Контрольная работа по дисциплине: Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?

К материалистам относятся те, которое под философией понимают философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю. Поэтому с данным суждением нельзя согласиться.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство связи

 

Сибирский Государственный Университет  Телекоммуникаций и Информатики

 

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Философия

                                  

 

 

 

 

Выполнил: Растворцев В.В.

Группа: ЭДТ-11

Вариант:

    

 

 

Проверил: __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2011 г

 

К РАЗДЕЛУ 1.

1."Материалистами  называются философы, которые признают  лишь существование материальных  вещей и тел" /Вольф Х./ Можно  ли согласиться с этим определением?

 

К материалистам относятся  те, которое под философией понимают философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных  идеалов, норм и ценностей человеческого  познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю. Поэтому с данным суждением нельзя согласиться.

 

3. Английский  философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике  философии и ее месте в духовной  культуре общества, заметил: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия" /Рассел Б. История западной философии.- М., 1959. Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?

 

Философия не «между теологией и наукой», а наравне  с теологией, но на разных платформах. Она возникает, когда полученные знания, вступают в конфликт с верой. 

Философия разрабатывает  концепцию мира и человека, выявляя  место человека в мире, помогая  человеку в его духовном самоопределении, создавая ту самую мировоззренческую целостность, которая являлась бы именно способом духовно-практической ориентации, способом вхождения человека в этот мир, помогая человеку овладеть этим миром. Все это можно отнести и для теологии. Отличие же философии от теологии, в том, что она стремится рационально обосновать свои принципы.

 

5. Английский  философ А.Д.Айер доказывает, что  философия не является наукой. При этом он приводит следующие  аргументы. Во-первых, философские  теории не позволяют делать предсказания относительно будущих событий или неизвестных явлений. Во-вторых, философские теории нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента. В-третьих, философские положения сформулированы так, что они в принципе не могут быть опровергнуты, в то время как научные положения допускают принципиальное опровержение. Проанализируйте высказывание философа. Попытайтесь ответить на вопрос. В какой мере приведенные аргументы обосновывают вывод о том, что философия - не наука?

 

В том случае если у  учения есть предмет изучения, его объект, свои методы познания, категориальный аппарат, которым оно руководствуется в процессе познания и выражения результатов своих достижений, такое учение будет наукой. У философии всё это есть. В своем доказательстве Айер основывается лишь на иррациональных аспектах познания, при это не обращает внимание на то, что в философии существуют и рациональные аспекты познания, основанные на логических доказательствах. Философия же универсальна, она включает в себя как иррациональные, так и рациональные аспекты. Таким образом, философия это наука!

 

8. Определите  к какому направлению в философии: 

- объективный  идеализм;

- субъективный  идеализм;

- дуализм; 

- материализм; 

- деизм. 

относятся следующие  высказывания:

"Мир есть  воплощение абсолютной идеи".

"Все предметы, как живые, так и неживые,  побуждаются к деятельности их  внутренней природой (свабхава) и  точно таким же путем они  прекращают свою деятельность".

 

«Мир есть воплощение абсолютной идеи» данное высказывание относится к объективному идеализму, его сделал Гегель, создавший теорию диалектики на объективно–идеалистической основе.

"Все предметы, как  живые, так и неживые, побуждаются  к деятельности их внутренней  природой (свабхава) и точно таким  же путем они прекращают свою  деятельность – материализм

 

12. Определите  к какому направлению в философии: 

объективный идеализм;

субъективный  идеализм;

дуализм;

материализм;

деизм.

Относятся следующие  высказывания:

1) идеи пребывают  в природе как бы в виде  образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия:

2) огонь, вода, земля и воздух существуют  благодаря природе и случаю: Из  этих первоначал возникают тела:

1) идеи пребывают в  природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с  ними и суть их подобия - объективный идеализм

2) огонь, вода, земля  и воздух существуют благодаря  природе и случаю: Из этих первоначал  возникают тела - субъективный идеализм

 

К РАЗДЕЛУ 2

 

Глава 1 и Глава 2:

2. Эквивалентны  ли суждения? Обоснуйте свой ответ. 

Все объекты  материальны.

Все объекты состоят из материи.

 

Суждения эквивалентны.

Если все во Вселенной  состоит из материи, то во всем что  нас окружает (природные процессы, явления…) есть материя.

Материя - основа всех реальных существующих в мире свойств, связей и форм движения объектов и систем.

 

3. Философ утверждает, что мир состоит из элементов,  причем элементы понимаются как:

Тела.

Атомы.

Элементарные  частицы.

Ощущения.

При каком понимании  элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.

 

Необходимо исходить из понятий иррационального и рационального.

Попытки свести весь материальный мир к нескольким простым веществам  – элементам: телам, атомам, элементарным частицам… характеризуют материалистическую позицию философии, потому что утверждаемые ими начала – та или иная форма вещества, а не духа. Их позиция – материя единственная реальность.

Ощущения – идеальное, восприятие мира через сознание, которое является первичным фактором и противопоставляется материи.

Иррациональное - не постигаемое  разумом, мышлением, невыразимое в логических понятиях. Идеалисты исходили из субстанциональности. Рациональное - относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества. Материалисты исходили из первичности бытия.

 

5. Известный  физик С.Саката отмечает, что в  современной физике имеются три  точки зрения на природу элементарных  частиц:

это атомы Демокрита, первичные элементы материи;

это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений;

это структурные  единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.

 Охарактеризуйте  философские позиции, которые  лежат в основе этих трех  точек.

Демокрит является создателем атомистической концепции материи.

Материя, по Демокриту, состоит  из атомов. Атом - в переводе с греческого языка – «неделимый». Демокрит предположил, что атомы существуют в пустоте. Система Демокрита теория структурных  уровней материи - физического и математического. Научная интерпретация результатов изучения элементарных частиц требует теоретического описания с помощью системы абстрактных понятий. Приоритет элементарности они носят временный, в силу затруднений науки расчленить их на составные части.

 

7. Движенья  нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал  и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все  ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж  прав упрямый Галилей.

/А.С. Пушкин/

Какую философскую  идею выразил поэт в этом стихотворении?

 

Не правильно называть движением одно лишь механическое перемещение. Под движением нужно понимать  изменение вообще. Движение неотделимо от своего носителя, оно реально и противоречиво, все объекты одновременно находятся в состоянии покоя и движения.

 

11. Определите, какие из утверждений по проблеме  бесконечности мира в пространстве  и во времени совместимы с  материализмом. Аргументируйте свой ответ.

- Мир конечен  в пространстве, но бесконечен  во времени. 

- Мир бесконечен  в пространстве, но конечен во  времени. 

- Мир бесконечен  в пространстве и во времени. 

- Мир конечен  в пространстве и во времени. 

- Мир безграничен,  но конечен в пространстве и во времени.

 

«Мир бесконечен в пространстве и во времени.»

На данный момент наукой не найдено  границ Вселенной, не определены даты начала и конца времени. На сегодня  установлены предельные величины: предел пространства – 10-33 см и предел времени  – 10-43 сек, но это те, до которых добралась наука.

 

Глава 3.

1. Каковы причины возникновения  у первобытного человека представлений  о душе?

 

Основная причина это желание самоидентифицироваться в мире. Одним из катализаторов этого процесса было непонимание первобытным человеком природы сновидений. Древние люди считали, что события, увиденные ими во сне, имели место в действительности. Человек засыпал и, как он полагал, «собственными глазами» видел, что он странствует, охотится, разговаривает с давно умершими людьми. Когда он просыпался, окружающие уверяли его, что тело спящего все время оставалось на месте. Значит во время сна «что-то» остаётся на месте, а «что-то» странствует. То, что остаётся на месте телом, а то, что странствует во время сна - душой. В обществе возникали иллюзии по данному поводу, появлялись представления о сотворении мира, о загробной жизни, о своей роли в этом процессе. Постепенно  данные иллюзии овладевали умами больших групп людей, наталкиваясь на «неопровержимые» доказательства. Так зарождалось мифологическое мировоззрение. С появлением больших знаний вера человека в «душу» исчезает, особенно ярко это начинает проявляться в Новое время.

 

2.Можно ли изучать  человеческую психику без учета  мозга, нервно-мозговых процессов? 

 

Нет.

Все психические процессы, состояния и свойства человека, задействованы в сознании, сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному.

Человеческая психика состоит  из персептивного уровня и сознания. Персептивный уровень свойственен только развитым живым существам, обладающим сложной нервной системой и проявляется органы чувств. Непосредственно для человека психика выступает посредством психических образов. Сознание – форма отражения объективной реальности, свойственная лишь человеку, основанная на мыслительных процессах.

 Лишь учет всех аспектов  позволит понять суть поведения  человека.

 

4.Можно ли понять природу  человеческого сознания, изучая  только человеческий мозг?

 

Сознание есть свойство, функция  мозга, что человек мыслит, причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное существо. С помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе, и изменяют себя и свое бытие. Ведь здоровый, нормальный мозг - лишь предпосылка формирования сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определенные общественные отношения.

 

5.Может ли  мыслить мозг, изолированный от  внешнего мира?

 

Мышление – сложный  процесс, не являющийся продуктом лишь одного мозга. Мозг – всего лишь орган мышления. Мышление является результатом и выражением всей человеческой практики, включая как прошлые исторические события, так и современные условия. Общественное поведение человека и его практическая деятельность – все это создает как содержание, так и формы мышления.

 

8. Может ли  машина "мыслить"? В чем отличие  ее работы от деятельности  человеческого мозга? 

Если под «Мыслить» понимать синтезировать и анализировать понятия – нет. Она может лишь руководствоваться теми методами, которые заложены человеком. Вся её работа основывается на алгоритмах созданных и заложенных в неё человеком. Человеческое мышление порой не подчиняется никакой логике и не соответствует ни одному из известных моделей алгоритмов. Не возможно запрограммировать машину мыслить пока человек не сможет понять свои возможности на все 100%. На данный момент человек пользуется 5-7 процентами в исключительных случаях до 10 процентов от всех возможностей своего мозга.

 

Глава 4:

1. Согласны ли вы со следующей концепцией? Человек является "открытой" системой, его поведение определяется такими факторами:

Наследственностью;

Событиями собственной  истории, запечатленной в памяти и рефлексах;

Окружающей средой, на которую он реагирует.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Философия