Формы общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент

Оглавление

Введение
1. Формы общественного сознания ……………………………………………. 3
2. Нравственное сознание ……………………………………………………… 6
3. Эстетическое сознание …………………………………………………...…. 10
Заключение ………………………………………………………………………14
Список используемой литературы …

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 32.04 Кб (Скачать)

                                                   Содержание

Введение

1. Формы общественного сознания ……………………………………………. 3

2. Нравственное сознание ……………………………………………………… 6

3. Эстетическое сознание …………………………………………………...…. 10

Заключение ………………………………………………………………………14

Список используемой литературы ………………………………………...….. 16

 

Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом  с его пытливым полетом как  в отдаленное прошлое, так и в  грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и  теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.     

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы  рассматривают сознание как крохотную  искру величественного пламени  божественного разума. Идеалисты  отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное. Если  идеализм вырывает пропасть между разумом  и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.     

Человеческое  сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент

 

1. Формы общественного  сознания.

Все мы знаем, что важнейшее свойство человека и человеческого общества, выделяющее их из всей природной среды — наличие сознания. Оно возникает вследствие того, что люди, общаясь между собой посредством звуковых сигналов (речи), постепенно вырабатывают способность строить общение с воображаемым собеседником. Человек как бы разговаривает сам с собой, сам задает себе вопросы и находит на них ответы. Умение делать это последовательно, доказывать и опровергать каждое утверждение, строить цепочку высказываний, которые все вместе передают какой-то смысл, и называется мышлением.

Важно различать разумную способность и сознание. Разумная способность как умение формировать знание об окружающем мире в различной степени обнаруживается и у животных. Животные в соответствии со своим сложением и потребностями определенным образом отражают окружающую среду, т. е. формируют знание о ней и это знание используют в своей жизнедеятельности. Но только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания, т. е. человек не просто отражает реальность, не просто обладает знанием, а сознает, что он осуществляет познавательную деятельность, которая становится главной, управляющей по отношению к его общей жизнедеятельности.

Сознание  — это способность контролировать свою деятельность с помощью анализа  предшествующего опыта, способность  переносить положительные итоги  прежних опытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учетом достижений и ошибок.

Дело  в том, что, когда люди, образующие общество, вырабатывают единые стандарты  поведения, формы взаимодействия, способы  освоения природной среды, они при  этом также вырабатывают совместные представления о своей деятельности. Сознание — это не только индивидуальный акт, но обязательно и акт общественный. Если я постоянно общаюсь с людьми в процессе моей жизнедеятельности, то у нас у всех вырабатываются общие (необязательно одинаковые!) «взгляды» на то, что мы делаем, и на окружающий мир. В этом смысле сознание означает также и общее нам всем знание, которым мы обладаем сообща. И вот это общее сознание можно назвать общественным, поскольку оно содержит в себе наиболее общие, присущие всем членам данного общества формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру. Эти формы можно построить как последовательное восхождение от простых реакций на мир и вплоть до самых сложных способов его описания и даже умственного преобразования.

Самая первая известная нам форма общественного  сознания это коллективные впечатления  людей от совместной деятельности (например, охоты), передающие их эмоционально-чувственное отношение к миру. Такие впечатления индивидуализируются и передаются в форме примитивных изображений животных, людей, иногда вымышленных (фантастических) существ. Основная особенность этой формы — соединение впечатления (эмоции) от какого-либо события и ответного чувства (одобрения, страха и т. д.) в наглядном, полученном с помощью условных знаков (символов) изображении этого события.

рактически одновременно с этой формой общественного сознания в первичных человеческих сообществах вырабатывается следующая, более сложная. Она строится как эмоционально-доверительное отношение не только к отдельным событиям в жизни данного коллектива, но и к окружающей реальности в целом. В отличие от предыдущей формы здесь в ответ на полученные извне впечатления люди формируют не просто чувство (восторга, ужаса, отвращения и пр.), а устойчивое отношение доверия к тем силам и сущностям, которые, как полагают первобытные люди, управляют всем миром! Это эмоционально-доверительное отношение к миру образует такую форму общественного сознания, которая обозначается термином религия. Здесь так же, как и в искусстве, очень важную роль играют символы, с помощью которых люди передают друг другу и тем сверхъестественным силам, в существование которых они верят, свое отношение. И не случайно в большинстве известных нам религий графические и скульптурные изображения этих сил (богов) являются символическими представителями сверхъестественной реальности, вокруг которых строится религиозный культ со всеми ритуалами.

Следующая форма общественного сознания возникает  как дальнейшее развитие и универсализация  предыдущей. Сообщества людей, разделяющих веру в общий набор сверхъестественных сил, переносят религиозные (священные) правила (обязанности, запреты и разрешения на какую-либо деятельность) в повседневную жизнь. Здесь они руководствуются не непосредственными указаниями жрецов культа (священников), а выведенными из религиозных правил нормами и таким образом формируют доверительно-практическое отношение друг к другу и миру в целом. Практика общения по правилам закрепляет нормы, набор которых и образует такую форму общественного сознания, как мораль. Она выполняет роль регулятора человеческих отношений, являясь важнейшим компонентом процесса социализации.

По  мере формирования разумной способности  и такой собственно человеческой ее формы, как сознание, в человеческих сообществах начинает возникать  новый тип отношения к окружающему  миру. Первичные эмоции можно чувственно окрашивать, можно воспринимать их как информацию о сверхъестественном.

В обществах современного типа появляется еще одна форма общественного  сознания, которая выступает своеобразным интегратором всех предыдущих. Она  рождается на основе мировоззрения, присущего крупной общественной группе, и выражает практическое стремление преобразовать окружающий мир в интересах этой группы. Такое практически-преобразовательное отношение к миру и составляет особенность формы общественного сознания, определяемой как идеология. Она соединяет в себе эмоционально-чувственные и веровательно - рассудочные компоненты таким образом, что предлагает человеку понятный образ окружающего мира и одновременно побуждает его к активному воздействию на этот мир.

Формы общественного сознания в их развитии и взаимосвязи:

1) эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство;

2) эмоционально-доверительное отношение к миру — религия;

3)  доверительно-практическое отношение к миру — мораль;

4) эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука;

5) чувственно-рассудочное отношение к миру — право;

6) практически-преобразовательное отношение к миру идеология.

Как и в случае с основными подсистемами общества, формы общественного сознания по-разному проявляют себя в различных  типах обществ.

 

2. Нравственное сознание.

Нравственное  сознание представляет собой отражение  реальных отношений людей друг к  другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей  в целях достижения единства общественных и личных интересов. Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

Моральное сознание определяет оптимальную для данного общества модель поведения. В зависимости  от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

Для более полного изучения нравственного сознания рассмотрим внутренний мир отдельного человека. Еще в античности в человеческой душе выделялись три части: разумная, волевая, чувствующая. Аналогично индивидуальное моральное сознание состоит из трех компонентов.

Первый - рациональная часть  индивидуального морального сознания, формируется в процессе обучения, воспитания и самовоспитания и включает понятия, представления о добре  и зле, долге, совести, высших ценностях. Еще Сократом и Платоном отмечалась важная роль разума в нравственной жизни человека. Именно благодаря  разуму человек может намечать стратегию  нравственного поведения, тактику  конкретных действий, анализировать  ту или иную ситуацию.

Однако не во всех ситуациях (особенно в которых проявляется  недостаток информации о том или  ином событии, о том или ином индивиде или дефицит времени) рациональная часть индивидуального морального сознания может помочь человеку сделать  правильный выбор. Здесь разум дополняют  нравственные чувства – долга, ответственности, справедливости и т.д. - второй компонент индивидуального морального сознания. Способность испытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Веление чувств во многом превосходят полномочия разума. Стихийность эмоционального уровня требует его обязательную регуляцию и саморегуляцию. Специфика высших нравственных чувств проявляется, в частности, в том, что они обладают свойством императивности, т.е. вменяются в обязанность.

Для нравственной жизни важно  гармоническое взаимодействие разума и чувств. Их единство обеспечивает внутреннюю целостность личности, формирование ее моральных убеждений. Однако не всегда человек, имея достойные моральные  убеждения, их реализует в своей  жизнедеятельности. И здесь следует  упомянуть о третьем компоненте морального сознания – воле, которая  проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое  и готовности к конкретным поступкам. Именно воля играет решающую роль в  утверждении моральных принципов  человека в его жизни.

Человек проявляет и утверждает свои нравственные убеждения в обществе. Индивидуальное моральное сознание во многом определяется общественным моральным сознанием, выразителем  которого является общество. Важным элементом  структуры морали являются нравственные отношения, которые складываются в  процессе нравственной деятельности. Мораль регулирует отношения в свойственной ей повелительной манере, предписывая  как надо относиться к труду, Родине, ближнему, т.е. по содержанию нравственные отношения зависят от сферы, в  которой проявляются.

Основной формой нравственных отношений является общение. Именно в общении проявляется подлинная  сущность человека, его личностное Я, его моральный облик. Наиболее важным в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение  человека к обществу в целом, к  другим людям, к самому себе, к природе.

Специфика нравственных отношений  заключается в том, что:

во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные принципы, жизнь индивида соотносится  с высшими ценностями;

во-вторых, нравственные отношения  возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно;

в-третьих, нравственные отношения  не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д. На нравственные отношения влияют особенности  культуры, религии, характер отношений  личности и общества.

Нравственное поведение  является результатом развития личности и ее свободного выбора. Оно обусловлено  нравственным сознанием и нравственными  отношениями личности и является реализацией нравственных ценностей (добра, справедливости, свободы и  т.д.). Поведение человека ярко характеризует  его нравственную культуру. Исходным элементом нравственного поведения  является поступок, который представляет собой действие, имеющее позитивную нравственную значимость. Он определяется предшествующей и последующей деятельностью  морального сознания человека и моральными отношениями в обществе. Именно эти  моменты оказывают большое влияние  на содержание нравственного поступка, который характеризует степень  нравственной зрелости человека в постановке целей, выбору соответствующих им средств  и морально ответственном действии. Вместе с тем следует отметить, что главным фактором нравственного  поведения являются моральные убеждения  личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой. В зависимости  от того как понимает человек добро  и зло, справедливость, счастье, смысл  жизни, строится линия его поведения  в конкретных жизненных ситуациях.

Нравственное поведение  включает мотивацию поступка и его  оценку (самооценку). Мотивация поведения личности так же важна, как и поступок. Она возникает до его реализации и действует в период совершения действия. Мотив побуждает к действию. Однако мотивы и поступки могут и не совпадать или не соответствовать друг другу: так не всегда благие намерения (мотивы) порождает столь же благие поступки. Связь между мотивом и поступком неоднозначна: один и тот же мотив может заставить совершить человека разные поступки. И наоборот: одна и та же линия поведения может определяться разными мотивами. При оценке уровня нравственности личности должны учитываться не только результаты, но и мотивы, движущие ее поступками. При анализе же нравственного поведения учитываются мотивы, последствия поступка, а также используемые средства и условия, в которых он совершается.

Информация о работе Формы общественного сознания