственно и открыто ставит на место «права в себе». В связи  с этим Гегель писал, что вор не создает внешней видимости права, которое создаётся в обмане. Кто  совершает преступление, например воровство, тот отрицает не только особенное  право другого лица на эту определенную вещь, и отрицает вообще его право, и вора, поэтому, не только обязывают  отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того, подвергают еще наказанию, потому что он нарушает право как  таковое, т. е. право вообще.

     Согласно  этому наказание является не только средством восстановления нарушенного  права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали.

     На  этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной  воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит лишь в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

     Абстрактное право и мораль являются двумя  односторонними моментами, которые  приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется  в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства7. 

     Гегель  изображает гражданское общество как  раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как  войну всех против всех, где ещё  не достигнута полная свобода. По существу под гражданским обществом Гегель понимает современное ему буржуазное общество. Это царство нужды и  рассудка.

     Существуя как система потребностей, основанная на частной собственности и разделении труда, гражданское общество не может  само по себе разрешить противоречия между частным интересом и  всеобщим.

Информация о работе Маркс и Гегель о власти и государстве сравнительный анализ