Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 03:56, курс лекций
лекции по основным вопросам общей философии.
К физикам примыкает Демокрит, живший в 5-4 веке до н.э. и написавший работу «Мирострой». Высказал идею , что вещество состоит из атомов. Даже душа. Его философия- крайний материализм. Атомы движутся в пространстве, которое он считал пустотой. Но для Демокрита- это сколь угодно малая, далее не делимая частица. Физического представления об атоме и не было. Атомов бесчисленное множество. Это начало идеи бесконечности мира, хотя греки представляли мир как космос. А космос ограничен в пространстве. Это было учении умозрительное, как и вся древнегреческая философия. Но Демокрит оказал влияние на физику в период ее возникновения. Идею Демокрита заимствовал Ньютон.
Рубежной фигурой философии является Сократ и софисты. Это начало классического периода.
Риторика- это искусство красноречия- и она становится царицей всех искусств. В судах и на районных собраниях данное искусство было чень важно. Поэтому возникают платные учителя, учащие мыслить и говорить по логике. Но софистов в споре не интересовала истина. Важно было развернуть доказательство и доказать можно было что угодно. Важно заметить, что софисты обратились не проблемам природы, а к проблеме человека. Его мышления и этических норм. Самый видный из Софистов- Протагор завил, что человек- мера всех вещей, существующих что они существуют и несуществующих, что они не существуют. Поставлена проблема роли человеческой индивидуальности. Во-вторых, здесь заложена идея нравственного релятивизма. Нормы морали относительны индивида. Не надо руководствоваться социальными нормами. Софисты заложили концепцию субъективного идеализма. Особое место в философии классического периода принадлежит Сократу, провозгласившего принцип: «Познай самого себя». Познай свой внутренний мир и нравственные нормы, на которых сроится поведение человека. Сократ мастер диалога, рассуждения в диалоге. Предмет диалога- нравственные понятия. Понимание добра основано на разуме- ведет к доброму поступку. И учил добру в диалогах. В отличие от софистов. Он считал, что есть общие морально-правовые нормы, которым должен подчинятся человек. Он учил искать истину. Истинное содержание нравственных понятий. Его этика была рационалистическая. Сократ внес огромный вклад в развитее логики, логики доказательства.
Учеником Сократа был Платон, а Аристотель учился у Платона. Платон воспринял интерес к нравственным проблемам, к человеку, к манере выражать мысли в диалогах. Он создавал свою философию как систему, включающую онтологию. Концепция Платона- самый развитый идеализм. Бытие по Платону- это идеи или понятия, которым соответствуют вещи. Самое главное в том. Что не обращает внимание на сущность вещей. На природу понятий и создает вариант диалектики, как искусство классифицировать понятия. Из этой общей установке о мире вытекает его учение о человеке, о обществе. Человек- это единство двух частей- души и тела. Тело – необходимая темница для души, которую душа покидает, живет в мире идей и потом возвращается и поселяется в теле новорожденного. Душа также состоит из двух частей- высшая, разумная и низшая, чувственная. В тело приходит материя- познание. Его Платон рассматривает как воспоминание души, когда она жила в мире понятий.
Интересно учение Платона о государстве, об обществе. Понятие государство и общество не разделяли. Государство искусственного происхождения. Оно создается по идее. Он заложил иди утопического социализма. Он выделял три слоя общества, в соответствии с душой человека- Мудрец, философ- это правители мира. Если душа аффективна, которой свойственны благородные страсти, мужество. Умение подчиниться богу- то ты войн, страж. Который тоже необходим. Если же душа вожделеющая- это люди физического труда.
Сам работа : Платон мне друг, но Истина дороже.
Древневосточная философия:
Тема: Европейская средневековая философия
Средневековье занимает отрезок истории от распада Римской Империи до эпохи возрождения. Почти штуку лет с 5 по 14 век новой эры. Философия средневековья начинает зарождаться в первом веке новой эры, как осмысление христианства. С первого по пятый век это переходный период от античной философии к средневековой. Средневековая философия имеет два истока : религия единобожия ( христианства) и античная философия. Прежде всего те мыслители, чьи идеи легче согласовывались с христианским вероучением. Это идеи Платона и преобразованные идеи неоплатонизма и учения Аристотеля. В эпоху средневековья- религия становится основной сферой культуры. Философия и наука становятся служанками теологии. Христианство создается в 1-2 веке нашей веры и становится основным учением в борьбе с язычниками. Основа христианства- иудейство, во главе с богом Яхве. Они приняли Ветхий Завет и создали свой. Один из источников христианского учения было философское мировозренние отца христианства Филона Александрийского. Жил он на рубеже 1 века до н.э и 1 века нашей эры. Он явился своего рода правовестником христианской религиозной философии. Был евреем и хорошо знал Ветхий завет. Также изучал стоицизм, который лег в основу этического учения христианства и неоплатонизм. Который оказал влияние на учение о бытии в христианкой философии. Основная особенность христианской философии- это теоцентризм. Бог в центре и все основные понятия соотносятся с богом.
В своем развитии христианская философия прошла ряд фаз. Можно назвать два крупных периода:
Между схоластикой и патристик существуют различия Перед учителями патристики ставится задача создатб систематическую догматику из того, что ест в Священном Писании. Схоластики уже располагали основами и их задача была в упорядочивании ее и сделать доступной для неграмотных. Например для представителей народа. Которые переходили в христианство.
Основные проблемы Христианской Философии
Это проблемы бытия, природы, человека, познания. Но решались они в соответствии с культурой этого периода. Бытие – это есть бог. Бог есть личность в трех видах : Отец, Сын и Дух Святой. Бог это разум, воля , абсолютное добро, абсолютная истина Бог величина постоянная, он самотождественен. Ни от кого не зависит. Источник всего сущего. Мир – это творение Бога. Мир творение бога, причем творение это рассматривается как акт чистой воли. Природа создана богом и все в ней абсолютно все символично. Природа не самостоятельна . Космос замкнутый , в центре Земля, Бог за пределами мира. В отличие от космоса античности Так человек- венец творения бога . Тварь на всеми тварями.
Проблемы познания как вечные проблемы философии также специфически решаются. Познание рассматривается как открытие. Познание должно опираться на авторитет Священного Писания. И для средневекового человека наука помогает ему осмыслить истину.
В философии средневековья поднимаются новые проблемы: Проблем Времени и Истории. Античную мысль не интересовали проблемы времени. В обыденной жизни время понималось как циклическое, ибо соотносилось с природными процессами, а природа по их мнению не измена. Космос совершенен и изменятся его некуда. Идея развития природы- то поздняя идея человеческой культуры и первый раз она была фундаментально обоснованна в учении Дарвина происхождении видов. Время в средние века начинает пониматься как линейное, которое имеет начало и конец- таковым представил время Августин. За начало времени принимается создание человека Богом в Старом Завете или Рождение Иисуса Христа.
Проблема внутреннего человека также характерная для времени Средневековья.
Одна из важнейших проблем чисто средневековой философии- это проблемы Веры и Разума. Эта проблема обсуждалась схоластикой и имеет три варианта решения:
Числу специфических для средневековых проблем соотносится проблема сущности и существования, а также проблема универсалий. Проблема природы общих понятий. Сущность и существование есть только в боге.
Спор между неореалистами и реалистами. Реалисты считали, что общие понятия существуют отдельно от вещей. Это позиция крайнего реализма. Истоки которой в Платоновских идеях. Они считаю что реальность существует в вещах, а не в ней их . Неореалисты считают иначе.
Темы к семинару
Суббота: с 16:00 325-4. Велком!
Тема: Философия нового времени( 17-18 век)
Эпоха нового времени начинается с 18 века и заканчивается в конце 19 века. Эпохе нового времени предшествует эпоха Возрождения. Это 15-16 век – переходная эпоха от средневековья к новому времени от аграрной цивилизации к индустриальной. В эпоху Возрождения начинается отвержение старого средневекового общества. Для нее характерна критика схоластики, изменение представления о мире, который мыслится не как конечный, а как бесконечный. Было положено начало отвержения авторитета религии и церкви и начало возвышения авторитета науки. Именно в этот период было сделано фундаментальное научное открытие- открытие Коперника об основании им гелиоцентрической системы вселенной. Эпоха эта художническая по своему содержанию. Именно в искусстве человек проявлял себя как творческая личность. Философия этого времени именно человека ставит в центр мира ( антропоцентризм) , причем акцент делается на человеке как личности, всесторонне развитой индивидуальности. Это эпоха гениев, прежде всего в искусстве. Эпоха предпринимателей, даже в определенной мере авантюристов. Открытия совершались не только в искусстве, но и Великие Географические Открытия. Было желание в постижение нового.
В духовной жизни наблюдается секуляризация сознания, т.е освобождение сознания от религиозных догм. Церковь еще прочно держит свои позиции, что проявляется в судах инквизиции. Суд над Джордано Бруно- саамы яркий пример инквизиции.
В эпоху нового времени в духовной жизни продолжает наблюдаться и усиливается тенденция падения авторитета церкви и по настоящему проявляется рост авторитета науки и секуляризация сознания.
17
век вошел в
историю как век
Научной Революции.
Это была первая
глобальная научная
революция в естествознании
и суть ее заключалась
в возникновении современного
естествознания, современной
физики как экспериментально-
Если наука выдвигается в центр культуры, то совершенно естественен интерес философии к науке, к познанию вообще. В теории познания складываются 2 основных направления : Эмпиризм и Рационализм.