Манипуляция сознанием людей с помощью СМИ как форма подавления свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 03:09, реферат

Краткое описание

Манипуля́ция массовым созна́нием— один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ по философии.docx

— 38.69 Кб (Скачать)

Введение

Манипуля́ция массовым созна́нием— один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Никто не говорит, что думать запрещено или собственные мысли  нежелательны. Но желательные мысли  производятся в таких масштабах, что собственное мышление тонет  в их массе, а эти желательные  мысли так тонко вводятся в  сознание, что люди принимают это  чужое мышление за результат работы собственной мысли и в высшей степени личное идейное достояние». (Иоганнес Бехер) Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает, что его-то уж не провести. В обыденной, спокойной жизни практически не обращается внимание на взаимовлияние вещей. Манипуляция проникает в каждый дом и от нее человек не может укрыться, но он может изучить ее инструменты и приемы.

1.Признаки манипуляции сознанием

- Вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности.

- Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.

- Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).

- К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

2.Предпосылки манипуляции

Условие успешной манипуляции заключается  в том, что в подавляющем большинстве  случаев преобладающее большинство  граждан не тратит ни душевных и  умственных сил, ни времени на то, чтобы  усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек  может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не насилие, а соблазн.

В зависимости от эмоций, которые  появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

 

*положительные формы:

- заступничество,

- успокаивание,

- комплимент,

- невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

- сообщение хороших новостей,

- общие интересы…

*отрицательные формы:

- деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),

- деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),

- деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…

 3.Цель манипулятора

Цель тех, кто желает манипулировать сознанием — дать объектам такие  знаки, чтобы они, встроив эти  знаки в контекст, изменили образ  этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи  своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для  манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что  поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Целью  манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным и неосознанным. А технологии “подготовки “объекта к этому выбору очень важны для манипуляторов

Если реальные элиты не заинтересованы в появлении слишком  большого числа действительно мыслящих людей, то они вполне способны этому  воспрепятствовать.

Если подавить у населения функцию  мысленного моделирования(интеллектуальную), то у подавляющего большинства людей  не будет возможности адекватно  связывать причины со следствиями, просчитывать результаты собственных  действий, а тем более действий (или бездействий) власти. Управляемость  социумом, соответственно, серьезно облегчается.

 Делается это обычно путем создания соответствующей системы образования. Как же это выполнить, если многие важные для общества профессии требуют ежедневной и напряженной работы интеллекта? Ответ довольно прост, ведь интеллект бывает разный. Есть «кристаллизованный» интеллект, то есть способность логически действовать в знакомых условиях. Задача «манипулятивной» системы образования состоит в том, чтобы к концу обучения интеллект обучающихся полностью кристаллизовался, причем в весьма узкой области решаемых задач. То есть за пределами четко очерченного узкой специализацией круга «знакомых» задач человек зачастую не способен пользоваться даже элементарной логикой. В мире довольно распространено «мозаичное» образование, которое эффективно препятствует формированию у человека целостной картины окружающего его мира. Если целостной картины нет, то для интеллекта просто не найдется работы. Человек, получивший мозаичное образование (набор намеренно-бессистемных знаний), может ориентироваться в сложном мире современной цивилизации, и не выглядеть явным дикарем (ведь он слышал о многом), отстаивать свои примитивно понятые интересы. Но охватить всю картину целиком не в состоянии, а, следовательно, не в состоянии выделить действительно важные для него моменты. Поэтому и манипулировать таким человеком просто. То есть появляется возможность искусственно «формировать» эти самые интересы и потребности.

4.Методы манипуляции

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

Использование внушения.

Перенос частного факта в сферу  общего, в систему.

Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

Метод под названием «нужны трупы».

Метод «страшилок».

Замалчивание одних фактов и  выпячивание других.

Метод фрагментации.

Многократные повторы или «метод Геббельса».

Создание лжесобытий, мистификация.

 

5. Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ

Средства массовой коммуникации (СМК) включают в себя расширенный арсенал  способов воздействия на психику  индивида и масс с целью внедрения в подсознание психологических  установок и формирования паттернов поведения в бессознательном психики. К средствам массовой коммуникации помимо СМИ (средств массовой информации: телевидение, пресса, радио, и т.д.) относятся также кинематограф, театр, цирк, все зрелищные мероприятия и литература, видеофильмы, компьютер, различные виды рекламы, видео и звукозапись и т.п., с помощью  чего можно воздействовать на массовую аудиторию.

Коммуникация — это информация, сообщение. Средства коммуникации —  способы передачи сообщений на большие  территории. Массовая коммуникация —  означает вовлеченность в подобный процесс масс. По эффективности воздействия  на психическое сознание масс средства массовой коммуникации и информации выходят на первое место. Становится возможным это по следующим причинам. Кратко рассмотрим как происходит процесс  воздействия информации на психику  индивида или масс.

Головной мозг человека состоит  из двух больших полушарий. Левое  полушарие — это сознание, правое — бессознательное. На поверхности  полушарий находится тонкий слой серого вещества. Это кора головного  мозга. Под ней содержится белое  вещество. Это подкорковые, сублиминальные, отделы мозга. Психика человека представлена тремя составляющими: сознанием, бессознательным  и барьером между ними — т.н. называемой цензурой психики. Информацией является любое сообщение, которое поступает  из внешнего мира в психику человека. Информация проходит через цензуру  психики. Таким образом цензура  психики стоит на пути информации, появляющейся в зоне восприятия ее индивидом (через репрезентативные и сигнальные системы), и является своего рода заградительным щитом, перераспределяя  информацию между сознанием и  бессознательным психики (подсознанием). Часть информации, в результате работы цензуры психики, поступает в  сознание, а часть (большая по объему) вытесняется в подсознание. 

При этом информация, которая перешла  в подсознание, по прошествии какого-то времени начинает воздействовать на сознание, а значит через сознание, на мысли и на поведение человека. В подсознание откладывается любая информация, которая когда-либо проходила мимо индивида. Не важно, запомнил ли он ее или нет. Любая информация, которую человек мог увидеть или услышать, информация, улавливаемая психикой с задействованием органов зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д.,  такая информация неизменно откладывается в подсознание, в бессознательное психики, откуда и начинает вскоре свое воздействие на сознание.

Бессознательное психики — это  багаж знаний, накопленный человеком  в процессе жизни. Именно в бессознательном  психики сосредоточены желания, инициативная составляющая поступков, да и вообще все, что позже переходит  в сознание, т.е. становится осознанным тем или иным человеком.

Манипулятор в этом случае наполняет  таким смысловым значением информацию, поступающую в мозг человека, чтобы  вызвать в психике человека соответствующие  реакции, а значит и сподвигнуть  последнего к выполнению установок, заложенных в его подсознание  самим манипулятором.

И тут следует отметить силу средств массовой коммуникации. Потому как именно с помощью подобного рода воздействия происходит психологическая обработка не отдельного индивида, а индивидов, объединенных в массы. Поэтому необходимо помнить, что если какая-либо информация поступает с помощью средств массовой коммуникации (телевидение, кино, глянцевые журналы, проч.), то такая информация непременно целиком оседает в психике индивида. Оседает независимо от того, успело сознание обработать хотя бы часть подобной информации, или не успело. Запомнил ли индивид поступаемую в его мозг информацию, или не запомнил.

Такая информация может оказать свое воздействие на сознание как сейчас или завтра, так и через многие годы или десятилетия. Фактор времени в данном случае не играет роли. Подобная информация уже никогда не уходит из подсознания. Она может, в лучшем случае, лишь отодвигаться на второй план, скрываться до времени в глубинах памяти, потому что память индивида так устроена, что требует постоянного обновления имеющейся (хранящейся) информации, чтобы запоминать новые объемы информации.

5.1 Особенности психологического воздействия  телевидения.

Из всех средств массовой коммуникации  наивысшим манипулятивным эффектом выделяется телевидение. Существует определенная проблема подверженности современного человека к  манипулированию посредством  телевидения. Отказаться от просмотра телепередач для большинства индивидов невозможно, потому как  специфика телесигнала и подачи материала построена таким образом, чтобы сначала провоцировать в индивиде симптомы психопатологии, а позже — снимать их, посредством телетрансляции, тем  самым, обеспечивая устойчивую зависимость (сродни наркозависимости).

На таком провоцировании основано значительное действие манипулятивных методик.

Посредством телетрансляции становится возможным моделировать поведение индивида и масс. Телепродукция — это «товар» сродни духовному наркотику. Человек современного городского общества зависим от телевидения, потому что воздействие телевидения таково, что человек утpачивает свободу воли и пpоводит у экрана гораздо больше времени, чем тpебуют его потpебности в инфоpмации и pазвлечении. Как и в случае наркотиков, человек, потребляя современную телепрограмму, не может рационально оценить характер ее воздействия на его психику и поведение. Более того, поскольку он становится «зависимым» от телевидения, то продолжает потреблять его продукцию даже в том случае, если отдает себе отчет в ее пагубном воздействии.

5.2. Реклама

При проведении телетрансляции происходит воздействие на психику посредством  активации различных форм передачи информации; одновременное участие  органов зрения и слуха оказывает  мощный эффект на подсознание,  за счет чего осуществляются манипуляции. Через 20-25 минут просмотра телевизионной  передачи мозг начинает впитывать любую  информацию, которая поступает посредством  телетрансляции. Один из принципов  манипуляции массами — внушение. На этом принципе основано действие телерекламы

Если на протяжении длительного времени в информационное поле человека попадает какой-нибудь сигнал, то информация  неизбежно откладывается в подсознании. А значит, если в последующем станет выбор между тем, какой товар купить, такой человек  бессознательно отдаст предпочтение тому товару, о котором уже «что-то слышал».

Телевизионная реклама обязательно часто повторяется. В этом случае применяется еще один важный принцип гипноза. Повторение резко усиливает силу внушения, низводя в итоге поведение многих людей до уровня обычных рефлексов нервной системы, как у Павлова.

Приёмы воздействия рекламы:

- Наведение психоза «нехватка  времени». 

- Апелляция к прогрессу.

- Подмена понятий.

- Комплекс превосходства.                       

- Бесплатный сыр из  мышеловки.

- Победа над остальными.

- Авторитет науки.

- Мнение известного человека.

- Глас народа.

- Наведение ужаса.

- Не будь изгоем.

- Апелляция к «добрым чувствам>>.

- Эксплуатация родительского инстинкта.

- Патриотизм.

- Ошарашить!

- Удовольствие.

5.3. Кинематографические  приёмы манипуляций зрителем.

В 50-х годах в США после  создания первого в мире криминального телесериала было установлено, что интерес аудитории можно поддерживать наилучшим образом в том случае, когда сюжет разворачивается вокруг убийства. Поэтому кто-то обязательно должен быть убит, лучше в самом начале, даже если по ходу фильма совершаются другие виды преступлений. Над остальными героями все время должна висеть угроза насилия». Главный же герой с самого начала и на протяжении всего фильма должен подвергаться опасности.

Информация о работе Манипуляция сознанием людей с помощью СМИ как форма подавления свободы человека