Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 03:56, курс лекций
лекции по основным вопросам общей философии.
У истоков первого стоит имя Ф.Бекона (1556-1626). Это английский философ, его имя стоит у истоков философии нового времени и нового европейского материализма. Он был страстным критиком схоластики, учился в Кембридже. Он предлагал изучать природу саму по себе, а не сквозь призму священного писания. Предлагал изучать ее на опыт, эксперимент. Бэкон запланировал грандиозный проект « Великое Восстановление Наук». Он не успел завершить это проект, ибо жизнь коротка. Четко была выполнена вторая часть этого проекта, посвященная новому индуктивному методу « Новый органон». Работа вышла в 1620 году. Господствующей логикой была дедуктивная логика Аристотеля. Он написал труд «Органон». Именно Бекону принадлежит первенство в оформлении новой логики – индуктивной. Он считал, что дедукция ( движение мысли от общего к частному) не годится для изучения природы, где приходится иметь дело с частностями, поэтому начинать надо с частного и переходить к обобщению. Заслуга Бекона заключается в том, что в условиях господства схоластики он провозгласил величие опыта в изучении природы и провозгласил идею практической полезности науки « Знание- сила». Недостатком методологии Бекона в том, что он недооценивал роль дедукции в науке, роль разума, а значит, и математики. Бекон не создал развитые материалистические концепции мира. Но в его рассуждениях явно проявляется материалистический взгляд на мир. Маркс считал Бекона настоящим родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки.
Рационалистический подход к сознанию обосновывал французский философ-ученый Рене Декарт ( 1596-1650). Если имя Бекона стоит у истоков философии нового времени, то Декарт- это мыслитель нового времени.
Самая выдающаяся работа Декарта « Рассуждения о методе» В отличие от Бекона, Декарту принадлежит развернутое представление о мире- мировоззренческая концепция, выраженная в работе « Начало философии» . Декарт внес огромный вклад в развитие математики, создал аналитическую геометрию и выдвинул принципиально новое представление о математике как о науке порядке и мере. Кроме того, он внес вклад в физику, в разработку проблем механики, проблем света, внес вклад в физиологию. Положил начало учению об условных рефлексов. Декарт, также как и Бекон, был страстным критиком схоластики. Нов отличии от Бекона, считал, что в познании надо опираться на собственный разуму, а опыт дает спутанное знание. Все науки должны использовать дедуктивный метод, его мнению. Во всем можно сомневаться, сомневаться в показаниях органов чувств, но единственный судья в правильности суждений- наш разум. По своему мировоззрению Декарт деист ( Деизм- это такое видение бога, которое отводит богу функцию архитектора мира и его часовщика. На этом функции бога кончаются.) Мир развивается по своим законам, которые должна изучать наука. Бог – это не сотворенная субстанция. Бог творит 2 субстанции, относительно самостоятельных – природу и дух, которые существуют параллельно, и не связанны причинной связью. Природа обладает свойством протяженности и движения ( механического) Дух обладает свойством мышления. Природа не может мыслить, а дух не протяжен. Эта концепция получила название дуализма. Именно Декарт обосновал в наиболее чистом виде сформировал представление о природе, как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным разумом. Механицизм был в основе философии ученых 17-18 века. Единственное движение которое позволяла наука- механическое Даже природу человека и общества пытались объяснить с позиции механики.
17 век характеризуется интересами не только к проблемам познания. Но и к проблема антологическим, как мир устроен, к проблемам субстанции, проблемам общества, демократии. Собственно развернутые представления об субстанции были у Декарта.
В философии 17 века есть и другие представления об субстанции- монистические, плюрастические. Современник Декарта Бенедикт Спиноза развивал монистическое представление об субстанции. Субстанция одна. Природа = бог. Он сливается с миром. Протяженность и мышления принадлежит одной субстанции природе-богу. Пантеизм Спинозы- путь к материализму Идеалом науки для него был математика, и свое основное сочинение «Этика» он писал по типу математических сочинений.
Представитель концепции плюрастической концепции субстанции был Лейбниц (1646- 1716). Он был выдающимися математиком, родоначальником математической логики, занимался проблемами физики. В философии он создал учение о Монадах. Написал трут «Монадология». Монада – это простая неделимая субстанция. Монад много. Монада- носитель силы, имеет духовное содержание. Это система так называемого идеалистического плюрализма. Ее создает в античности Демокрит. Все природе состоит из атомов)
Монада обладает активностью, деятельностью, все множество Монад гармонически связанно между собой. Главная монада- бог.
18 век вошел в историю как век просвещения. Просвещение- это культурное движение, идеологическое течение и философская концепция, враждебная монархии и его порождениям. Критики схоластики, начатая в эпоху Возрождения, но объектом критики стала и метафизика Декарта, т.к. философия просвещения ориентировалась на эмпиризм, на преимущество опыта в познании. Основанная характеристика просвещения- абсолютизация роли разума, научного разума и просвещения на основе науки. На науку возлагаются завышенные ожидания. Наука все может! Наука и разум – это главная двигательная сила. Эпоха характеризуется верой в прогресс через науку. Через нее можно построить великое общество, где господствуют разум, братство, логика. Родоначальником идей просвещения является английский философ 17 века Дж. Локк. Именно он обосновал идеи империзма, роль чувств в познании. Кроме того, Локку принадлежит философское обоснование принципов буржуазной демократии : Принцип разделения властей, и неотъемлемых прав человека: право на жизнь, свободу и собственность.
Однако наиболее развитый вид идей просвещения приобрели во Франции: Вольтер, Руссо, а также философов. Обосноващих проблемы философии просвещения Дидро, Гербеций.
Темы к семинару: средневековая философия
Тема: Немецкая классическая философия
Родоначальником немецкой классической философии – Эммануил Кант ( 1724-1804). Работал в Кенигсбергском Университете. В философии Канта принято выделить два периода: критический и до критический. До критический- это примерно с 1746-1770год. В этот период философ больше увлекался естествознанием и в частности космологией. В 1755 году вышла его работа « Всеобщая естественная теория неба» Уже в этой работе кант высказал новаторские идеи суть которых заключается в утверждении историзма природы . В 18 веке господствующей была концепции Ньютона, что вселенная стационарна. Кант же показывает. Что солнечная система произошла из вращающихся туманностей. Наука подошла к проблеме истории природы только в 19 веке. По сути с теорией Дарвина. Это современная наука вес рассматривает в истории и основным принципом изучения всего сущего является принцип глобального эволюционизма.
Второй период – это так называемы критический период. В этот период времени кант пишет три работы, который начинаются со слова «критика» : « Критика чистого разума 1781 год», « Критика практического разума 1788» и « Критика способностей суждения – 1790год». Кант тратит много времени для написании этих работ. Кант создает критическую философию по существу. Основные идеи этой философии изложены в его первой книге- это исходная работа. Посвященная анализу познания, в частности научного. Кант преодолевает ограниченность эмпиризма « Ф. бекон» и рационализма ( Р.Декарт). Всякое позн6ание начинается с ощущений, с опыта, переходит к рассудку и завершается в разуме. Опыт – токо начало познания . Он нас знакомит с единичными вещами. Наука же основывается на понятиях и законах, на общих представлениях. Откуда берется общее? Он считает, что общее порождается самой познавательной способностью человека. На уровне чувственного восприятия- это пространство и время. На уровне рассудка- это категории. На уровне разума- это идеи. Процесс познания заключается в подведении данных опыт до опытной формы. Известно, что материализм того периода времени был созерцательным. Он рассматривал познание как зеркальное отражение в нашем сознании, свойств предмета внешнего мира. И сосредоточил он внимание на объекте познания , на той реальности. Которая отражается субъектом , а субъективность рассматривалась как помеха к познанию. Кант рассматривает субъективность и субъекта как условие познание мира. Познание начинается не с чистого листа, а с определенных субъективных предпосылок, которые предстают у Канта, как априорные формы чувственности, рассудка и разума. Мысль о том. Что всякие познание начинается с каких-то предпосылок актуально в современной теории познания, которая строит свои идеи на том, что не существует объективной истинны независимой от субъекта. Особенно это проявляется в социально-гуманитарном знании. Субъект не просто отражает мир, а активно конструирует мир знания, на основе до опытных форм.
Кант вводит понятие трансцендентального субъекта наряду с эмпирическим. Французский материализм рассматривал человека как природное существо. От природы ему даны познавательные способности. Кантовский транссубъет – это общественная природа человека, как человек вообще. А потому и воспринимается как само собой разумеющееся на уровне индивида.
Научный разум имеет свои границы и свои пределы- так сказал Кант. Наука не все может. А эта мысль была критической к идеям просвещения. Наука существует до тех пор, по кА она опирается на опыт. Но идеи разума, с которыми имела дело философия не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты опытом: Идеи Мира, Души и Бога. В попытке опереться на опыт, разум впадает в противоречия, которые он назвал антимониям Это не значит, что Кан отрицает философию. Философия должна быть теорией познания и устанавливать границы разума, чтобы спасти его от самонадеянности. Наука не все может. И убедившись в ограниченности разума, Кант исследует возможности практического разума или морали. Именно практический разум должен избавить человека от иллюзий, ложной веры в возможности теоретического разума и разрешить любые проблемы в система природа-человек- общество. Практический разум должен дисциплинировать теоретический разум. Удерживать науку и ученных от самомнения и самонадеянности. Практический разум обладает нравственными законами, которые тоже до опытны, по отношению к отдельному человеку. Нравственные законы вырабатывает человечество, которым обязан подчиняться каждый индивид. Кант создает так называемую этику долга, т.е человек должен подчиняться выработанным человечеством законом. Человек в общественной деятельности опирается на три аксиомы:
Кант ставит нравственность выше способности к познанию и определяет человека как человека нравственного, мать вашу! Что делает человека- человеком- НРАВСТВЕННОСТЬ.
Философия Гегеля- ( 1770-1831). Получил богословское образования. Религия наложила большой отпечаток на его философии. Исходной идеей его философии – это его идея тождества бытия и мышления. Его основа- абсолютный разум – абсолютная идея. Абсолютная идея – это чистая инфа, которая лежит в основании мира. Гегель строит свою философию, как систему. Которая представленная в энциклопедии философских наук из 4х томов.: Наука Логики, Философия природы и Философия духа. Наука логики – это наука об идее в себе и для себя. О том как идея развивается в сфере мышления и облачается в логические формы. Логика Гегеля обеспечивает проникновение в механизм развития. Первой формой бытия абсолютной идеей является природа . Философия природы Гегель рассматривает как природу как бытие идеи.
Обретя в природе свое инобытие, абсолютная идея возвращается к себе самой в духе и этот процесс прослеживает Гегель в философии дух. Гегель полагает, что вершиной развития всех форм развития идеи является человек. Все за***бало!!!! Вот так вот, Шестакова))
В природе нет и не может быть свободы. Есть токо чистая необходимость. Свобода – есть всеобщий закон духа и его сущностью. Свобода- это свидетельство развитости духа, результат деятельности общества. Гимн разума, человеческого разума в частности. Он продолжает иди просвещения. Гегль понимает разум не только как человеческий, но и абсолютный, мировой разум, который является источником всего сущего. Философия Гегеля- это абсолютный объективный дебилизм. Но это как бы не ставится в заслугу Гегеля. Его заслуга заключалась в том, что на идеалистического основе Гегель разработал диалектику как теорию и как метод мышления. Он формулирует основные принципы диалектики, принцип всеобщей связи.
Гегель усиливает все идеи Канта. Гегель представил историю как закономерный процесс.
Вся последующая философия выстраивалась или как критика его идей( нигилизм) или как своеобразное оправдание – неогегельянство , иные же – одновременно и критика и заимствование фундаментальных идей- это философия Марксизма.
Тема: Современная западная немарксистская философия
На смену эпохе нового времени эпохи рассвета классического типа философии приходит новая эпоха и новый тип философии- неоклассической . Эта эпоха еще не имеет одного названия и недостаточно осмысленна. Она охватывает врем яс конца 19 века, весь 20 век и начало 21 века. Безусловно философы пытаются осмыслить эту эпоху, в таких работах как « Закат Европы» Шпенглера «Новое средневековье» Н. Гордяева, « Прощание с прежней историей» А.Вебера. Гегель определял философию как самосознание исторической эпохи, что выражается в постановке новых проблем, переосмыслении вечных проблем и ориентацию на новые ценности и идеалы.
В философии на рубеже 19-20 веков происходит довольно интенсивные процессы переосмысления классической философии. Центральной проблемой классической философии явилась проблема разума. Человек рассматривался как существо разумное, о разуме говорили и в широком смысле, надличностном, как о научном разуме, который призван изменить человеческую жизнь. С этим связана высокая оценка науки. Гегель довел понимание разума до абсолютного , как мирового разума, как субстанции мира. Философия нового времени доминировала уверенность, что разум главный инструмент преобразования человеческой жизни. Наиболее яркой формой такого разума является научное познание. Все вопросы трактовались рационалистически в широком смысле.