Краткий курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:45, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст 16.10.2010.docx

— 618.89 Кб (Скачать)

Другое  значимое направление современной  философии второй половины XX в. – структурализм, получивший преимущественное распространение во Франции в трудах таких мыслителей как К. Леви-Стросс (р. 1908–2009 гг.), Р. Барт (1915–1980 гг.) и др. Изначально сформировавшись на материале изучения примитивных обществ, структурализм постепенно превратился в теорию и практику объяснения различных общественных и культурных явлений как структурных единиц, или кодов, закладываемых в процессе развития общества и определяющих смысл тех или иных событий, а также тенденций общественной жизни. Структуралистский подход к анализу общества строится на выделении бинарных оппозиций (левое – правое, живое – мертвое и т. д.) в качестве структурирующих и регламентирующих поведение человека кодов, которые на современном этапе функционируют как особые идеологические и мифологические порядки, диктующие правила нормальности и легитимности сфер потребления, питания, моды, общения и т. д.

В попытке  соединить структуралистские принципы анализа с теорией классического  психоанализа французский мыслитель Ж. Лакан (1901–1981 гг.) формирует свою оригинальную концепцию «структурного психоанализа», дающую иное прочтение темы бессознательного в пространстве языка. Трансформируя фрейдистское понимание структуры психического, Лакан предлагает собственную модель описания человеческой психики через триаду понятий «реальное – воображаемое – символическое»: реальное здесь обозначает уровень несистемных, невыразимых в языке импульсов желания, лежащих до и в основании всяких структур личности; воображаемое в таком случае задает индивидуальную картину самоописаний человеческой личности, стремящейся составить на языковом уровне целостный образ себя; замыкает же структуру психического понятие символического как того, что превосходит отдельные аспекты человеческой личности и гарантирует возможность обращения к совокупности культурных смыслов на уровне языка. Таким образом, по мнению Лакана, при анализе психики современного человека следует вести речь о «децентрированном субъекте», выражаемом посредством постоянного несовпадения человеческого существования с его моделями языкового описания, что реализуется в многочисленных неврозах и языковых нарушениях.

Познание  жизни общества и его культуры как всеобщей структуры закодированных единиц должно привести, по мнению структуралистов, к расшифровке основных закономерностей, управляющих поведением и мышлением отдельного человека как части общества. Однако классический структурализм не дал окончательного ответа на принципиальный вопрос о происхождении и смене подобных структур, явным образом присутствующих на уровне языка, поскольку акцентировал свое внимание на синхроническом (единовременном) срезе проблемы. По этой причине он постепенно эволюционирует в постструктурализм, который делает предметом своего изучения непосредственные предпосылки создания структуры, лежащие, по мнению одного из наиболее видных его представителей М. Фуко (1926–1984 гг.), в порядках власти и желания, сексуальности, где сама по себе структурация выступает как подавление и установление дисциплины на уровне базовых человеческих инстинктов.

Наконец, такое направление философии  XX в. как постмодернизм выступает в качестве попытки поставить философский диагноз современности во всех ее многообразных и изменчивых проявлениях. По выражению одного из классиков постмодернистской философии французского мыслителя Ж.-Ф. Лиотара (1924–1998 гг.), современная философия является отражением состояния постмодерна в культуре как ситуации кризиса и утраты легитимности больших повествований, метанарративов (например, идей коммунизма, фашизма, либерализма и т. д.), которые ранее мобилизовали массы людей на грандиозные социальные эксперименты и исторические свершения, а также отказа от любых попыток нормировать и структурировать социальную жизнь в формах доминирующих рациональных представлений. Также значимой проблемой для философского осмысления постмодернизма является феномен «распада субъекта», что зримо воплощается в утрате современным человеком стержневых моментов собственной личности и усиливающейся «мозаичности» его сознания. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что преобладающей формой протекания многих актуальных общественных процессов, по мнению французского философа Ж. Бодрийяра (1929–2007 гг.), является тотальная симуляция реальности как замена оригинальных форм поведения и мышления их суррогатами, воссоздающими иллюзорный образ действительности в качестве картины мира современного человека. Это разрушает традиционные представления об истине, подлинности, объективности и делает для человека неразличимым выбор тех или иных стратегий поведения, превращает его мышление в процесс воспроизводства симуляции, где вымысел и реальность сливаются в единое целое, а культура становится пространством заимствования, цитирования, утраты собственного за счет растворения в чужих смысловых полях. На фоне кризиса классической философской традиции постмодернизм также исследует перспективы возможного нового пути для актуального философствования за счет применения метода деконструкции, который предложил французский мыслитель Ж. Деррида (1930–2004 гг.) – разрушения традиционных метафизических смыслов, приводящих к подавляющему любое инакомыслие центристскому мышлению, и реконструкции нового пространства смыслов как равноправных источников значения, имеющих вид диссипативных структур мысли.

 

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ  И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения

Человечество вступило в  третье тысячелетие не только со значительными  достижениями, но и с проблемами, которые не имели аналогов в прошлом. Рубеж веков ознаменован большими социальными изменениями: расширением и углублением глобализации в экономическом, политическом и культурном пространстве жизни общества, обострением глобальных проблем и нарастанием кризиса потребительской цивилизации, вступлением бывших социалистических стран в новый, посткоммунистический период своей истории и др. Социальные процессы ближайшего исторического прошлого протекали под знаком девальвации традиционной системы ценностей и осознания необходимости социально-экономических реформ, формирования новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи. В подобные кризисные моменты истории общество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Важная роль в такой духовной практике принадлежит философии, которая критически пересматривает роль преобразующей деятельности человечества в его сохранении. Универсальный характер философского знания позволяет установить преемственность прошлого и будущего. Всеобщность категориального строя философии оказывается соразмерной масштабам вызовов и задач, встающих перед современным миром. На новом этапе своего развития отечественная философия призвана осуществить свою мировоззренческую функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению глобальных проблем, связанных с выживанием человечества, а какие следует оценить как угрожающие, негативные.

Отечественная философия  стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в  современном мире. В контексте  этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных  стран, народов, регионов. Обращение  к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач  философии. Решение экологической  проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. Именно в белорусской, русской национальной духовной традиции сосредоточен оригинальный экофильный потенциал, созвучный современным поискам идеала коэволюции общества и природы. Философско-социальные исследования призваны способствовать формированию духовных основ гражданской консолидации современного общества, обновлению общих гражданских ценностей и интересов, являющихся стержневыми в национальных культурах  народов  Беларуси  и  России.

4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси

Философия Беларуси представляет собой комплекс философских  идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как государства, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Формирование первых философских и социально-политических учений Беларуси следует связывать с принятием христианства во времена Киевской Руси (Полоцк – 992 г.). Начало процесса христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Византийская патристика оказала сильнейшее влияние на взгляды просвещенных людей того времени, задала им и их последователям своеобразные философско-богословские идеалы и принципы на целые столетия. Следует учесть, что через православную византийскую патристику происходило знакомство и с античной философией как в интерпретации христианских мыслителей, так и в оригинале. Как особая форма общественного сознания философия в Беларуси изначально развивалась по трем направлениям, таким как: 1) особый образ жизни, основанный на христианском аскетизме; 2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия; 3) сама мудрость, знание, наука – форма теоретического осмысления мира.

В истории белорусской  философской мысли можно выделить пять периодов: 1) философская мысль  Беларуси периода Киевской Руси;      2) философская мысль Беларуси периода Великого княжества Литовского; 3) философская мысль периода Речи Посполитой;             4) философская мысль Беларуси периода Российской империи;              5) философская мысль Беларуси XX в. Тематически становление белорусской философии можно поделить на шесть этапов:                     1) зарождение философской мысли Беларуси; 2) философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Реформации; 3) философия и общественно-политическая мысль белорусского Просвещения; 4) философия и общественно-политическая мысль белорусского национального возрождения XIX – начала XX вв; 5) диалектико-материалистическая философия в период существования БССР; 6) современная философия Беларуси.

Развитие белорусской  философии осуществлялось в контексте  эволюции всей европейской культуры. Поэтому неудивительно, что белорусская философская мысль воплощала в себе основные черты европейской философии. Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси наложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения.

Первый этап развития философии Беларуси связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского и Климента Смолятича. Ефросинья Полоцкая (светское имя Предслава, ок. 1110–1173 гг.) – дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучка Всеслава Брячиславича (Чародея). Первая женщина в Беларуси, признанная святой. Равно почитаема и православной, и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-религиозной литературы. Несмотря на отсутствие авторских произведений, можно утверждать, что ее философия носила этический характер. Самым тяжелым из грехов она считает гордыню, а образу жизни предписывает смиренномудрие. Ефросинья известна своим подвижничеством и культурно-просветительской деятельностью. Ефросинья переписывала религиозно-нравственные тексты (Священное Писание, патерики), но также византийские исторические хроники и отечественные летописи, естественно-научные трактаты. Часть переписанных книг легла в основу библиотеки,  другая же часть продавалась, а вырученные деньги раздавали нуждающимся. Кроме переписывания книг, Ефросинья занималась переводами с греческого и латинского языков на славянский язык. Во многих списках получило признание «Житие Ефросиньи Полоцкой», ставшее вместе с ее делами памятником добродеяния и мудрости.

Кирилл Туровский (1130–1182 гг.) – старобелорусский писатель, проповедник, церковный деятель. В раннем возрасте стал послушником монастыря в Турове, после этого затворился в «столпе» (монастырской башне), выполняя обеты. Около 1169 г. принял епископство в Туровской епархии. Философские взгляды мыслителя носят теоцентрический характер, исходят из предпосылки божественного творения мира. В основе познания мира лежит аллегория (иносказание). С ее помощью он устанавливает соответствие между божественной и человеческой истинами. Ни разум, ни вера не в состоянии сами по себе познать истину Священного Писания. Божественные слова имеют тайный смысл и их трудно понять. Разум как инструмент не самостоятелен и нуждается в строгом контроле и руководстве со стороны Богооткровенной истины. Таким образом, Кирилл Туровский, объединив веру и разум, отдает приоритет вере, которая должна направлять человека в поисках истины. В учении о человеке мыслитель – сторонник христианского антропоцентризма. Он полагает человека венцом творения. Сущность человека противоречива и состоит в единстве души и тела. Кирилл Туровский утверждает значение личностного начала в человеке, оно реализуется в духовной, молитвенной устремленности к Богу. Молитва раскрывает смысл жизни человека и приводит к необходимости преодоления личностного зла.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Философии"