Культура и искусство Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:27, реферат

Краткое описание

Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

Оглавление

Введение
1. Философские направления в Древней Индии
1.1 Локаята
1.2 Джайнистская школа
2. Литературные памятники
2.1 Законы Ману
2.2 Веды
2.3 Упанишады
3. Религиозный культ в Древней Индии
3.1 Индуизм
3.2 Буддизм
4. Архитектура и живопись
Заключение
Библиография
5.Фотографии

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 1,007.37 Кб (Скачать)

       3.2 Буддизм

Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, СидгартхаШаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и  стал называться Буддой. Более точно  рассказать о времени появления  его учения невозможно, но то, что  Будда реальное историческое лицо - это факт. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения. Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипитака") - "три корзины закона".

В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности  создается связное жизнеописание  Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных  догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность  отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся  к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма  религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что  получило дальнейшее распространение  в таких направлениях буддизма, как  “чань” и “дзен”. Многие исследователи  считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и  это делает его в большей степени  этическим, философским учением, а  не религией. Большинство понятий  в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более  гибким и хорошо адаптируемым к местным  культам и верованиям, способным  к трансформации. Так последователи  Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными оча-гами распространения  религии.

К периоду  Маурьев в буддизме оформились два  направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших  в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном  стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям  в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого  в первом веке нашей эры монастыри  получали щедрые подношения от сильных  мира сего. Разделение Буддизма на две  ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и  Махаяну (“большая повозка”) было вызвано, прежде всего, различиями в социально-по-литических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связан-ная с  ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасе-нию, которое  счи-тается достижимым только через  уход от мира - монашество.Махаяна исходит  из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для  мирян, при-чем упор сделан на активную проповедническую деятель-ность, на вмешательство  в общественную и государственную  жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению  за пределы Индии, породив множе-ство толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия. Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него. Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя “восьмеричному пути” человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны.

4. Архитектура и  живопись

Первые по времени памятники архитектуры  и изобразительного искусства Древней  Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы  были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами  отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

В эпоху  древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты  был построен из дерева, и до наших  дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры  в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная  архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами  и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в  высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится  большое число скульптур и  ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса  в Эллоре, которое продолжалось в  течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся  также индуистский храм в Санчи  и буддийская ступа, находящаяся там же. В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур также носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств и правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

В гандхарской  школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет  которой совпадет с Кушанской  эпохой, особое значение получает светская среда наряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь  так же рано появились изображения  Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего  по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят  о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т.д.). По сравнению с другими скульптурными  школами, школа Амаравати впитала  в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в  более поздних скульптурах, повлияв  на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки. Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма. На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам. Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии. Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространено в храмах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

К началу новой  эры были окончательно оформлены  и записаны замечательные произведения древнеиндийской лирики (Веды) и  эпоса (Махабхарата и Рамаяна), которые  на первых парах передавалась из уст в уста. Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т.е. Пять книг). В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила “Шакунтала”, названной по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь. Вдеревней Индии сложились различные философские школы, в том числе и материалистические. Так, согласно учению чарвака, единственным источником познаний является опыт. Полностью отвергается столь распространённое в Индии учение о переселении душ, и сама душа признаётся неотделимой от тела. Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причём для уравнения с астрономическим годом каждые пять добавлялся високосный месяц. В V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна шарообразность Земли и закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы. Ещё в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н.э.) в долине Инда уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская алгебра испытало влияние индийской. Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты. Врачи стремились выработать определённую систематизацию болезней и создали теорию основных соков организма. Наличие в Индии многих языков и наречий сделало необходимым филологические исследования. Учёный брахман Панини, живший в V-IV в. до н.э., создал грамматику “очищенного”, т.е. литературного языка (санскрита).Наиболее замечательными памятниками древнеиндийской архитектуры являются здания с куполами (ступы) и оригинальные пещерные храмы. В пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму многокрасочные фрески (I-III в. н.э.). Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма). На западный мир Индия оказывала воздействие через арабов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография: 

1.“История Индии”, К.А. Антонова, М 1993 г.

2.Древние цивилизации - М.,1989

3.Введение в культурологию - М., 1995

4.Культурология - М, 1995

5.Бонгард-Левин Т.М. “Древнеиндийская цивилизация”,- М., 1993

6. Интернет: http://revolution.allbest.ru/culture/00003529_0.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 
Фатехпур-Сикри (Fatehpur Sikri), Индия

Празднование какого-либо события и средства, бросаемые  на это празднование, напрямую зависят  от благосостояния человека. Кто-то просто откроет бутылку вина, а кто-то прикажет выстроить прекрасный город, как когда-то сделал император Акбар. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 

 
Мадурай и храм Минакши (Madurai and Sri Minakshi Temple), Индия

Основная и очень  заметная достопримечательность старинного города Мадурай – это огромный храм Минакши, башни-гопурамы которого возвышаются над городом, восхищая своим неприкрытым великолепием.

 
 
 
 
 
 
 
 

Бодхгая и Храм Махабодхи (Bodhgaya and Mahabodhi Temple), Индия

В индийский  город Бодхгая съезжается огромное количество паломников со всего мира. Причина в том, что именно здесь  когда-то давно Будда Гаутама  достиг Просветления под деревом  Бо.

БодхгаяИндия,храмыХрам Солнца в Конарке (Konark Sun Temple), Индия 
 

Мечеть  Джама-Масджид (Moaque Jama Masjid), Индия

Во всех религиозных  строениях есть какая-то необъяснимая тайна и притягательность. Часто  именно они являются целью поездок  многих людей по разным странам.

ДелиИндиямечетихрамы

Информация о работе Культура и искусство Индии