Контрольная работа по "Философии права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:28, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы:1. В чем сущность идеи основных ("естественных") прав и свобод чело-века и гражданина?2. Какова роль основных прав и свобод в развитии личности, об-щества и культуры?3. В чем суть и причины феномена злоупотребления основными правами и свободами?4. Какова причина нарушения основных прав и свобод человека и гражданина в современной России?5. Каковы пути повышения эффективности защиты основных прав и свобод в российском обществе?

Файлы: 1 файл

Вариант 2.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

     Вышеперечисленные трудности нередко приводят к тому, что суды, рассматривая аналогичные дела о злоупотреблении субъективным правом, выносят прямо противоположные решения. Скудное отечественное законодательное гражданское регулирование категории «злоупотребление гражданским правом» и иные проблемы как теоретического, так и практического плана доказывают то, что проблема злоупотребления правом остается до конца не разрешенной.

     4. Какова причина нарушения основных прав и свобод человека и гражданина в современной России?

     Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. В общественном сознании, в культуре страны - как дореволюционной, так и послереволюционной - права человека не занимали значительного места. На сегодняшний момент в России всё ещё отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия, укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемости действий властей.

     К сожалению, в нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан. Очевидно, что прежние подходы, связанные с воспитанием законопослушных членов общества, явно недостаточны для создания демократического правового государства.

     Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, её развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.

     Учитывая  значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть её конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государстве.

     Права человека не заняли достойного места  в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.

     В современной Конституции Российской Федерации такие институты, как  права и свободы, обязанности, а также их гарантии, представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили некоторую нелогичность в порядке размещения этих институтов. Видимо, для более четкого восприятия этом документа требовалась не одна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека и гражданина.

     Практическое  значение такого способа размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную помощь также  
и разработчикам законов, развивающих и конкретизирующих права, 
свободы и обязанности. Из этого тезиса вытекают для них примерно 
такие правила: во-первых, в любом законе должны содержаться не 
только права и свободы, но и обязанности, и они должны быть сопряжены между собой; а во-вторых, отсутствие одного из указанных компонентов делает закон односторонним, поскольку регулировать отношения между обществом, государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага - права и обязанности. Анализ новейшего законодательства показывает, что далеко не все законы отвечают этим требованиям. Записанные в Конституции права, свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии посредством текущего законодательства. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными.

     В цивилизованном обществе суду принадлежит  центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное  право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

     На  сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и  квалификация судей. Судебных ошибок очень  много, суд не замечает или не хочет  замечать явного брака в работе следователя  и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще вид приговора - оправдательный.

     5. Каковы пути повышения эффективности защиты основных прав и свобод в российском обществе?

     Конституционная обязанность государства соблюдать  и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Особую  роль в защите прав и свобод от нарушения  органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой - Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства. Независимые и беспристрастные административные суды - необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.

     Конституция РФ, предписав, что права и свободы  человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод - правосудие.

     Правосудие - деятельность суда, осуществляемая в  предусмотренном процессуальным законом  порядке и заключающаяся в  рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

     В Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

     В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно (чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не делает погоды, не снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов государства. Однако сама жизнь - не без помощи демократического законодательства - заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.

     Серьезно  корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности - юридической и нравственной.

     Особая  роль в защите прав и свобод принадлежит  Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина. Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

     Многие  вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД - обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

     Одним из способов защиты гражданином своих  прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб  и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

     В Российской Федерации возникли и  официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество “Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека и д.р.

     Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.

     В последние годы для отстаивания  социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому  коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

     Нарушенное  равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба.

 

Список  литературы: 

  1. Бережнов  А.Г.Права личности.Некоторые вопросы теории М. 1991. 
    Механизм защиты прав человека в России М. 1996.
  2. Крашенинникова Н. А. Цивилизационные подходы к изучению истории государства и права / /Методологические проблемы правоведения. Изд-во Московского Ун-та. 1994.
  3. Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. Академический правовой институт РАН. М., 2001.
  4. Алексеев С.С. Россия у критической черты. - М.: Изд. Юрист, 2005.
  5. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Изд. Юрист, 2006.
  6. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Изд. Юрист, 2006.
  7. История политических и правовых учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С. Нерсесянца - М.: Изд. Юридическая литература, 2005.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии права"