Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 03:09, реферат
Манипуля́ция массовым созна́нием— один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.
Показ насилия в коммерческом кино
нередко оправдывают тем, что
в финале картины торжествует
добро. При этом подразумевается
квалифицированное прочтение
Образы насилия влияют на общеличностную идентичность по трём направлениям: 1) формирование готовности к агрессивным действиям в результате закрепления или возникновения представления о допустимости физического насилия в межличностных отношениях. 2) научение посредством наблюдения. В процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы агрессивного поведения. Полученная информация в дальнейшем может быть использована в реальной жизненной ситуации. 3) закрепление у зрителей существующих установок и образцов поведения. Таким образом, в детском развитии современное экранное искусство способствует формированию агрессивности как составляющих общеличностной идентичности человека. У большинства ученых нет разногласий по поводу негативного влияния неконтролируемого потока сцен экранного насилия на детскую аудиторию и необходимости создания продуманной государственной политики по отношению к защите прав ребенка в этой области.
5.4. Основные приёмы манипуляции посредством телевидения
1) Фабрикация фактов.
В данном случае эффект манипулирования
происходит в результате мелких отклонений,
используемых при подачи материала,
но действующих всегда в одном
направлении. Манипуляторы говорят
правду, только когда правда может
быть легко проверена. В остальных
случаях — стараются
2) Отбор для материала событий реальности.
В данном случае эффективным условием программирования мышления является контроль СМИ с целью подачи единой информации, но различными словами. При этом допускается деятельность оппозиционных СМИ. Но деятельность их должна быть подконтрольна и не выходить за рамки разрешаемого им вещания. Кроме этого СМИ используют т. н. принцип демократии шума, когда ненужное манипулятором сообщение просто должно погибнуть под мощным выбросом разносторонней информации.
3) Серая и черная информация.
Во второй половине ХХ века СМИ
стали использовать технологии психологической
войны. Американский военный словарь
1948 г. дает психологической войне
такое определение: «Это планомерные
пропагандистские мероприятия, оказывающие
влияние на взгляды, эмоции, позиции
и поведение вражеских, нейтральных
или дружественных иностранных
групп с целью поддержки
4) Большие психозы.
Тайными задачами СМИ является превращение граждан нашей страны в единую массу (толпу), с целью общего регулирования распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и подсознание людей. В итоге, такой толпой легче управлять, а средний обыватель беспрекословно верит самым нелепым утверждениям.
5) Утверждение и повторение.
В данном случае информация подается
в виде готовых шаблонов, которые
активно задействуют имеющиеся
в подсознании стереотипы. Утверждение
в любой речи означает отказ от
обсуждения, поскольку власть идеи,
которая может подвергаться обсуждению,
теряет всякое правдоподобие. В мышлении
человека сложился т.н. мозаичный тип
культуры. СМИ являются фактором укрепления
такого типа мышления, приучая человека
мыслить стереотипами, и не включать
интеллект при анализе
6) Дробление и срочность.
В данной методике манипулирования
используемой СМИ, целостная информация
разделяется на фрагменты, чтобы
человек не смог соединить их в
единое целое и осмыслить проблему.
(Например статьи в газете разбиваются
на части и помещаются на разных
страницах; текст или телепередача
разбиваются рекламой.) Разрывая на
кусочки информацию о важном событии,
удается резко снизить
7) Упрощение, стереотипизация.
Данный вид манипуляции основан
на том факте, что человек —
продукт мозаичной культуры. Его
сознание создано СМИ. СМИ, в отличие
от высокой культуры, предназначены
именно для массы. Поэтому в них
были установлены жесткие
8) Сенсационность.
В данном случае сохраняется принцип такого преподнесения информацию, когда из отдельных частей невозможно или очень затруднительно составить единое целое. При этом выделяется какая-либо псевдо-сенсация. А уже под прикрытием ее — замалчивается по настоящему важная новость (если эта новость по каким-то причинам является опасной для кругов, контролирующих СМИ). Непрерывная бомбардировка сознания, особенно «плохими новостями», выполняет функцию поддержания в обществе необходимого уровня «нервозности». Такая нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.
9) Изменение смысла слов и понятий.
Манипуляторы от СМИ в этом случае вольно интерпретируют слова любого человека. При этом меняется контекст, часто принимая форму прямо противоположную или как минимум искаженную. Пример: когда римского папу во время визита в одну из стран спросили как он относится к домам терпимости, тот удивился, что, мол, разве они есть. После этого в газетах появилось экстренное сообщение: «Первое, что спросил папа, ступив на нашу землю, есть ли у нас дома терпимости?»
Кроме того, СМИ оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики:
1) Потребностно-мотивационную (
2) Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление).
3) Эмоционально-волевую сферу (
4) Коммуникативно-поведенческую (
При этом психологическое воздействие имеет свои закономерности:
— если оно направлено на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;
— Если направлено на эмоциональную сферу психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;
— сочетание воздействий на потребностно-мотивационную и эмоциональную вместе — позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;
— влияние на коммуникативно-поведенческую
сферу (специфику взаимоотношений
и общения) позволяет создавать
социально-психологический
— в результате психологического
воздействия на интеллектуально-познавательную
сферу у человека изменяются в
нужную манипуляторам сторону
Таким образом телевидение и другие средства массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.) изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) капиталом. Происходит своеобразное зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди начинают действовать в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.
5.5.
Методы противодействия
Необходимо запретить себе утренние
просмотры телевизора. Следует помнить,
что утром, сразу после пробуждения,
какое-то время человек пребывает
в просоночном состоянии. Это
состояние транса (сразу после
пробуждения) и полутранса (в течении
примерно получаса после пробуждения).
В просоночных состояниях мозг человека
активно впитывает любую
В этом случае телевизор кодирует его мозг, а значит информация прочно закрепляется в подсознании и формирует дальнейшие модели поведения этого человека.
Сильный суггестивный эффект оказывает также просмотр телевидения в состояниях перед сном, т.к. информация в данном случае сразу проходит и откладывается в
Еще одним способом противодействия
манипулятивному влиянию
При просмотре необходимо проводить
предварительный
Вывод.
По мнению Г.Шиллера , конечная цель манипулирования сознанием- пассивность индивида. И в техническом отношении информационная техника располагает к распространению пассивности. Как легко повернуть выключатель, устроиться на диване и позволить образам беспрепятственно проникать в мозг. А для многих людей это является своеобразным отдыхом. Когда свойства коммуникационной техники подкрепляются социально подготовленными программами, намеренно добивающимися такого парализующего воздействия, то результат, как правило, поразительный.
Подобное сочетание лишенных жизненного
содержания программ и располагающей
к пассивности коммуникационной
техники — вот инструмент современного
аппарата манипулирования сознанием.
Необходимы усилия по преодолению или
хотя бы созданию противовеса этой
вызывающей пассивность системы. Творческий
подход мог бы способствовать развитию
участия к пробуждению
Список источников информации:
1 - http://ru.wikipedia.org
2-Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием.
— М.: Алгоритм, 2004. — 528 с.; М.: Эксмо, 2005. — 832 с. ISBN
5-699-08331-6 (http://svitk.ru/004_book_
3- http://psyfactor.org/lib/zln1.
4- Г.Шиллер «Манипуляторы
сознанием» //www.antiglobalizm.org/
5 - Ходов А. «Манипуляция
и образование»//www.contr-tv.ru/
6- Зыкин Д. «Анатомия рекламы»
СОДЕРЖАНИЕ.
- Введение
- Основная часть:
1. Признаки манипуляции сознанием
2.Предпосылки манипуляции
3.Цель манипулятора
4.Методы манипуляции
5.Манипулирование массовым
5.1. Особенности психологического воздействия телевидения.
5.2. Реклама.
5.3. Кинематографические приёмы манипуляций зрителем.
5.4. Основные приёмы манипуляции
посредством телевидения.5.5. Методы
противодействия негативному
- Вывод.
- Список источников информации.
БГУ
Контрольная работа
Тема:”Манипуляции сознанием людей
с помощью средств массовой информации
как форма подавления свободы человека”
Информация о работе Манипуляция сознанием людей с помощью СМИ как форма подавления свободы человека