Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:50, контрольная работа
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент
Введение
1. Формы общественного сознания ……………………………………………. 3
2. Нравственное сознание ……………………………………………………… 6
3. Эстетическое сознание …………………………………………………...…. 10
Заключение ………………………………………………………………………14
Список используемой литературы …
3. Эстетическое сознание.
Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более - в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.
В
античном мире эстетическое сознание
приобрело относительно самостоятельное
значение, играя заметную роль в
становлении и развитии личности.
То, что оно на протяжении тысячелетий
не было выделено теоретически, как
правило, смешиваясь с художественным
творчеством, ничуть не уменьшает его
самостоятельной роли в истории.
Например, в Древней Греции эстетическое
понимание сливалось с
Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет - словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния. В эпоху Возрождения главное внимание было обращено не на выработку новых определений красоты, а на умение изображать правдиво красивые предметы. Высшая красота, по мнению мыслителей эпохи Ренессанса, это красота живой природы, хотя она не всегда лежит на поверхности.
Можно
прочертить только мыслимую, условную
линию между крайними параметрами
эстетического сознания. Самой существенной
особенностью его, на наш взгляд, является
эмоциональность. Вне ее не может
сложиться ценностное отношение
человека к миру. Итак, по одну сторону
невидимой линии стоит
Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему.
Еще одно специфическое свойство эстетического сознания - воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно возникновение образности, или конкретного представления.
Обращение к различным формам общественного сознания помогает дифференцировать эстетическое сознание и, скажем, религиозное. Кажется, что первое, есть форма наиболее широкого и наиболее личностного сознания по своим проявлениям. Как субъективная реальность и “текущее настоящее” эстетическое сознание сказывается многообразнее и тоньше, предметнее и образнее, чем любая другая форма общественного сознания.
В своей активности эстетическое сознание проявляется в духовной потребности, которая выражает отношение к внешнему миру. Потребность эту нельзя противопоставлять ни эстетическому, ни отношению, ни действию, ибо они имеют диалектический характер. Возникшая потребность заставляет человека искать средства для ее удовлетворения, что и порождает эстетическое отношение, воплощаемое уже в активности личности. Следует выделить два наиболее общих уровня эстетического сознания: обыденное и научное. Первое из них - отражение действительности на эмоционально-чувственной ступени. Оно не оформлено в системе идей, тогда как второй уровень оформлен в ясных эстетических положениях, характеризуется обобщенностью и теоретичностью, поэтому и обладает большой познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей.
Итак, эстетическое сознание научного уровня проявляется на практике (эстетическое отношение к природе; эстетика производства; профессиональное искусство; эстетика быта и поведения; эстетика спорта и т.д.) и в теории, которая реализуется через специальные исследования; осмысление эстетической деятельности (культуры).
А теперь обратимся к проблеме эстетического вкуса и эстетического идеала.
Эстетический вкус - это наиболее сознательное проявление эстетической способности личности, выражение эстетического идеала - высшего проявления эстетических возможностей человека. Эстетический вкус - индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений. Эстетический идеал - достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа.
Эстетический
вкус, в отличие от эстетического
идеала, относится к достаточно устойчивым
образованиям, во многом определяющим
собой и действенные и
Заключение
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как “предстоящее” субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам. В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.
На ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер, а обратное воздействие общественного сознания на бытие становится, напротив, все более непосредственным.
Из изложенного в контрольной работе можно заключить, что общественное сознание — это воззрение людей в их совокупности на объективный мир, на социальную реальность, выраженные в естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах.
В
структуре общественного
Список используемой литературы
1. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М.: Юнити, 2007
2. Спиркин А.Г. Основы философии:
3. Файзуллин Ф.С. Введение в философию. – 2004
4. Миронов В.В., учебник для вузов