Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:55, реферат
В рефрате даётся определение гносеологии и логики как философских дисциплин, прослежены основные этапы развития логики, раскрыты понятия: формальная и диалектическая логика, логика научного познания.
Введение 3
Глава 1. Гносеология (теория познания) как философская дисциплина 5
1.1. Субъект и объект познания. Познание и практика. 8
1.2. Логическое познание. 11
Глава 2. Логика как философская дисциплина. Основные этапы развития логики. 15
2.1. Формальная логика как наука о законах и правилах мышления. 20
2.2. Проблемы тождества логики, диалектики и теории познания в философии Г. В. Гегеля. 22
2.3. Логика научного познания. 28
Заключение 33
Литература 34
Логическое познание является одной из сторон всего познавательного процесса. Оно представляет собой обязательную и главную сторону как донаучного, так и научного познания, как эмпирического, так и теоретического уровней научного познания.
Познание человека является высшей формой развития способности отражения, которой предшествует чувствительность, ощущение у животных. Эта генетическая связь приводит некоторых авторов к ошибочному представлению, будто логическое знание является простым обобщением чувственных данных. Изображение логического познания как простого обобщения чувственного материала неприемлемо, так как не дает возможности выявить качественный скачок в развитии познания.
В первую очередь, необходимо сказать о том, что логическое познание сформировалось под определенным воздействием практической деятельности, и его развитие, как по форме, так и по содержанию, происходит по мере развития человеческого общества. Логическое познание является основным моментом человеческого сознания. (Конечно, человеческое сознание не сводится к логическому познанию, не совпадает с ним полностью, однако последнее составляет его существенную часть).
Логическое познание в своем составе имеет определенные логические приемы, определенные логические системы связи элементов познавательного образа, иначе говоря – ту или иную логику познания. Логика познания и логическое познание не тождественны. Если логическое познание – это понятийная сторона познания, то логика познания (логика исследования) – это определенный набор приемов, способов получения нового знания.
Так выделяют три формы логического познания: понятия, суждения и умозаключения. По содержанию к логическому познанию ближе всего логическое мышление, и эта близость настолько велика, настолько ощутима, что ряд авторов просто не проводит между ними различия. [3] В свою очередь А.Д. Гетманова называет выше указанные формы логического познания «…основными формами абстрактного мышления»4. Рассмотрим эти формы подробнее.
Понятие. Законы, сущность явлений человек познает на абстрактно-логической ступени познания, посредством мышления. Мышление – это высшее проявление сознания, мышление, это наша способность ориентироваться в окружающем мире, рассуждать, строить объяснения тех или иных явлений, делать предсказания. Человеческое познание посредством мышления, проникает в сущность предметов и выражает ее с помощью понятий, суждений и умозаключений. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементарного класса и класса однородных предметов. Понятие, в отличие от ощущений, образуется путем отвлечения от чувственных образов тех общих черт, которые присущи и другим чувственным образам, а следовательно, и тем реальным явлениям, которые отражены в этих образах. По своему содержанию и объему понятия различны в отдельных науках. Философия создает наиболее общие понятия: «материя», «сознание», «движение», «отражение», «пространство», «время», «количество», «качество» и т. д. Понятия, как и все остальные формы отражения, имеют диалектический характер. Им присуща внутренняя противоречивость, заключающаяся в единстве субъективного и объективного: понятия объективны по источнику, который отражают, а субъективны – по форме выражения. Диалектика понятий проявляется также в их гибкости, доходящей до тождества противоположностей, позволяющей им глубже, полнее отражать окружающий мир во всей его противоречивости.
Суждение является одной из высших форм отражения объективных предметов в сознании человека и важной формой логической ступени познания. С помощью суждений человек высказывает каждую свою мысль, отрицает или утверждает что-то о чём-то. В суждениях отражаются предметы, качества, отношения между предметами, их содержание. Диалектика, присущая суждению как логической форме познания, отражается во взаимосвязи между субъектом и предикатом, из которых состоит суждение. Субъект всегда выполняет функцию отдельного, а предикат — общего. (так в предложении «Берёза есть дерево»: «берёза» – субъект, а «дерево» – предикат). В суждениях фиксируется диалектика между случайным и необходимым, явлением и сущностью. В каждом суждении, субъективном по форме, содержится объективное содержание, обусловленное отражением объективных предметов. Суждения могут быть истинными и неистинными. Они истинны тогда, когда правильно отражают объективные свойства, присущие материальному миру. Когда же суждения не отражают объективность предметов и их связей или отражают искаженно, они неистинны.
Умозаключение – является третьей формой логического познания и являет собой форму мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определённым правилам вывода можно получить заключение.[2] В логическом познании также используются гипотезы и теории в качестве форм, которые фиксируют результаты познавательной деятельности человека. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индуктивное умозаключение – при котором из нескольких частных суждений получают новое общее суждение. Индукция бывает полной и неполной. Полная – когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению. Неполная – когда такой полноты нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. (Пример: Если число делится на 6, то оно четное. Число 18 делится на 6. Число 18 четное). Аналогия – это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.
Глава 2. Логика как философская дисциплина. Основные этапы развития логики.
Как мы уже сказали, чтобы хорошо ориентироваться в многообразии существующих методов познания и эффективно ими пользоваться, человек должен обладать безупречным, логически правильным мышлением, знать законы логики.
Логика есть наука о формах и законах познающего мышления. Мышление изучается и другими науками (в их числе психология и педагогика), при этом каждой в своём аспекте. Например, педагогика исследует мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания детей и подростков. Логика же изучает мышление «…как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления»5.
Как отмечает доктор философских наук Александр Леонидович Никифоров, логику интересует лишь форма наших мыслей, но не их содержание. Он говорит о том, что мыслительные формы, независимо от своего бесконечно разнообразного содержания, обладает определёнными свойствами, которые и изучает логика и сравнивает логику с изучаемой в школе грамматикой, которая тоже исследует и описывает формы языковых выражений, отвлекаясь от их содержания.[9]
Как самостоятельная наука логика начала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. Основателем логики принято считать крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Он дал систематическое изложение логики как науки. Аристотель пытался найти ответ на вопрос: «Как мы рассуждаем?». Он подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждения, умозаключения. Так возникла формальная логика – наука о законах и формах мышления. Аристотель впервые стал рассматривать научные знания как последовательность высказываний, связанных между собой логическими отношениями и выводимых друг из друга по правилам логики. Его основными трудами в этой области явились «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть его логических трактатов были объединены под общим наименованием «Органон» (орудие познания действительности). Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он открыл и сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего.
Важно иметь в виду, что Аристотель впервые в истории античной философии занялся специальным изучением внутренней структуры человеческого мышления и стремился вывести логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут объективные истоки в отношениях предметного мира.
В средние века (VI-XV вв.) логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Так, представители реализма того периода, поддерживая взгляды Платона, утверждали, что общие понятия существуют реально вне единичных предметов, составляя некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зрения в средневековье придерживались, например, философ, католический богослов Ансельм Кентерберийский (1033-1109), философ и теолог Фома Аквинский (1225-1274).
В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. В этот период происходит бурное развитие науки, она сближается с практикой. Ведущее место среди других наук начинает занимать математика.
В развитии логики большую роль сыграл Ф. Бекон. Он разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый Органон», который, по мысли автора, должен заменить старый аристотелевский «Органон». Если прежние философы рассматривали логику только как средство проверки и обоснования истины, то Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного орудия для осуществления научных открытий. Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обосновании индуктивных выводов, в которых рассуждения человека идут от частного знания к знанию общему. Он также разработал индуктивные методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.
Успехи опытного естествознания XVI-XVII веков характеризовались, прежде всего, развитием математики и механики, теории земных и небесных тел. Весомый вклад в развитие логики этого периода внесли французские исследователи, прежде всего Р. Декарт. Он сформулировал четыре основных правила любого научного исследования: 1) истинно лишь то, что познано, проверено и доказано; 2) расчленять сложное на простое; 3) восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному; 4) исследовать предмет во всех деталях.
Его последователи Антуан Арно (1612–1694) и Пьер Николь (1625–1695) в 1662 г. написали книгу «Логика, или Искусство мыслить», где обосновали задачу освобождения логики Аристотеля от внесенных в нее последующими представителями логической науки схоластических ошибок.
Немалая заслуга в развитии логики принадлежит представителям немецкой классической философии, особенно И. Канту и Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю (1770-1831). В частности, И. Кант выступил против абсолютизации законов логики. По его взглядам, логика представляет собой науку о необходимых законах, правилах рассудка вообще. Вот почему логика, по его мнению, должна изучать форму мышления в отрыве от его содержания, т.е. независимо от объекта мышления. Он утверждал, что логика отвлекается от всякого содержания, а следовательно, и от самих вещей. И. Кант разработал новый тип логики, которую назвал трансцендентальной (от лат. transcendere - переступать). В ней логические формы рассматриваются как априорные (доопытные) свойства рассудка, обусловливающие возможность всеобщего и необходимого знания явлений опыта. Позитивным вкладом в логику является то, что немецкий ученый отличал логическое основание и логическое следствие от реальной причины и реального следствия. И. Кант признавал также существование «чисто формальной» логики, которая имеет дело с «чистыми» формами мышления.
Обстоятельную критику взглядам И. Канта на сущность формальной логики дал Г. В. Гегель. В то же время он критически относился вообще к формальной логике. Свое отношение к этой науке, как «метафизической», он строил исходя из объективно-идеалистической идеи о тождестве законов мышления и бытия. Г. В. Гегель стал основателем диалектической логики. Предметом специального изучения диалектической логики являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя.[15]
С конца XIX – начала XX столетия дальнейшее развитие получает формальная логика. Активно развивается математическая логика, широко применившая метод математической формализации и специальный аппарат символов к определенному кругу логических операций (её основоположником которой стал немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716)). Представляют математическую логику немецкие философы Готлоб Фреге (1848-1925), Вильгельм Аккерман (1896-1962) английский философ Бертран Артур Уильям Рассел (1872-1970), и другие мыслители.
Логика почти всецело ориентируется на исследование математического рассуждения, и эта связь с математикой была настолько тесна, что до сих пор в имени «математическая логика» прилагательное «математическая» иногда истолковывается как указывающее не только на своеобразие методов новой логики, но и на сам ее предмет. В 1920-е гг. предмет логических исследований научного знания существенно расширился. Начали складываться такие разделы логики, кaк многозначная логика, модальная логика, теория логического следования, деонтическая логика и др. Были предприняты попытки систематического построения индуктивной логики. Все эти новые разделы не были непосредственно связаны с математикой, в сферу логического исследования вовлекалось уже естественно-научное и гуманитарное знание. [14]
Математическая логика не смогла охватить всех проблем естественной логики мышления, и за формальной традиционной логикой продолжает оставаться ее познавательная функция и методологическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины.
2.1. Формальная
как наука о законах и
Формальную логику ряд современных философов считают основным методом философии (в частности А.Д. Гетманова). Формальная логика – это наука о законах и правилах мышления. В своём развитии она прошла два основных этапа, разграничением которых служит различие применяемых в логике средств и методов исследования. Начало первого этапа связано с работами Аристотеля. Его (и всю доматематическую) логику обычно называют «традиционной» формальной логикой. Эта логика включает такие разделы, как понятие, суждение, умозаключение (в т.ч. индуктивное), законы логики, доказательство, опровержение, гипотеза. Основным содержанием аристотелевой логики является теория дедукции.