Контрольная работа по дисциплине: Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?

К материалистам относятся те, которое под философией понимают философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю. Поэтому с данным суждением нельзя согласиться.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

А. Моль

Если не согласны, то какого фактора здесь не хватает?

 

Многое в жизни человека определяется его волевыми усилиями. Воля обеспечивает регулятивную функцию человеческой деятельности и преодолевает препятствия на пути достижения целей. Среди основных качеств воли выделяют мотивированность, произвольность, избирательность, разрешимость. Основа воли – взаимосвязь мотивов и целей сознательной деятельности человека.

 

5. Дайте философский  анализ следующего высказывания: "Свобода есть познанная необходимость" (Спиноза).

Почему Н.А. Бердяев подверг  критике это положение?

 

Спиноза отрицал свободу воли и  свободу выбора. У человека не бывает ситуации выбора между двумя благами. Его выбор ограничен возможностью выбрать то, что предопределено ему природой, или предаться аффекту. Склониться к аффекту нельзя сознательно, значит следование аффекту несвободно. Свобода заключается в самоопределении в соответствии с природой. Поэтому свобода есть познанная необходимость.

Бердяев категорически отвергал такое закрепощение человека, превращение его в существо, приспособляющееся к «осознанной» необходимости законов природы. Осмысливая человеческую историю, пришел к выводу о великом значении христианства, которое «освободило языческий мир от демоно-мании, ...механизировало природу и тем открыло путь для подчинения природы». Тем самым христианское мировоззрение, по мнению Бердяева, возвышая человеческую личность, открыло ей путь «в свободу божественной жизни... Именно христианство расчистило духовно почву для развития естествознания и техники».

 

8. "Люди привыкли  объяснять свои действия из  своего мышления, вместо того, чтобы  объяснять их из своих потребностей". Что имел в виду Ф. Энгельс в своем окружении?

 

Потребности делятся  на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые  носят исторический характер, зависят  от уровня экономики и культуры. Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы.

 

9. Человек должен  избавиться от страданий, тогда  он будет счастлив (точка зрения  буддизма).

Человек должен страдать, искупая грехи, только тогда  он придет к счастью (точка зрения христианства).

Дайте философский  анализ этих позиций. Что с вашей  точки зрения определяет человеческое счастье?

 

В обеих позициях требуется  некое страдание человека для  обретения счастья. И в обеих же позициях предлагаются совершенно различные способы его достижения. Причем и в первой и во второй счастье есть результат страданий.

В соответствии с буддийской теорией, основными причинами страданий являются невежество, страстное желание и ненависть, которые являются тремя ядами для ума. В буддийском контексте каждое из этих понятий имеет особое значение.

Прозревая относительно истинной природы реальности и побеждая такие болезненные состояния  сознания, как желание и ненависть, можно достичь полностью очищенного состояния сознания, свободного от страданий. В буддизме размышление о неизбежности страданий используется для искоренения их причин.

Христианство же говорит: страдание не только имеет смысл, оно необходимо. Ведь Бог - это Правда и Справедливость, а грех человека, удовольствие за счет нарушения справедливости Божьей, - это долг перед Богом, который должен быть погашен, уплачен. Чтобы выровнять нарушенное грехом равновесие, баланс, надо за удовольствие платить страданием. Мы, страдая с терпением, прикладываем свою руку к делу искупления мира. Именно в этом и кроется глубокий смысл всех страданий.

 

Эти позиции были специально выработаны для воспитания морали, которая могла бы регулировать поведение человека. Любая религиозная мораль всегда базируется на понятиях Бог, загробная жизнь и страдания (как основной рычаг давления на сознания).

 

14. Английский  писатель и философ А. Кестлер  объясняет острые социальные  конфликты изъянами в генетических  механизмах человека. Не исключено,  считает он, что человек есть  жертва погрешностей в конструкции нервной системы, что толкает его к агрессивности, маниакальности и, в конечном счете - к самоуничтожению. Можно ли согласиться с философом?

 

Нет. Социальные конфликты  возникают не между индивидуумами, а между личностями. Личность –  это человек, живущий в обществе и проявляющий свою индивидуальность с учетом аспектов общественной морали. То, в каком обществе воспитывается человек, какое воспитание он получает, какие моральные принципы, и устои действуют в данном обществе, является основным критерием формирования личности. Поэтому соц. конфликты – от дефектов в социализации человека.

 

Глава 5:

 

2.Некоторые  культурологи предлагают понимать  под культурой такое поведение  человека, которому он научился, а не наследовал генетически.  Можно ли принять такое определение?

 

Да. Человек учится культуре, а генетически он наследует лишь рефлексы. Культуры довольно широкое  понятие. Это не только различные  сферы духовной жизни (искусство, религия, наука, мораль), но также и определенный пласт знаний, информации, передаваемый из поколения в поколение. Но каждый человек изучение культуры начинает заново, привнося свое, что-то новое.

Культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации. То есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социальностью - приобщением к культурному наследию, а так же степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

 

7. Каково соотношение  понятий "культура" и "цивилизация"?

 

Цивилизация – это социокульрутная категория исторического развития общества, а культура – это духовная основа общества, ее базис. Цивилизация – движение социальных механизмов, а культура – это кладезь информации о духовной жизни общества, накопленный в течение веков.

Культура и цивилизация  органично связаны, их нельзя мыслить  как два параллельных процесса. Генетически  цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и  трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных, экономических и политических структурах. То есть цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратится к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

 

8.Чем объяснить,  что такие области знания, как  народная медицина, приметы земледельца,  народные прогнозы погоды, тайны  стеклодувов, скрипичных мастеров  не включаются в систему науки? 

 

Эти области объясняются  мифологическим воззрением людей. Когда люди не могут объяснить какие-то глобальные процессы и явления, они аппелируют к фантастическому, придают ему нереальные черты. При этом очень часто, путем многолетних наблюдений складываются определенные знания, которые способствуют выработке примет, народных прогнозов. То есть, знания о результате у них есть, а о причинах нет.

Народная медицина, приметы  земледельца, народные прогнозы погоды, тайны стеклодувов, скрипичных мастеров, являются накопленными знаниями о результатах, переходящими из уст в уста, которые не подвергаются критическому анализу,  принимаются на веру.

Наука же есть особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать.

 

9. "Процессы интеграции, интенсивно идущие в экономической, научной, технической и других областях жизни человечества, неизбежно приведут к интеграции культур в единую наднациональную культуру". Согласны ли вы с этим высказыванием?

Нет. Культура разных народов  имеет разные базы, носители этой культуры также не однородны, они социализировались веками исходя из собственной культурной базы в отличие от науки, экономики (единые для всех процессов законы), поэтому не может быть единой для всех культуры.

Хотя в настоящем  времени встречаются «перехлесты» различных культурных баз, но и в  этом случае происходит подмена культуры «оккупанта» под влиянием местных  культурных особенностей.

 

10. "Мораль - это выдумка человечества, но не вывод из жизненного опыта" (Э. М. Ремарк). Можно ли согласиться с этим суждением?

 

Да. Мораль – результат  договоренности людей для совместного  существования. Мораль – это исторически  сложившаяся система неписанных законов  (норм, традиций, ценностей). Мораль проявляется в отношении человека к семье, своему народу, к себе. Нравственное воспитание начинается с рождения человека, оно обладает сложной структурой, элементной базой. Проявляется в чувстве ответственности. У каждой культуры в разные времена существовали свои моральные устои и правила, неприемлемые или оправданные в будущем или прошлом.

 

К РАЗДЕЛУ 3:

 

4. Как соотносятся между собой понятия "эмпирическое" и "теоретическое", "чувственное" и "рациональное"? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное - теоретическим?

Чувственное и рациональное относятся к познанию вообще. Эмпирическое и теоретическое относятся к  научному виду познания. Кроме научного познания во всей структуре познания также различают индивидуальное, философское и художественное познание. Эмпирическое и теоретическое познание основано лишь на доказательстве, научных методах познания. Для эмпирического выделяют наблюдение, эксперимент, научный факт, для теоретического – абстрагирование, формализация, моделирование, гипотетико-дедуктивный метод. При чувственном познании, в отличие от эмпирического задействованы лишь органы чувств, причем наблюдение не систематическое, а единичное, как правило, и в лабораторных условиях эксперименты по повторению объекта исследования не проводятся. Кроме того, данные исследования всегда фиксируются в определенном языке, с применением научных терминов. Тоже самое происходит и с теоретическим. В отличие от рационального, в теоретическом задействованы не просто мыслительные способности мозга, а определенная последовательность с становлении научной теории, которая при доказательстве становится законом. Так, любая проблема проходит стадию постановки научной проблемы, затем гипотезы, и если гипотеза проверяется на практике, то она переходит в статус теории. При рациональном мышлении происходит лишь анализ и синтез понятий. Таким образом, деление познавательного процесса на эмпирическое и теоретическое не совпадает с разделением познания вообще на чувственное и рациональное.

 

10. Живое отличается от неживого тем, что может приспосабливаться к среде путем накопления информации и непрерывного обмена веществ с окружающей средой. Можете ли вы согласиться с этим высказыванием?

 

Я не согласен с данным высказываем, но не в полной мере. Данное утверждение требует более точной формулировки и выделения дополнительных критериев «Живого». Неживая природа также содержит в себе информацию, просто того чтобы её прочесть, необходимы специальные знания и навыки. Например, залежи недр на глубине более 5 тыс. метров. Они расскажут о развитии Земли много миллионов лет назад. И обмен с окружающей средой идет постоянный – ветер выдувает твердые породы, воды смешиваются. Единственное, что не может делать неживое из всего перечисленного - это приспосабливаться. Приспособление как необходимость живого в продолжении своего существования и существования своего рода. Приспособление есть необходимость «живого» для продолжения своей жизни. У неживого же нет такой необходимости, поэтому здесь свойственно пассивное приспособление, под действием других окружающих факторов.

 

11.Из всех  высказываний выберите верные. Обоснуйте  ответ. 

Всякая гипотеза приводит к новой теории.

Настоящая научная  теория не нуждается в гипотезах.

Теория состоит  из большого числа гипотез.

Только проверенная  гипотеза приводит к новой теории.

Не каждая, экспериментально подтвержденная гипотеза вырастает в теорию.

 

Только проверенная  гипотеза приводит к новой теории. – Через практику.

Не каждая, экспериментально подтвержденная гипотеза вырастает в теорию. – Не прошедшие практику, отбрасываются. Или же когда гипотезы противоречат уже существующим теориям.

 

16. Т. Кун  определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой (образцом  научного мышления). В какой мере  такое понимание науки соответствует действительности?

 

Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму.

Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим  образом:

Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки;

Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым  суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;

Наука развивается по принципу чередования  периодов «нормальной» и «революционной»  науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.

 

17.Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории? Системность. Непротиворечивость. Простота. Обоснованность. Целостность. Проверяемость. Опровержимость. Способность к предсказанию. Объективная истинность. Рациональность. Объяснительная сила. Формализованность. Строгость. Завершенность.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Философия