Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:50, контрольная работа
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент
Введение
1. Формы общественного сознания ……………………………………………. 3
2. Нравственное сознание ……………………………………………………… 6
3. Эстетическое сознание …………………………………………………...…. 10
Заключение ………………………………………………………………………14
Список используемой литературы …
Введение
1. Формы общественного сознания ……………………………………………. 3
2. Нравственное сознание ……………………………………………………… 6
3. Эстетическое сознание …………………………………………………...…. 10
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………………...….. 16
Введение
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент
1. Формы общественного сознания.
Все мы знаем, что важнейшее свойство человека и человеческого общества, выделяющее их из всей природной среды — наличие сознания. Оно возникает вследствие того, что люди, общаясь между собой посредством звуковых сигналов (речи), постепенно вырабатывают способность строить общение с воображаемым собеседником. Человек как бы разговаривает сам с собой, сам задает себе вопросы и находит на них ответы. Умение делать это последовательно, доказывать и опровергать каждое утверждение, строить цепочку высказываний, которые все вместе передают какой-то смысл, и называется мышлением.
Важно различать разумную способность и сознание. Разумная способность как умение формировать знание об окружающем мире в различной степени обнаруживается и у животных. Животные в соответствии со своим сложением и потребностями определенным образом отражают окружающую среду, т. е. формируют знание о ней и это знание используют в своей жизнедеятельности. Но только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания, т. е. человек не просто отражает реальность, не просто обладает знанием, а сознает, что он осуществляет познавательную деятельность, которая становится главной, управляющей по отношению к его общей жизнедеятельности.
Сознание
— это способность
Дело
в том, что, когда люди, образующие
общество, вырабатывают единые стандарты
поведения, формы взаимодействия, способы
освоения природной среды, они при
этом также вырабатывают совместные
представления о своей
Самая
первая известная нам форма
рактически одновременно с этой формой общественного сознания в первичных человеческих сообществах вырабатывается следующая, более сложная. Она строится как эмоционально-доверительное отношение не только к отдельным событиям в жизни данного коллектива, но и к окружающей реальности в целом. В отличие от предыдущей формы здесь в ответ на полученные извне впечатления люди формируют не просто чувство (восторга, ужаса, отвращения и пр.), а устойчивое отношение доверия к тем силам и сущностям, которые, как полагают первобытные люди, управляют всем миром! Это эмоционально-доверительное отношение к миру образует такую форму общественного сознания, которая обозначается термином религия. Здесь так же, как и в искусстве, очень важную роль играют символы, с помощью которых люди передают друг другу и тем сверхъестественным силам, в существование которых они верят, свое отношение. И не случайно в большинстве известных нам религий графические и скульптурные изображения этих сил (богов) являются символическими представителями сверхъестественной реальности, вокруг которых строится религиозный культ со всеми ритуалами.
Следующая форма общественного сознания возникает как дальнейшее развитие и универсализация предыдущей. Сообщества людей, разделяющих веру в общий набор сверхъестественных сил, переносят религиозные (священные) правила (обязанности, запреты и разрешения на какую-либо деятельность) в повседневную жизнь. Здесь они руководствуются не непосредственными указаниями жрецов культа (священников), а выведенными из религиозных правил нормами и таким образом формируют доверительно-практическое отношение друг к другу и миру в целом. Практика общения по правилам закрепляет нормы, набор которых и образует такую форму общественного сознания, как мораль. Она выполняет роль регулятора человеческих отношений, являясь важнейшим компонентом процесса социализации.
По
мере формирования разумной способности
и такой собственно человеческой
ее формы, как сознание, в человеческих
сообществах начинает возникать
новый тип отношения к
В обществах современного типа появляется еще одна форма общественного сознания, которая выступает своеобразным интегратором всех предыдущих. Она рождается на основе мировоззрения, присущего крупной общественной группе, и выражает практическое стремление преобразовать окружающий мир в интересах этой группы. Такое практически-преобразовательное отношение к миру и составляет особенность формы общественного сознания, определяемой как идеология. Она соединяет в себе эмоционально-чувственные и веровательно - рассудочные компоненты таким образом, что предлагает человеку понятный образ окружающего мира и одновременно побуждает его к активному воздействию на этот мир.
Формы общественного сознания в их развитии и взаимосвязи:
1) эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство;
2) эмоционально-доверительное отношение к миру — религия;
3) доверительно-практическое отношение к миру — мораль;
4) эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука;
5) чувственно-рассудочное отношение к миру — право;
6) практически-преобразовательное отношение к миру идеология.
Как и в случае с основными подсистемами общества, формы общественного сознания по-разному проявляют себя в различных типах обществ.
2. Нравственное сознание.
Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.
Моральное сознание определяет
оптимальную для данного
Для более полного изучения нравственного сознания рассмотрим внутренний мир отдельного человека. Еще в античности в человеческой душе выделялись три части: разумная, волевая, чувствующая. Аналогично индивидуальное моральное сознание состоит из трех компонентов.
Первый - рациональная часть индивидуального морального сознания, формируется в процессе обучения, воспитания и самовоспитания и включает понятия, представления о добре и зле, долге, совести, высших ценностях. Еще Сократом и Платоном отмечалась важная роль разума в нравственной жизни человека. Именно благодаря разуму человек может намечать стратегию нравственного поведения, тактику конкретных действий, анализировать ту или иную ситуацию.
Однако не во всех ситуациях
(особенно в которых проявляется
недостаток информации о том или
ином событии, о том или ином индивиде
или дефицит времени) рациональная
часть индивидуального
Для нравственной жизни важно
гармоническое взаимодействие разума
и чувств. Их единство обеспечивает
внутреннюю целостность личности, формирование
ее моральных убеждений. Однако не всегда
человек, имея достойные моральные
убеждения, их реализует в своей
жизнедеятельности. И здесь следует
упомянуть о третьем компоненте
морального сознания – воле, которая
проявляется в стойкости, решительности,
в определенном психическом настрое
и готовности к конкретным поступкам.
Именно воля играет решающую роль в
утверждении моральных
Человек проявляет и утверждает свои нравственные убеждения в обществе. Индивидуальное моральное сознание во многом определяется общественным моральным сознанием, выразителем которого является общество. Важным элементом структуры морали являются нравственные отношения, которые складываются в процессе нравственной деятельности. Мораль регулирует отношения в свойственной ей повелительной манере, предписывая как надо относиться к труду, Родине, ближнему, т.е. по содержанию нравственные отношения зависят от сферы, в которой проявляются.
Основной формой нравственных
отношений является общение. Именно
в общении проявляется
Специфика нравственных отношений заключается в том, что:
во-первых, в процессе этих
отношений воплощаются
во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно;
в-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д. На нравственные отношения влияют особенности культуры, религии, характер отношений личности и общества.
Нравственное поведение
является результатом развития личности
и ее свободного выбора. Оно обусловлено
нравственным сознанием и нравственными
отношениями личности и является
реализацией нравственных ценностей
(добра, справедливости, свободы и
т.д.). Поведение человека ярко характеризует
его нравственную культуру. Исходным
элементом нравственного
Нравственное поведение включает мотивацию поступка и его оценку (самооценку). Мотивация поведения личности так же важна, как и поступок. Она возникает до его реализации и действует в период совершения действия. Мотив побуждает к действию. Однако мотивы и поступки могут и не совпадать или не соответствовать друг другу: так не всегда благие намерения (мотивы) порождает столь же благие поступки. Связь между мотивом и поступком неоднозначна: один и тот же мотив может заставить совершить человека разные поступки. И наоборот: одна и та же линия поведения может определяться разными мотивами. При оценке уровня нравственности личности должны учитываться не только результаты, но и мотивы, движущие ее поступками. При анализе же нравственного поведения учитываются мотивы, последствия поступка, а также используемые средства и условия, в которых он совершается.